В отечественной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности, сущность которого состоит в отображении и моделировании социальной, предметной и природной действительности в условных ситуациях.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности [5]. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми: «Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [39].
Многочисленные исследования отечественных специалистов в области дошкольного образования (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджирицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.) доказывают, что игре, как любому другому виду деятельности, ребенка необходимо обучать. Без целенаправленного руководства игра не может выполнить функцию воспитания, поскольку ее основные структурные элементы (сюжет, роли, правила, действия) осваиваются в процессе специально организованного обучения.
Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребёнка, - самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса- народные игры, которые могут возникать по инициативе взрослого.
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры, игры сюжетно-образовательные.
Сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребёнка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности, значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Развивающие игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения воспитания детей. Развивающие игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [28, с.22].
Развивающая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат [28, с.22].
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
В развивающей игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение развивающей задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения[28, с.24].
Таким образом, развивающая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель развивающих игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции развивающих игр:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования обще учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей[28, с.26].
Таким образом, развивающая игра – сложное, многогранное явление. Приобщение дошкольников к школьному обучению в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Применение развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса.
Заключение
Познавательные способности (процессы) – это способность познания окружающего мира. Познание требует активной работы всех познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, ощущения, речи. Познавательные способности есть у каждого здорового человека и их нужно развивать.
В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы выявили, что познавательные способности – одно из социально значимых качеств личности. Познавательная способность – это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Процесс формирования и развития познавательных способностей осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности.
Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное. Между уровнем развития познавательных способностей и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения.
Дошкольный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в дошкольном возрасте происходит становление познавательных интересов.
В структуре познавательных способностей различают эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий компонент.
Как важнейшее средство развития познавательных способностей выступает развивающая игра.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [текст]/Абульханова-Славская, К.А. - М.: Наука, 2013. - 335 с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебник для вузов [текст]/Бабанский, Ю.К.. – М.: Просвещение, 2015. – 345с.
3. Бараз, Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения/Бараз Э.А.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. - Челябинск, 2015.-19с.
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательных способностей у младших школьников и дошкольников/Баранова, Э.А.. - М: Речь, 2014. – 219с.
5. Блонский, П.П. Психология дошкольника /Сост. и ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. - М.: Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 1997. - 575с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 352с.
7. Божович, Л.И. Развитие мотивов учения у школьников/Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина JI.C.. // Вопросы психологии дошкольника. - М.: АПН РСФСР, 2001, вып. 36. - С.29-105.
8. Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Институт практической психологии/ Брушлинский, A.B.; Воронеж: Модэк, 2015. - 390 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: В 2-х ч./ Венгер, А.Л. -М.: Генезис, 2011. – 196с.
10. Выготский, JI.C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте/ Выготский, JI.C.. - СПб.: Союз, 1999. - 143с.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения/ Дейкина, А.Ю. - М.: Просвещение, 2012. - 258с.
12. Дусавицкий, А.К. Формула интереса/Дусавицкий, А.К.. - М.: Педагогика, 2014. - 145 с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/Дружинин, В.Н.. - СПб.: Питер, 2013. -368 с.
14. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.– М.: Прогресс, 2015. – 367 с.
15. Зайцева, И.А. Формирование познавательных способностей к учению как способ развития креативных способностей личности/ Зайцева, И.А.. – Ноябрьск, 2015. – 124с.
16. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования/ Загвязинский, В. И.. — М.: Педагогика, 2002. – 158с.
17. Изард, К.Э. Психология эмоций/Изард, К.Э. / Пер. с англ. - СПб.: Знание, 2010. – 281с.
18. Кочановская, Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук/Кочановская, Е.В.. - Калининград, 2015. - 197с.
19. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательных способностей у младших школьников/ Лебедева, А.В. // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №2. - С.62-64.
20. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ Леонтьев, А.Н. - М.: МГУ, 2005. - 584 с.
21. Лях, Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис... канд. пед. наук/ Лях, Ю.А.. - Кемерово, 2013. – 14 с.
22. Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2009. №7. -С.45
23. Литранович Ж.Т. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий/Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. //Педагогический альманах. - 2014. - № 1.- С. 94-99.
24. Маркова, А.К. Мотивация и интерес к учению // Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 2006. -191с.
25. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ Матюшкин, А.М..- М.: Дрофа, 2011. – 306с.
26. Меньшикова, ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательных способностей/ Меньшикова, ЕА. // Вестник ТГПУ. - 2014. - №3. - С.16-20.
27. Менчинская, H.A. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/ Менчинская, H.A.. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2014. - 511 с.
28. Моргун, В.Ф. Мотивация разносторонней деятельности учащихся /Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Просвещение, 2014. – С. 91-129.
29. Орлова, Л. А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. / Л. А. Орлова // Начальная школа. 2015. №3. -С.76-85
30. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Пастушкова, М.А.. – М., 2014.- 17с.
31. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательных способностей» в психолого-педагогической литературе/Пологрудова, И. С. // Молодой ученый. — 2012. - №4. - С. 366-367.
32. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2014.- № 6. – С. 116-123
33. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования/Рубинштейн, С. Л.. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с.
34. Садыкова, Н.У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: Дис.... канд. пед. наук/Садыкова, Н.У.. – Воронеж, 2014. – 217 с.
35. Сластенин, В.А. Педагогика/ Сластенин, В.А.. – М: Академия, 2014. – 608с.
36. Смолкина, Е. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е. В. Смолкина // Начальная школа. 2014. №2. -С. 28-31.
37. Фㅤеㅤдㅤеㅤㅤㅤрㅤаㅤлㅤьㅤнㅤыㅤйㅤ гㅤоㅤсㅤуㅤдㅤаㅤㅤㅤрㅤсㅤтㅤвㅤеㅤнㅤнㅤыㅤйㅤ сㅤтㅤаㅤнㅤдㅤаㅤㅤㅤрㅤтㅤ дㅤоㅤшㅤкㅤоㅤлㅤьㅤнㅤоㅤгㅤоㅤ оㅤбㅤㅤㅤрㅤаㅤзㅤоㅤвㅤаㅤнㅤиㅤяㅤ / Уㅤтㅤвㅤеㅤㅤㅤрㅤжㅤдㅤеㅤнㅤ Сㅤоㅤвㅤеㅤтㅤоㅤмㅤ Мㅤиㅤнㅤиㅤсㅤтㅤеㅤㅤㅤрㅤсㅤтㅤвㅤаㅤ оㅤбㅤㅤㅤрㅤаㅤзㅤоㅤвㅤаㅤнㅤиㅤяㅤ иㅤ нㅤаㅤㅤㅤуㅤкㅤиㅤ Рㅤоㅤсㅤсㅤиㅤйㅤсㅤкㅤоㅤйㅤ Фㅤеㅤдㅤеㅤㅤㅤрㅤаㅤцㅤиㅤиㅤ пㅤоㅤ фㅤеㅤдㅤеㅤㅤㅤрㅤаㅤлㅤьㅤнㅤыㅤмㅤ гㅤоㅤсㅤуㅤдㅤаㅤㅤㅤрㅤсㅤтㅤвㅤеㅤнㅤнㅤыㅤмㅤ оㅤбㅤㅤㅤрㅤаㅤзㅤоㅤвㅤаㅤтㅤеㅤлㅤьㅤнㅤыㅤмㅤ сㅤтㅤаㅤнㅤдㅤаㅤㅤㅤрㅤтㅤаㅤмㅤ 28 аㅤвㅤгㅤㅤㅤуㅤсㅤтㅤаㅤ 2013 гㅤ.
38. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Щукина, Г.И. - М.: Педагогика, 1988. – 203с.