Психофизиологическое воздействие цвета





В проекте окраски интерьера производственного помещения необходимо учитывать психофизиологические свойства цвета. Психологический аспект восприятия человеком цвета связан с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым, памятью, ассоциативным характером мышления. Особую роль играют природные ассоциации.

Природные ассоциации легли в основу деления цветов спектра на теплые и холодные (См. Приложение 1.Рис. 3) Деление это достаточно условно, так как соседние цвета одной группы спектра в свою очередь вступают в отношения "теплый – холодный". И, наконец, один и тот же цвет кажется более теплым или более холодным в зависимости от фона, на котором он воспринимается. Подобные ассоциации весьма устойчивы и явились, поэтому основной традиционной символики цветов, известной с давних пор.

Одинаковые по размерам предметы, имеющие разную окраску, воспринимаются различными по величине. Из двух одинаковых по величине предметов, окрашенных в светлый и темный тона, светлый предмет кажется больше темного. Из одновременно рассматриваемых равных по величине предметов наибольшим кажется предмет, окрашенный в ахроматический цвет, затем – в один хроматический и наименьшим кажется предмет, в окраске которого использован ряд цветов. Отсюда вытекает эффект "увеличивающих" и "уменьшающих" цветов. (См. Приложение 1. Рис. 4).

С иллюзией изменения величины предмета связана и зрительная оценка веса предметов. Светлый предмет кажется легче тёмного. Из двух предметов, окрашенных в достаточно светлые хроматические цвета, более лёгким кажется тот, который окрашен в холодный цвет. Из этой иллюзии вытекает деление на "тяжёлые" и "лёгкие" цвета. При сравнении чистых спектральных цветов более легкими принято считать желтые цвета с постепенным утяжелением через оранжевые цвета к красным и через зелёные и синие цвета к фиолетовым. При разной насыщенности более тяжёлыми кажутся насыщенные цвета.

В связи с тем, что вблизи цвет предмета различается лучше всего, а по мере удаления теряет насыщенность и синеет в силу законов воздушной перспективы, предмет насыщенного цвета воспринимается человеком как расположенный более близко, чем малонасыщенного цвета.

Эффект "выступания" и "отступания" цветов зависит и от таких факторов, как размер цветного пятна, его отношение к фону в зависимости от контраста, его насыщенности и светлоты. Сравнение различных угловых размеров цветного пятна показало, что влияние углового размера скорее сказывается при восприятии холодных цветов. У теплых цветов эффект приближения четче проявляется при большей светлоте и меньшей насыщенности, у холодных – при противоположных показателях. Изменение насыщенности способно перевести цвет из одной группы в другую. Так, жёлтый и оранжевый цвета, доведенные до предельной насыщенности, могут восприниматься уже как отступающие по сравнению с синими малой насыщенности и сравнительно высокой светлоты, которые оценивались как выступающие. Возможность оценки образцов зеленого цвета то в качестве отступающих, то в качестве выступающих вызывает потребность отнести зеленый цвет в особую группу пространственно - нейтральных цветов.[3]

Психологический аспект восприятия человеком цветового окружения включает такой фактор восприятия, как "цветовое предпочтение". Психологи считают, что цветовое предпочтение формируется на основе ассоциаций и зависит от пола, возраста, темперамента человека, психического склада его характера, социальных установок и национальных традиций.

Из вышесказанного можно сделать вывод что, разные цвета вызывают различные рефлекторные реакции. Это связано с тем, что цвета длинноволновых и коротковолновых участков спектра возбуждают различные отделы вегетативной нервной системы. Цвета длинноволновых участков спектра – красный, оранжевый и желтый – оказывают возбуждающее, активизирующее и стимулирующее воздействие, создают ощущение тепла. Цвета средневолновых участков спектра – желто-зеленый и зеленый – оказывают успокаивающее воздействие; зеленый и особенно зелено-голубой цвет создают впечатление прохлады. Цвета коротковолновых участков спектра – голубой, синий, фиолетовый – освежающие цвета, могут оказывать депрессивное воздействие; фиолетовый цвет вызывает ощущения беспокойства, раздражает. (См. Приложение 1.Табл. 1).

Кроме того, установлено, что скорость возникновения зрительных ощущений от раздражителей разного цветового тона неодинакова. Скорость нарастания силы ощущения цветовых тонов равной интенсивности, как правило, возрастает по мере перехода от цветов коротковолновых к цветам длинноволнового участка спектра. При этом с изменением интенсивности освещения порядок нарастания скорости зрительного ощущения различных цветовых тонов остается прежним.

Это означает, что красный, оранжевый и жёлтый при всех условиях могут вызвать реакцию быстрее, чем цвета коротковолнового участка и, следовательно, их целесообразно использовать в промышленных зданиях для сигнализации об опасности, запрете каких-либо действий, а также для обозначения опасных веществ. Средняя скорость возникновения реакции на зеленый и синий цвет меньше и поэтому логично применять их для обозначения менее активных, нейтральных и безопасных материалов.

 





Читайте также:
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.023 с.