ФОРМЫОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ
Выполнила:
Студентка 1 курса заочной формы обучения
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Общая и эксперементальная психология
Научный руководитель
Давлетбаева З.К.
Сибай 2018
Формы общения с родителями ДОУ.
Исторически семейное и общественное воспитание подрастающего поколения привлекали внимание многих исследователей. Сегодня педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. В законе «Об образовании в РФ», одной из основных задач является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. В ФГОС дошкольного образования говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры, педагогической грамотности семьи. Огромное значение в работе специалистов с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система взаимодействия.
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт и где начинается их систематическое психолого-педагогическое просвещение. От качества работы детского сада в значительной мере зависит уровень психолого-педагогической культуры родителей, и следовательно, уровень семейного воспитания детей. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком психолого-педагогических знаний и умений родителей. В последнее время все большую популярность в ДОУ приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы педагогов с родителями. С их помощью успешно преодолеваются многие проблемы связанные с воспитанием детей,
|
В практике работы с родителями воспитанников ДОУ используются различные формы взаимодействия: анкетирование родителей, предусматривающее получение данных о развитие ребенка и его семье; индивидуальные консультации; беседы; открытые занятия и праздники с приглашением родителей. Вниманию родителей предоставляется наглядная информация на стендах: «Советы логопеда», «Советы психолога», позволяющая ознакомиться с особенностями психо-речевого развития воспитанников разных возрастов. Стенд «Волшебная страна Всезнайки», знакомит родителей с направлениями коррекционной деятельности и формами работы педагогов с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, где для родителей даны рекомендации специалистов. В раздевальных комнатах групп выставляются папки-передвижки с наглядной информацией учителя-логопеда, а в фойе – памятки и папки с консультациями педагога-психолга.
Анализ отечественных психолого-педагогических исследований по проблемам взаимодействия семейного воспитания показывает, что это взаимодействие в течение ряда лет развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. Тем не менее, важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание и взаимопомощь в решении сложных задач коррекции речи, психологического развития и поведения воспитанников. Такой формой взаимодействия с родителями в ДОУ может стать семейный клуб, в котором организуют тренинги, «круглые столы», презентации, тематические встречи. Смысл такой формы работы не только в установление контакта с родителями, но и в создании благоприятной эмоциональной атмосферы, которая помогает членам семейного клуба лучше воспринимать советы педагогов, стать более открытыми для принятия психологической помощи.
|
При проведении встреч в семейном клубе решаются следующие задачи:
- гармонизация детско-родительских отношений средствами коммуникативных форм поведения;
- осуществление психолого-педагогического просвещения родителей по внутрисемейным отношениям, вопросам социально-личностного развития;
- формирование у родителей навыков доверительного общения;
- формирование у родителей представлений и практических умений в области развития и коррекции речи и познавательных процессов дошкольников;
- повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела;
- содействие укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей;
Для того чтобы родители согласились на тесное взаимодействие, необходимо систематически проводить работу с ними. Уже во время первого знакомства с ними специалисты должны дать понять, что видят в них равноправных членов педагогического коллектива, готовых к конструктивному партнерскому взаимодействию, что их будут уважать, к их мнению будут прислушиваться. Приобщение к жизни группы и детского сада создает ситуацию, в которой родители размышляют над проблемами развития детей. Все это сплачивает семью, повышает ее педагогическую культуру. Данная форма работы с родителями создает условия для активного участия их в обсуждении заявленных проблем.
|
Таким образом, проводимые мероприятия в семенном клубе направлены на формирование детско-родительских отношений, совершенствование навыков общения, личностный рост участников клуба, способствуют созданию положительного психологического микроклимата в семье, что в целом оказывает благоприятное влияние на формирование личности ребенка.
Список литературы:
1. Арнаутова Е.П. Общение с родителями. Зачем?Как? – М.,1993.
2. Бойчук И.А. В содружестве с семьей//Дошкольная педагогика – 2009,№5.
3. Зубова О.Н., Лукъянова \Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, - 2010,№11
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М.,2004,
5. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
6. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»