Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра архитектуры
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Современная архитектурная типология»
на тему: «Цвет в интерьере промышленных зданий»
Выполнил
Ст. гр. АРХ – 112
Тотунова Н.Ю.
Проверил:
Архипов А.П.
Владимир 2015
Содержание:
Введение……………………………………………………….……..…...……3
1.Изучение цветового воздействия……...…………………..…………......4-7
2.Информационная сущность цвета………………………….……........... 7-8
3.Психофизиологическое влияние цвета………………………...……... 9-11
4.Цветовое решение производственных помещений...…………...….. 11-17
5.Функциональная окраска и знаки безопасности...………...…….….. 17-19
Заключение………………………………………………………..............…20
Список использованной литературы…………………………..….….….....21
Приложения……………………………………………………….............…22
"Без цвета архитектура невыразительна, слепа. Потребность
современного человека в цвете так же велика, как потребность в
светодвижении (танце) и даже в звуках. Все это - основные факторы в жизни современных людей, их современная
"нервная система".
Блохин В.В. «Архитектура интерьера промышленных зданий».
Введение
Проблема использования цвета – одна из самых сложных и многогранных в архитектуре. Различные аспекты этой проблемы требуют для своего решения совместных усилий архитекторов и представителей, естественных и точных наук.
|
Цветовому решению интерьеров промышленных зданий в мировой практике уделяется большое внимание. И это не случайно, так как многочисленными исследованиями были установлены и доказаны особенности воздействия различных цветов и их сочетаний на настроение и работоспособность людей.
Трудовая деятельность людей большинства профессий протекает в искусственных сооружениях, частично или полностью скрывающих от него красоту многоцветного природного окружения. «Разрушить» это сковывающее человека впечатление монотонности и создать наилучшие условия труда можно с помощью цветовой отделки интерьеров производственных помещений.
С помощью цвета в интерьерах производственных зданий можно решать не только художественно-эстетические, но и функционально-утилитарные задачи. Функционально-утилитарное использование цвета имеет целью обеспечение оптимальных условий зрительной работы и производственной среды, уменьшение опасности.
Задачей специалистов, занимающихся разработкой цветовой окраски интерьеров, является создание в цехах оптимального цветового климата, под которым понимают художественно осмысленное, рационально подобранное с учетом психофизических требований сочетание цветов в помещении.
Изучение цветового воздействия
Изучение цветового воздействия имеет многовековую историю. Эти сведения были получены как априорные данные художников и архитекторов, фактологический материал и выводы, сделанным представителями точных наук о реакциях человеческого организма на цветовые раздражения внешней среды.[1]
|
Проблема цвета исключительно сложна, воздействие цвета активно и многоуровнево – все это диктует необходимость сочетания классических методов логического описания с методами точных наук, использования методов системного анализа.
Естественные науки накопили большой экспериментальный материал о влиянии цвета на человеческий организм. Методы оценки цветового воздействия включают опрос, использование тестовых таблиц и инструментальные замеры, так как психофизиологическая реакция человека на цвет объясняется наличием связи между цветовым зрением и вегетативной нервной системой (по данным Л. Орбели, С. Кравкова и др.). Наиболее полно изучена физиологическая составляющая этой реакции. В начале XX века появи-лись работы М. Догеля, Тривуса, Стефанеску-Гоанга, в которых авторы указывали на существование прямой зависимости между изменениями цветового освещения и частотой и амплитудой колебания пульса человека. Стефанеску-Гоанг в 1911 году одним из первых провел опыты, в которых метод словесного опроса сочетался с методом измерения ряда физиологических показаний. По его данным, цвета пурпурный, красный, оранжевый, желтый вызывали у человека учащение и усиление пульса, причем наиболее отчетливыми были изменения при красном цвете. Под действием зеленого, синего, голубого и фиолетового цветов наблюдалась обратная реакция, т. е. дыхание замедлялось, пульс становился слабее и реже. А. Немчин в 1970 году установил, что частота пульса у человека меняется под воздействием красного, синего и желтого цветов, причем меняется по-разному у мужчин и женщин.
|
Интересной оказалась работа К. Гольдштейна, созданная в 1927 году. Автор изучал воздействие на человека большой, интенсивно окрашенной плоскости. Он измерял расстояние между вытянутыми вперед руками и выяснил, что под влиянием теплых цветов, и в первую очередь красного, испытуемые раздвигали руки и, наоборот, сводили их под влиянием таких холодных цветов, как синий и зеленый. В книге "Организм" К. Гольдштейн пишет, что "цвет оказывает стимулирующее влияние на человеческий организм". По его мнению, цвет влияет на характер и скорость движений. Он пришел к выводу, что интуитивная оценка расстояний, временных интервалов, веса предмета неодинакова под воздействием различных цветов.
Большое количество исследований было проведено по оценке влияния области желто-зеленых цветов на человеческий организм, на работу зрительного анализатора. Внутриглазное давление (по данным С. Кравкова и его сотрудников) уменьшается под влиянием зеленого цвета и увеличивается под влиянием красного. Исследования Е. Рабкина в 1961 году показали, что предварительная адаптация глаза к желтому, зеленому и белому цветам повышает работоспособность. Благотворное влияние приведенных цветов проявляется в улучшении контрастной чувствительности и цветоразличительной способности глаза, а также в повышении стабильности хроматического видения. Под влиянием же красного и синего цветов все перечисленные зрительные функции ухудшаются.
Ферри и Рэнд в 1922 году провели исследования влияние цветового фона на ряд зрительных функций зрения. На основании полученных материалов они установили, что скорость различения, острота зрения и устойчивость ясного видения наиболее высоки при желтом цвете.
Большой интерес также представляют работы по исследованию зависимости между цветовым зрением и органами слуха, обоняния, вкуса. В своих опытах Л. Шварц в 1948 году выявила зависимость между предварительным нагреванием рук и повышением чувствительности к красным и понижением чувствительности к зеленым лучам. Ш. Фере, В. Шеварева и другие исследователи также занимались влиянием цвета на работоспособность. Работа Ш. Фере была одной из первых, в которой указывалось на зависимость между цветом света и мышечной работоспособностью. Автор провел две серии опытов и пришел к выводу, что при очень кратковременной работе красный цвет повышает работоспособность; оранжевый, желтый и зеленый действуют подобно дневному свету; синий и фиолетовый намного снижают работоспособность.
Приведенные выше работы позволили рассматривать цвета средневолновой части спектра в качестве "оптимальных", но это еще не могло быть решением проблемы цветового климата в целом. Исследования Ф. Ламперта в 1967 году показали, что физиологические сдвиги происходят у человека под воздействием насыщенных и ярких цветов. Работы Е. Юстовой (1948), Г. Каменской (1967),. Н. Беляевой (1978) показали, что на цветовую зрительную адаптацию и зрительное утомление влияет в основном насыщенность цвета, а не цветовой тон излучения.[2]
Некоторые ученые, например Кетчем, высказали предположение, что использование одних и тех же цветов, выбранных за свои физиологические качества, может привести к художественному однообразию. Любой цвет, если он сравнительно темный и насыщенный и если он к тому же находится постоянно в поле зрения работающего человека, способствует зрительной усталости. Поэтому очень важно учитывать психологическую составляющую человеческой реакции на цвет. Человек не мог бы существовать без способности приспосабливаться к окружающей среде, к внешним раздражениям. Цветовое своеобразие окружающего мира сформировало отношение человека к цвету, отклонение от привычных цветосочетаний вызывало тревогу, повышало раздражительность, обостряло реакцию. Таким примером выступает реакция на красный цвет как цвет тревоги, пламени, крови.