О привязанностях и любви




Родители малышей часто задаются вопросами, почему их кроха ведет себя именно так, а не иначе, например, с настороженностью относится ко всему новому, держит дистанцию с незнакомыми взрослыми, напряжен и скован в новой обстановке, с большим трудом или вообще не отпускает от себя маму, или же наоборот, может назвать мамой практически незнакомого человека. Чаще всего приходится слышать, что, все это проявления особенностей личности ребенка или его характера, которые расцениваются родителями как врожденные, а потому, мало поддающиеся внешнему воздействию. Это не совсем так. Предпосылки подобного поведения закладываются еще в младенческом возрасте, когда малыш получает свой первый опыт взаимодействия с миром и окружающими, и, в первую очередь, с самыми близкими людьми: мамой, папой, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Эти отношения формируются после рождения, а это говорит о том, что в большей степени именно от мамы и папы зависит то, как ребенок будет воспринимать этот мир, и как будет выстраивать свои отношения с ним. Что же касается личности и характера, то эти устойчивые образования, которые во многом определяют поведение человека в различных обстоятельствах, формируются значительно позднее.

Что именно мы имеем в виду, когда говорим о тех уникальных и неповторимых отношениях, которые формируются у малыша с мамой и папой в начале его жизни, и которые имеют такое большое значение для всего последующего его развития. Мы имеем ввиду взаимный процесс образования эмоциональной связи между ребенком и его близкими, в ходе которого удовлетворяется формирующаяся потребность малыша в безопасности и любви. Это процесс формирования привязанности.

Формирующаяся привязанность оказывает существенное влияние на все развитие растущего человечка, как физическое, так и психическое. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с мамой и другими близкими у малыша формируются представления о себе и других людях. Эти представления в дальнейшем помогут малышу ориентироваться в новых ситуациях и адекватно вести себя в них. Внимательные, чуткие и заботливые родители формируют у ребенка чувство «базового доверия к миру». А что это означает? Это означает, что у малыша складывается положительное отношение к себе, он растет приветливым и веселым, он активен, любознателен, а позднее, становится уверенным в себе, самостоятельным, инициативным и способным правильно оценивать свои силы и возможности. Других людей он воспринимает с интересом и способен вступать с ними в длительные, глубокие и теплые отношения.

Если же доверие к миру не сформировано, то малыш может вырасти тревожным, неуверенным в себе и своих силах или агрессивным и упрямым. У ребенка складываются представления о том, что другие люди, также как и родители, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять, т.е. он будет относиться к ним настороженно, боязливо, что в дальнейшем затруднит установление близких эмоциональных связей с окружающими.

Первый и, безусловно, главный человек в построении отношений малыша с миром это его мама, это заложено самой природой, так как отношения с мамой у малыша начинаются еще задолго до его появления на свет. Предпосылки привязанности формируются еще до рождения малыша в период беременности или даже до её начала. Как это спросите Вы? Дело в том, что ученые, работавшие над этой проблемой, выделяют факторы, оказывающие влияние на формирование привязанности. С одной стороны, это целый ряд совершенно объективных изменений, которые происходят в организме будущей мамы, имеются в виду изменения гормональной системы. Женщина становится более чувствительной, более эмоциональной, если так можно выразиться, более обращенной внутрь себя. С другой стороны, исследователями отмечается и ряд других факторов, таких как желанность беременности, характер взаимоотношений в семье, образовательный уровень и воспитательные установки будущей мамы, её особенности темперамента. Немаловажным является и то, какие представления существуют у мамы об эмоциональных контактах с другими людьми. Так же отмечается и влияние культуры, традиционно в нашей культуре поощряется нежное, заботливое отношение матери к малышу.

В нашей книге мы поведем разговор о том, как развиваются взаимоотношения матери и ребенка, как к этому диалогу подключаются другие близкие малыша. Выделим то, на что необходимо обращать внимание, что бы процесс формирования привязанности проходил без осложнений и в позитивном ключе, а ваша кроха выросла активным, уверенным, общительным и эмоционально чутким человеком.

Рождение малыша…начало активного взаимодействия

Как только рождается малыш, с этой минуты начинается активное взаимодействие родителей и ребенка. В первое время малыш практически беспомощен, большую часть времени он спит, а на любой дискомфорт он реагирует пронзительным плачем, он нуждается в постоянной заботе, и от того насколько чутко родители будут реагировать, удовлетворяя его потребности, будет во многом зависеть, то каким для ребенка откроется этот мир: надежным, предсказуемым, вызывающим доверие или наоборот, хаотичным, непостоянным, вызывающим тревогу.

Но ребенку недостаточно вовремя поесть, попить, поспать, быть в тепле и быть чистым, ему необходимо общение со взрослым человеком, человеческое тепло и нежность. Для него важно смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слушать его голос, ощущать его прикосновения. Поглаживания, похлопывания, пощипывания, перебирание пальчиков, движения ручками и ножками малыша, тормошения, покачивания, поцелуи в животик, ладошки, пяточки, любые другие прикосновения, сопровождаемые нежным произнесением имени, разговор с ласковой интонацией, сопровождаемый взглядом глаза в глаза и теплой улыбкой – во всем этом маленький карапуз нуждается ничем не меньше, чем в тщательном кормлении, купании и прогулках.

Взрослый, разговаривая с ребенком, лаская его, воздействует на все его органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Только установив личностный контакт, взрослый сможет влиять на развитие ребенка. Никакой, даже самый тщательный уход за малышом не заменит ему этого общения.

Чего следует избегать….

Лишенный общения малыш, хуже развивается и физически и психически. Самый опасный и уязвимый возраст – от 6 до 12 месяцев. Ни в коем случае нельзя лишать малыша общения с мамой, если по каким-либо причинам это невозможно, то рядом с малышом должен быть какой-то другой близкий человек, который на время сможет заменить ему маму. Так же важно отметить, что круг лиц, с которыми контактирует малыш, должен расширяться постепенно, иначе малышу будет трудно сориентироваться в своих эмоциональных привязанностях, и его отношения с окружающими будут формальны и поверхностны.

Привязанность малыша к маме формируется постепенно. На протяжении первых лет жизни ребенка можно проследить различные стадии развития привязанности, которые проходят все дети. Рассмотрим их более подробно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: