Термин " социальная безопасность " сравнительно недавно вошел в научный и политический оборот. Тем не менее, он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Среди них, прежде всего, необходимо выделить Всемирную социальную декларацию, "Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается, как одно из фундаментальных прав человека".
В Декларации были сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:
- всеобщее начальное образование, как для девочек, так и для мальчиков;
- сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения;
- элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;
- ликвидация случаев острого недоедания;
- предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;
- безопасная питьевая вода и санитария для всех;
- кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.
Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.
Постоянным объектом социально-гуманитарной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.
|
Понятие "социальная безопасность" носит комплексный, системный характер. В узком понимании этого слова оно может быть ассоциировано с термином "социальное обеспечение" и сводиться к функции государства по материальному обеспечению определенных категорий нуждающихся граждан.
В широком смысле понятие "социальная безопасность", отождествляемое с понятием "национальная безопасность", может определяться как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет:
- социальную независимость государства;
- стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;
- способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;
- уровень и качество жизни;
- уровень безработицы;
- стабильность заработной минимальной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму;
- безопасность труда;
- социальное партнерство;
- уровень социального обеспечения и социального страхования;
- степень развития социальной сферы и т.д.
Кроме того, термин "социальная безопасность" может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, экологического и иного характера – безработицы, нищеты, преступных посягательств, загрязнения окружающей среды, техногенных катастроф и т.д.
Под гуманитарной безопасностью, под ее сущностью понимается, прежде всего, защищенность традиционной культуры, веры, традиций, образования, духовности, нравственности и т. п., а далее – это обеспечение свобод и прав каждой личности (с учетом конкретных обязанностей гражданина), что особенно актуально в нашей многонациональной стране.
|
Если гуманитарная безопасность есть определенное состояние защищенности, то, наверное, существует угроза этой защищенности? Здесь есть своя тонкость: откуда исходят эти угрозы культуре, вере, образованию, свободам, правам и так далее?
Существует расхожая мысль о том, что определенные объективные причины этого лежат в сфере экономики. Это так называемый экономический фактор. Или, если угодно, рынок. Именно рынок, рыночные отношения приводят к коммерциализации культуры, что негативно влияет на духовность и нравственное состояние населения. И как ответная реакция на это – повышение значимости в нашем обществе религии, веры, которые выполняют особую роль в этом процессе.
Глобализация жизни – это тоже процесс достаточно серьезный и объективный. Вряд ли кто-то сможет его остановить, несмотря на то, что он ведет к нивелировке культуры, образования.
Еще один объективный процесс, о котором нельзя не сказать, – это глубокие объективные цивилизационные изменения. Мы наблюдаем столкновение новых и развивающихся, старых и традиционных цивилизаций. Россия, можно сказать, традиционно оказалась в эпицентре этих столкновений. Это также приводит к размыванию некоторых культур, к активизации терроризма и так далее.
Таким образом, гуманитарная безопасность – это некий существенный аспект всех видов безопасности и ее важнейшей меры, системы национальной безопасности в целом.