Пояснительная записка.
Туристско-краеведческую деятельность можно отнести к главным, безотказным, традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей. Краеведческий туризм имеет комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Краеведческо - туристская деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.
Работа любого краеведческого клубного формирования всегда конкретна и индивидуальна потому, что имеет жесткую привязку к месту его расположения. Специфика этой работы состоит в том, что она должна дополнять образование школьное, используя для этого свободное время ребенка. А потому мы избрали основными видами деятельности экскурсионные поездки, однодневные и многодневные походы. Отсюда вытекает, что для экономии времени теоретическая часть проекта реализуется непосредственно во время поездок в виде экскурсов, бесед, рассказов. Особенностью наших поездок, походов является также комплексность их тематики: путешествуя по определенной местности, мы интересуемся всем достойным внимания, что попадается нам на пути, будь то памятники природы, истории или культуры.
Основные цели и задачи проекта:
- познакомить ребят с богатым и разнообразным природным и культурным наследием Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ближайшего окружения (Колпино и его окрестности);
- попытаться пробудить у ребят любовь к уголку Земли, в котором они живут, уважение к людям, жившим здесь прежде и пытавшимся сделать жизнь здесь более светлой и счастливой;
|
- дать знания, умения и навыки по основам туристской деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);
- сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;
- привить интерес к краеведческому туризму как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
- способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;
- развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.
Проект занятий клубного формирования рассчитан на учеников 5-11 классов общеобразовательных школ. Проект, рассчитанный на 10 часов в неделю на протяжении всего учебного года (350 часов в год), включает теоретические (примерно 1/5) и практические (примерно 4/5) занятия. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для подростков, их возрастных особенностей, позволяет избавиться от однообразности занятий. Кроме того, кружковая форма работы даёт возможность одновременно заниматься детям разных возрастов, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям большее количество детей, которые интересуются краеведением и туризмом. Структура занятий состоит из заседаний кружка (теоретической подготовки) и практической части (походов, экскурсий, краеведческих мероприятий). Теоретическая подготовка представляет собой беседы, рассказы, которые проводятся руководителем в помещении клуба или, в основном, в местах проведения экскурсий. Теоретическая подготовка дает представление об истории, целях и задачах деятельности клубного формирования, знакомит с историческими, культурными и природными особенностями своего региона или места путешествия, дает основы необходимой туристской подготовки.
|
Практические занятия проводятся в форме однодневных или многодневных походов и экскурсий, которые несут в себе и познавательные, и воспитательные цели. Проведение краеведческого вечера или выполнение краеведческих заданий дает возможность ученикам попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении.
Проект принимает во внимание график школьного обучения, поэтому большинство однодневных походов и экскурсий приходится на осеннее и весеннее время, а многодневные походы и экскурсии проводятся во время осенних, весенних и летних каникул.
Общая концепция проекта – «Туризм без краеведения слеп, краеведение без туризма бескрыло». Окрестности Санкт-Петербурга – россыпь уникальных мест, плеяда ЧУДЕС.
Особенности содержания проекта
· Динамизм
· Комплексность
· Широкий набор форм деятельности
Рекомендации
· Подача материала ориентирована не только на усвоение специальных знаний, но и на нравственные аспекты воспитания личности.
· Активность воспитанников на занятиях поддерживается подбором увлекательных форм работы, организацией игр, использованием различных материалов, диалоговой формы общения с учащимися, решением практических задач, главным образом, на местности.
Формы отслеживания результатов
Этапами проверки достигнутых результатов являются однодневные походы и многодневные экскурсии, совершаемые в течение всего учебного года в каникулярное время, подготовка и составление отчетов по походам и путешествиям, а также участие в туристско-краеведческих конкурсах и соревнованиях, в районном слете туристов-краеведов-экологов.