Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | Согласовано на МС Протокол №5 От 28 августа 2018 г. | Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 5 от 27 августа 2018 г. |
Г.В.Алпатова Приказ № _180-ОД от 29 августа 2018г. | Руководитель МС Г.А.Малахова | Руководитель МО У.В.Серебрякова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
По социальному направлению
«Азбука безопасности»
Для обучающихся с умственной отсталостью
Дополнительного, 1 класса, 2 класса
_ на 2018-2019 уч. год._________________
Программы составила учитель начальных классов: Т.К.Подлеснова.
г. Котовск 2018г.
Пояснительная записка
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
|
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Данный курс предназначен для обучающихся 1 дополнительного,1 класса, 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание программы второго и третьего года обучения отличается от содержания программы первого года обучения увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по теме.
Программа составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта и примерного содержания программы по ОБЖ авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».
|
О сновная цель программы:
овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи программы:
· организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
· способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
· пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а также следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
|
Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки. Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.
Программа рассчитана на 33учебные недели - 33учебных часа.
К числу планируемых результатов освоения программы «Азбука безопасности» отнесены:
· Личностные результаты – общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
· Предметные результаты – овладение начальными представлениями об окружающем мире.
Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:
· привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
· сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
· выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
· наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе
Планируемые результаты.
В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» у учащихся формируются
предметные результаты:
· применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;
· иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
· знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
· уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы проводится в ходе занятий "Учимся решать жизненные задачи", направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Тематическое спортивное ориентирование предполагает ориентирование на местности с остановками, на которых необходимо ответить на вопросы или выполнить задания на предполагаемую тему и получить маршрут движения далее. Прохождение всего маршрута движения воспитанниками предполагает положительную оценку сформированности БУД по данной теме (разделу). Таким образом, руководитель приобретает необходимые диагностические сведения, а кружковцы с удовольствием их демонстрируют в игровой форме.
Содержание программы
Один дома (13 ч.)
Острые, колющие и режущие предметы. Осторожно, вода! Пожар и задымление. Причины пожара. «А у нас в квартире газ! А у вас?» Не шути с высотой. Беспорядок. Электричество. Бытовая химия. Вредное воздействие привычных вещей. Выход из квартиры. Что делать, если случайно захлопнулась дверь? Лифт.
Улица (8 ч.)
Поведение на улице. Безопасность на детской площадке. Безопасность на спортивной площадке. Опасные места на улице. Что делать, если потерялся в городе? Массовые мероприятия. Незнакомые люди. Хулиганы.
Городской транспорт (8 ч.)
Поведение на остановке. Посадка и выход из городского общественного транспорта. Правила поведения в автобусе, трамвае, троллейбусе. Как правильно перейти дорогу после остановки городского транспорта. Место ребенка при посадке в автомобиль. Эвакуация из транспортного средства. Экскурсия по микрорайону школы (практика). Безопасность на железнодорожном транспорте
Школа (4 ч.)
Переходим улицу (дорога в школу). Поведение в школе. Эвакуация из школы (практика). Обобщение знаний.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов |
04.09 | Один дома (13 ч.) Острые, колющие и режущие предметы. | ||
11.09 | Осторожно, вода! | ||
18.09 | Пожар и задымление | ||
25.09 | Причины пожара | ||
02.10 | «А у нас в квартире газ! А у вас?» | ||
09.10 | Не шути с высотой | ||
16.10 | Беспорядок | ||
23.10 | Электричество | ||
13.11 | Бытовая химия | ||
20.11 | Вредное воздействие привычных вещей | ||
27.11 | Выход из квартиры | ||
04.12 | Что делать, если случайно захлопнулась дверь? | ||
11.12 | Лифт | ||
18.12 | Улица (8 ч.) Поведение на улице | ||
25.12 | Безопасность на детской площадке | ||
15.01 | Безопасность на спортивной площадке | ||
22.01 | Опасные места на улице | ||
29.01 | Что делать, если потерялся в городе? | ||
05.02 | Массовые мероприятия | ||
12.02 | Незнакомые люди | ||
19.02 | Хулиганы | ||
26.02 | Городской транспорт (8 ч.) Поведение на остановке | ||
05.03 | Посадка и выход из городского общественного транспорта | ||
12.03 | Правила поведения в автобусе, трамвае, троллейбусе | ||
19.03 | Как правильно перейти дорогу после остановки городского транспорта | ||
02.04 | Место ребенка при посадке в автомобиль | ||
09.04 | Эвакуация из транспортного средства | ||
16.04 | Экскурсия по микрорайону школы (практика) | ||
23.04 | Безопасность на железнодорожном транспорте | ||
30.04 | Школа (4 ч.) Переходим улицу (дорога в школу) | ||
07.05 | Поведение в школе | ||
14.05 | Эвакуация из школы (практика). | ||
21.05 | Обобщение знаний. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
Н.А. Максименко Дарите детям любовь. Материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006. – 150 с.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.