Начальный этап от 0 до 2 месяцев




Ребенок еще не различает взрослых и выказывает свое внимание к любому взрослому человеку; при уходе кого-либо из взрослых нет ни тревоги, ни беспокойства.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, приблизительно в 1 месяц. Он начинает улыбаться маме, радоваться при ее появлении. Мама должна как можно больше стимулировать эту новую потребность. Непосредственное эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится основой для развития его познавательной активности и живого интереса к окружающему миру.

Для ребенка, особенно в первые годы жизни, эмоциональные связи с близкими взрослыми – жизненная необходимость. Малыш испытывает потребность во внимании, ласке, любви взрослого, в первую очередь матери. Ласковое отношение к ребенку – условие положительного отношения его к людям с первых недель жизни. Малыш еще не осознает, но чувствует свою значимость для близких. Малышу необходимы ласковые прикосновения, тепло родительских рук. И здесь важно, чтобы эти движения были спокойными и неторопливыми, но в то же самое время уверенными. Ведь руки отлично передают внутреннее состояние человека. Если он расстроен чем-то, раздражен, устал, то его прикосновения становятся резкими, неточными, неуверенными. Малыш, чувствуя это, испытывает дискомфорт и тревогу, становится беспокойным и плаксивым. Отсюда вывод, когда хорошо маме и папе, хорошо и их малышу.

У ребенка есть врожденная предрасположенность к привязанности - потребность в безопасности и физическом контакте.

Начало привязанности закладывается по мере развития у ребенка реакций на окружающих его людей. Первые две-три недели жизни малыш не проявляет никакой инициативы по отношению ко взрослому. В этот период привязанность только начинает формироваться, малыш еще нечетко различает близких взрослых, для него пока что привлекателен любой взрослый, который обеспечивает ему комфорт. Но, несмотря на это родители должны постоянно разговаривать с ним, ласкать его, ловить его взгляд. Именно благодаря любви взрослых ребенок в конце первого месяца жизни начинает отвечать на обращения взрослого.

От 3 до 6 месяцев

Ребенок начинает различать знакомых и незнакомых, но к незнакомым взрослым нет отрицательного отношения, при виде чужого нет ни страха, ни недовольства.

Чуть позже приблизительно к трем месяцам, он уже сам станет проявлять инициативу: смотреть в глаза, улыбаться, радостно гулить, перебирать своими крошечными ножками при виде мамы. Эту реакцию ученые назвали «комплекс оживления» – так ребенок показывает, что ему очень хочется общаться со взрослым. Его появление свидетельствует о том, что малыш стал эмоционально выделяет маму из числа других взрослых. Малыш только начинает различать знакомых и незнакомых ему людей, но он по-прежнему продолжает относиться ко всем окружающим с интересом и вниманием, охотно вступает в эмоциональное общение с ними. Появление мало знакомого человека не вызывает у малыша ни страха, ни недовольства.

К 5-6 месяцам ребенок проявляет привязанность к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и любви. Чаще всего это мама. Привязанность проявляется в том, что кроха наиболее интенсивно выражает свою радость, увидев маму, услышав ее голос, и протестует при разлуке с ней. Малыш начинает проявлять избирательность в отношении ко взрослым: эмоционально положительно откликается на ласковый голос или приближение к нему близкого человека. По-другому ведет себя при приближении чужого человека: замирает, затихает, настораживается, в особенности, когда рядом нет близкого человека.

Итак, примерно в 6-8 месяцев ребенок начинает уверенно отличать членов семьи, которых видит часто, от чужих людей. В этом возрасте он сильно привязан к матери, может не узнать бабушек и дедушек, если редко их видит. Малыш учится показывать родителей в ответ на вопросы «где мама?», «где папа?».

«Боязнь семимесячных»

Не надо пугаться, если где-то в районе 7 месяцев Ваш ребенок внезапно стал вести себя по-другому и стал бояться чужих людей. У одних детей это проявляется довольно ярко, другие реагируют более сдержанно. Малыш может бояться только некоторых людей, а иногда любой взрослый, кроме мамы вызывает бурную негативную реакцию. Малыш может плакать, когда видит чужих, отказываться оставаться один в их присутствии. Он чувствует себя спокойно только на маминых руках, успокаивается только в ее присутствии. Все это закономерно, так как приблизительно к 7 месяцам у ребенка возникает способность отличать одного человека от другого. То, насколько быстро ребенок преодолеет боязнь незнакомых, зависит от самых близких ему людей, от того насколько доверительны и надежны их взаимоотношения. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее, то есть отношение ребенка к миру – зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений с близкими взрослыми.

Поэтому, чтобы преодолеть «боязнь семимесячных», старайтесь поощрять контакты ребенка с другими людьми, делайте это так, чтобы малыш чувствовал себя спокойно и уверенно, общаясь с ними. Каждый раз показывайте малышу, что Вы рядом, ведь присутствие близких людей поддерживает у малыша чувство уверенности, защищенности, способствует формированию у него доверия и спокойствия. В дальнейшем, это приведет к тому, что малыш будет более спокойно отпускать маму, проявлять самостоятельность в игре, сможет вступать в контакт с новыми для него людьми.

Второй год жизни

Ваш ребенок проявляет и положительное и отрицательное отношение к близким взрослым. Протест против ухода сохраняется, но нет испуга при виде чужого человека.

Ближе к году, ребенок на основании первичной привязанности к маме начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям. Несмотря на то, что малыш становится способным к самостоятельному передвижению, осваивая новое пространство, он постоянно возвращается к маме, перемещается так, чтобы видеть ее. Малыш становится более самостоятельным, он начинает активно осваивать предметный мир, его интересует буквально все, он охотно подражает действиям взрослых. Каждый день он учится чему-то новому. Но, если раньше он мчался в мамины объятия, и ему было достаточно того, что мама его обнимет, поцелует, потормошит, то теперь, все чаще и чаще, он обращается к взрослому с игрушкой в руках, призывая его к совместным действиям. Это свидетельствует о развитии взаимоотношений между взрослыми и ребенком, о переходе этих отношений на качественно новый этап. Теперь родители и малыш партнеры в совместной игре. На основании первичной эмоциональной связи строятся принципиально другие отношения – отношения делового сотрудничества. При адекватном развитии и нормальной обстановке в семье, при сформированной надежной форме привязанности малыш готов к общению с окружающим миром, открыт для новых знакомств, он с удовольствием знакомится на площадке с детьми и пытается играть с ними.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: