Согласно классификации средств обучения различным техническим приемам, представленной в специальной литературе (Ю. Д. Железняк, Л. Н. Слупский, 1989 год и др.) все упражнения были подразделены на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и упражнения по технике (специальные). Поскольку у большинства студентов на первом курсе наблюдались ошибки по технике выполнения верхней прямой подачи, обучение начинается с азов: показа и объяснения этого способа подачи, а затем с помощью расчлененного метода стали обучать их правильному начальному положению и важнейшей детали техники – подбрасыванию мяча. Только после освоения структуры движения при подбрасывании мяча приступили к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных звеньев тела в ударном движении. При этом особое внимание было обращено на точность движений, умение волейболистов контролировать их, а также переключать внимание с цели на мяч и наоборот. В начале обучения подачам упражнения выполняются в упрощенных условиях.
Подготовительные упражнения
Комплекс подготовительных упражнений для обучения подачам должен включать упражнения для укрепления мышц рук, груди и брюшного пресса, 19 броски набивного мяча, упражнения с сопротивлением партнера, с резиновым амортизатором.
1. Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения – одна рука вверху.
2. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и с максимальной быстротой, вперед - назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед, «Мельница».
3. Упражнение с резиновым амортизатором. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же, одной рукой (правой и левой).
|
4. Стоя на амортизаторе, руки внизу, поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение их назад. То же, но круги руками.
5. Подвижная игра «перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному-два баскетбольных или футбольных мяча. Задача: используя любой способ броска мяча (желательно из-за головы), перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча.
6. Отталкивания от пола, от скамейки, с сопротивлением партнера, на время.
7. Броски набивного мяча весом 1-2 кг двумя руками из-за головы с максимальным прогибом в грудной части при замахе.
8. То же, но сидя на полу.
9. Броски набивного мяча 1 кг одной рукой сверху (в парах). Внимание акцентируется на движении прямой рукой. Очень важно при этом выполнять броски с ограниченной амплитудой движений руки: не опускать ниже уровня плеч после броска сверху.
10. То же, но толчки набивного мяча одной рукой без предварительного замаха.
11. Броски набивного мяча через сетку (нижний край сетки не закреплен) на точность (преподаватель определяет зоны площадки). То же, но определяется техника броска с ограниченной амплитудой замаха или без замаха (толчком).
Подводящие упражнения
1. Имитация подачи мяча. Внимание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.
2. Обучение подбрасыванию мяча. Следует помнить, что высота подбрасывания мяча обуславливается уровнем развития скоростно-силовых возможностей учащихся (компенсация недостатка силы амплитудой замаха). Высокое подбрасывание отрицательно влияет на точность подачи и достижение точного удара в среднюю часть поля, что, в свою очередь, отрицательно влияет на полет мяча без вращения. 3. Удар по подвешенному мячу. Внимание акцентируется на движение прямой рукой. Удар наносится основанием ладони.
|
4. Подачи в стену на расстоянии 6-9 метров. Высота отметки на стене – 2,5-3,5 метра. Мяч должен коснуться стены выше отметки.
5. Ударные движения верхних подач по мячу на резиновых амортизаторах.
6. Игроки располагаются парами лицом друг к другу на расстоянии 8-10 метров. Один подбрасывает мяч 5-10 раз, другой контролирует выполнение. В дальнейшем одновременно с подбрасыванием игрок делает замах.
7. Расположение игроков то же. Игрок с мячом принимает начальное положение для подачи, подбрасывает мяч и выполняет удар в направлении партнера. Следует обращать внимание на согласованность работы звеньев тела, а также на высоту траектории полета мяча.
8. Занимающиеся располагаются парами по обе стороны сетки в 5-6 метрах от нее. Игрок с мячом принимает начальное положение, подбрасывает мяч и выполняет подачу. При овладении подачей с избранного места следует постепенно увеличивать расстояние до сетки, чтобы со временем подавать с лицевой линии.
Специальные упражнения
1. Игроки поочередно выполняют подачу с лицевой линии. Вначале ставят задачу – перебить мяч через сетку, затем – подавать в левую или правую часть площадки. Здесь необходимо следить за тем, чтобы подача через сетку не вызывала чрезмерных усилий, искажающих структуру техники.
|
2. Подача с изменением траектории полета мяча.
3. Подачи с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки. 21
4. Подачи с изменением расстояния полета мяча: укороченные – в зону площади атаки и удлиненные – в зоны площади защиты.
5. Подачи на точность, по зонам площадки (зоны следует очертить мелом): в три продольные части (4-5, 6-3, 1-2 зоны); в каждую из 6 зон; к боковым линиям (2,0-0,5 м); к лицевой линии; на партнера, располагающегося в различных точках площадки; два партнера стоят рядом, расстояние от 2,0 до 0,5 м – мяч направляют между ними. Необходимо помнить, что точность подачи во многом обусловлена направлением замаха бьющей по мячу руки, при верхней прямой подаче – локоть ближе к направлению мяча.
6. Соревнование на большее число подач в пределы площадки. То же, на точность.
7. Подача на силу. На этом этапе занимающиеся должны хорошо усвоить технику подач. Сила удара – оптимальная, но исключающая грубые погрешности в технике. Подача в прыжке.
8. Соревнования на большее количество подач на силу в прыжке.
9. Подачи после подготовительных интенсивных упражнений (прыжков, ускорений, кувырков и т.п.). В этом упражнении очень важно разделить учащихся на 2 группы с тем, чтобы исключить простой в очереди. Одна группа выполняет серию подготовительных упражнений, другая – выполняет подачи. Через 10 минут учащиеся меняются местами.
10. Подачи после выполнения других приемов игры: передач, блокирования, атакующих ударов, приема в падении.
11. Соревнования на точность выполнения игровых приемов.
12. Соревнования на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема определяется по очковой системе: мяч принят к сетке – одно очко подающему и два принимающему, не принят в площадь атаки – два очка подающему и одно принимающему, ошибка при подаче или приеме (включая подачу «не в коридор») – ноль очков. После того, как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего.
13. То же, но после выполнения серии других приемов игры. Например: перед подачей учащийся выполняет три прыжка с имитацией блока.
14. Подготовительные игры 3×3 с использованием подач, приема подач, передач и отбиваний мяча через сетку. Площадка делится на 2-3 части вертикальными линиями. Счет ведется как при игре в волейбол.
Список литературы
1. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. Ю. Н. Клещева, А. Г. Айриянца. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 270 с.
2. Волейбол / под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. – М.: Физкультура, образование, и наука, 2000.
3. Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу: учебное пособие для секций коллективов физической культуры / Ю. Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 192 с.
4. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе / Ю. Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
5. Железняк Ю. Д. На уроках – волейбол / Ю. Д. Железняк // Физическая культура в школе. – 1985. – № 12. – С. 20-23.
6. Железняк Ю. Д. Совершенствование техники подачи мяча / Ю. Д. Железняк // Физическая культура в школе. – 1989. – № 27. – С. 41-45.
7. Железняк Ю. Д. Волейбол в школе: пособие для учителя / Ю. Д. Железняк, Л. Н. Слупский. – М.: Просвещение, 1989 – 128 c.
8. Ивойлов А. В. Волейбол: учебник для пед. институтов по спец. «Физвоспитание» / А. В. Ивойлов. – М.: Высшая школа, 1985. – 261 с. 9. Костюков В. В. Опережающее обучение волейболу. 10-11 классы / В. В. Костюков // Физическая культура в школе. – 1977. – №1. – C. 53-57. 10. Подготовка юных волейболистов: учебное пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов / под ред. Ю. Д. Железняка. – М.: Физкультура и спорт, 1962.
11. Спортивные игры и методика преподавания: учебник для пед. фак., инст. физ. культуры / под ред. Ю. И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 320 с.
12. Спортивныe игры: учебник для студентов факультетов физвоспитания пед. институтов / под ред. Н. П. Воробьева. – М.: Просвещение, 1973 – 335 с.
13. Спортивные игры: учебник для студентов пед. институтов по спец. «Физвоспитание» / В. Д. Ковалев, В. А. Голомазов, С. А. Кераминас и др., под ред. В. Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
14. Спортивные игры: учебник для физ. институтов / под ред. Ю. И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 336 с.
15. Спортивные игры: учебное пособие / Ю. М. Арестов, В. А. Выжин, А. И. Изгарщев, Ю. Н. Клещев, В. И. Фенин, В. Т. Щербаков; под ред. Ю. Н. Клещева. – М.: Высшая школа, 1980 – 143 с. и др.