Теоретико-методологические основы методики преподавания




Раздел 1. Предмет, задачи, категории

Методики преподавания курса «Окружающий мир»

 

Тема 1.1. Интегративный характер методики преподавания курса «Окружающий мир». Методика преподавания естествознания как педагогическая наука

Объект и предмет исследования методики преподавания курса «Окружающий мир».

Функции и задачи методики преподавания курса «Окружающий мир».

Теоретико-методологические основы методики преподавания курса «Окружающий мир».

Связь методики преподавания естествознания с другими науками.

Психолого-педагогические методы исследования, используемые в методике преподавания курса «Окружающий мир».

Объект и предмет исследования методики

Преподавания курса «Окружающий мир»

 

Методика преподавания курса «Окружающий мир» занимает особое место в системе подготовки студентов факультета педагогики и методики начального образования в педагогических вузах. В современных условиях вместо традиционного предмета «Естествознание» («Естествознание») в учебные планы начальной школы введена дисциплина «Окружающий мир». «Окружающий мир» как учебный предмет и образовательная область госстандарта носит интегративный характер, так как, объединяя в себе сведения из многих научных областей, имеет целью формирование целостной научной картины мира у детей младшего школьного возраста, которая в дальнейшем будет конкретизироваться и корректироваться в процессе изучения основ конкретных естественно-географических и историко-обществоведческих наук. Новое содержание начального естественнонаучного образования требует разработки новых программно-методических материалов, обеспечивающих профессионально-методическую подготовку будущих учителей начальных классов, в содержании которых реализованы современные подходы к методике изучения интегративного курса «Окружающий мир».

В составе школьного предмета «Окружающий мир» изучаются основы различных наук (биологии, географии, истории и др.), поэтому предметом методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» является процесс изучения основ этих наук в начальной школе. В связи с расширением предмета исследования курс «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»» имеет наддисциплинарный характер. Его содержание базируется на основе теории обучения естествознанию и интегрирует знания из других предметных методик: методики преподавания истории, методики преподавания обществознания, методики преподавания ОБЖ и др. В «Методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»» как наднаучной области знаний определены современные подходы к целевым ориентациям, систематизированы принципы отбора интегративного содержания, обоснованы методы и средства изучения окружающего мира в начальной школе.

Слово «методика» произошло от греческого «metodos», что означает путь, способ исследования или познания. Понятие методика употребляется в гностическом аспекте (как особая область знаний об осуществлении деятельности в той или иной сфере) и в практическом аспекте (как нормативная упорядоченность действий в какой-либо конкретной деятельности, а также вербальное ее отражение в форме описания).

Методики учебных предметов содержат в себе педагогические аспекты различного характера: теоретического, методологического, операционно-технологического – и, как правило, освещают:

· в отношении самой методики ее предмет, задачи, роль и специфику;

· в отношении предметной деятельности, на которую направлена методика, ее цели и задачи, содержание, закономерности, принципы организации, основы системы деятельности, условия ее функционирования, средства, формы, способы управления деятельностью, методы, приемы, технологии.

Методика преподавания естествознания – наука об обучении, воспитании и развитии детей в процессе изучения природы. Объектом исследования методики преподавания естествознания является процесс обучения младших школьников естествознанию, их воспитание и развитие в ходе обучения. Предметом – закономерности, содержание, формы, методы, средства преподавания и изучения естествознания в начальной школе.

 

Функции и задачи методики преподавания

Курса «Окружающий мир»

 

Как и другие педагогические науки, методика преподавания курса «Окружающий мир» выполняет определенные функции:

· гностическую, направленную на создание методических знаний (теорий) на основе синтеза знаний из разных научных отраслей и интеграции теоретических (научных) и эмпирических (обобщение опыта) знаний;

· прогностическую, связанную с предвидением более качественного состояния педагогической системы;

· проективно-моделирующую, проявляющуюся в создании образа-модели того пути, который приведет к прогнозируемому результату;

· конструирующую, заключающуюся в детализации созданного проекта, приближающей его для использования практиками в реальных условиях;

· коррекционно-направляющую, связанную с воспроизведением разработанной методики в практической деятельности, ее локализацией и конкретизацией применительно к реальным субъектам деятельности.

Методика преподавания курса «Окружающий мир» призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.

1. Определение целей и задач обучения естествознанию и обществознанию в соответствии с уровнем развития науки и общества, а также определение целей воспитания и развития младших школьников с учетом особенностей содержания предмета (для чего учить?).

2. Проектирование естественно-географического и историко-обществоведческого содержания в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями (чему учить?).

3. Разработка адекватных содержанию методов, средств, форм обучения (как учить?).

4. Изучение процесса усвоения предмета учащимися (какова результативность обучения?).

Развитие любой области знаний связано с развитием понятий, которые составляют аппарат данной науки и выражают ее сущность. Рассмотрим ведущие понятия, на которых базируется методика обучения естествознанию, и связи между ними.

Образование в широком смысле – процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития (образованность).

Образовательный процесс – это специально организованное взаимодействие педагога и ребенка с целью освоения опыта взаимоотношений с окружающим миром. Образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями воздействия на ребенка условно можно разделить на два взаимосвязанных процесса: обучение и воспитание.

Обучение – целенаправленный процесс управляемого познания объектов и явлений окружающего мира, закономерностей в природе и социуме, направленный на формирование знаний, освоение способов познавательной деятельности, развитие познавательных процессов у детей.

Воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на личность ребенка с целью накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики).

В обучении приобретаются знания и осваиваются технологические навыки. В воспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные ценностные ориентиры. Обучение отличается от воспитания степенью организованности, оно определено более жесткими рамками: реализация государственного образовательного стандарта, программное содержание, использование регламентированных форм обучения и т.д. Обучение помогает накопить опыт в предметной сфере, а воспитание – в социальной. Обучение и воспитание направлены на развитие ребенка.

Развитие человека (ребенка) – это освоение им внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего, общечеловеческого (культурного) потенциала возможностей. Под развитием понимают процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, нервной системе, психике, личности ребенка. В зависимости от сферы личности различают интеллектуальное, эмоциональное, нравственно-духовное и другие стороны развития.

Процессы обучения, воспитания и развития неразделимы. Педагогика рассматривает процесс формирования личности, опираясь на представления о единстве биологического и социального в развитии человека. Результат развития – становление человека как биологической особи (развитие психических процессов) и как социального субъекта (развитие личностных качеств). Развитие личности осуществляется в условиях целенаправленного воспитания и обучения в процессе деятельности путем присвоения общественно-исторического опыта отношений с природой, накопленного человечеством. Сам процесс присвоения выступает как надбиологическое творчество. В результате освоения опыта раскрываются внутренние задатки ребенка, заложенные природой. Отбор доступного содержания и руководство его освоением осуществляется педагогом в процессе обучения. Обучение является ведущим фактором развития ребенка.

Теоретико-методологические основы методики преподавания

Курса «Окружающий мир»

Наука развивается в том случае, когда она пополняется новыми фактами. Для их классификации и интерпретации необходимы научно обоснованные методы, которые определяются методологией исследования. Методология – это учение о методе познания; научный способ установления основы исследования, определения его общих направлений развития, целей. В педагогических науках методология определяет ту или иную систему принципов, подходов, способов построения теоретической и практической деятельности.

В основе курса методики обучения естествознанию лежит несколько методологических подходов.

1. Всеобщий диалектический метод дает возможность увидеть основные закономерности воспитательно-образовательного процесса: неразрывную связь между обучением, воспитанием и развитием личности учащихся; внутренние противоречия между количеством и качеством применяемых методов, методических приемов и средств обучения; переход количественных изменений в качественные (накопление знаний, преобразование их в убеждения и нормы поведения и т.п.).

2. Системный подход, сущность которого заключается в том, что любой объект или явление рассматривается как целостная система, в которой выделяют устойчивые структуры и функциональные связи между ними (В.Н. Садовский). В методике при оперировании понятиями «система учебного материала», «система методов обучения» и т.п. термин «система» используется, как правило, в системном смысле. С позиций системного подхода воспитательно-образовательный процесс представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: ребенок как субъект присвоения элементов культуры, педагог как транслятор культуры, содержание как совокупность культурных ценностей и средства приобщения к культуре.

Исследование системы опирается на системные принципы: целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности, множественности описания и др.

Системный подход помогает:

· выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса или явления;

· определить факторы, влияющие на функционирование изучаемой системы;

· оценить роль и место данной системы как целостного образования в системе других явлений;

· выявить отдельные элементы, на которые будет оказано преобразующее влияние;

· изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей;

· создать систему с улучшенным функционированием.

3. Синергетический подход, согласно которому сложноорганизованные системы открытого типа, в том числе и педагогические, характеризуются постоянной изменчивостью, самоорганизацией, самообновлением, саморазвитием.

Рассмотрение самоорганизующихся систем с позиций синергетического подхода определяется следующими принципами:

- универсального эволюционизма (признание эволюции мира как единого самоорганизующегося процесса);

- необратимости (принципиальной невозможностью обратимости процессов развития на всех уровнях организации материи, обусловленной существованием этапов детерминированного хаоса);

- фрактальности (инвариантностью некоторых определяющих элементов развивающейся системы);

- индетерминизма (постбифуркационной неоднозначностью развития системы, обусловленной случайным характером выбора эволюционного пути).

Педагогические системы неустойчивы, флуктуативны (изменчивы), открыты для развития; имеют бифуркационные (критические) точки разрушения старых структур; их вероятностное развитие может быть представлено диссипативными структурами как образованиями более высокой степени сложности и т.д. (Е.В. Бондаревская, С.С. Шевелева).

Процесс обучения естествознанию в начальной школе и научная область «Методики преподавания естествознания» как программа управления в данной образовательной сфере являются взаимодействующими системами, совместно функционирующими на основе дифференцированных образовательных запросов развивающейся личности ребенка и социально-экономических, культурно-духовных потребностей общества. Пусковыми механизмами процессов саморазвития этой системы являются, с одной стороны, ребенок как активно действующая, саморазвивающаяся часть природы и постоянный источник стихийности, неупорядоченности и, с другой стороны, педагог как источник инноваций, творчества. Вводимые педагогом инновации теоретически обосновываются наукой и внедряются в практику.

4. Культурологический подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития человека через присвоение общекультурных ценностей (Закон об образовании РФ). Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию воспитательно-образовательного процесса на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру.

Образовательный процесс должен развертываться как совместное восхождение ребенка и педагога к истокам отношений человека с природой, экокультурный вариант взаимодействия с ней. Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни на уровне культуры. Педагог начальной школы является почти идеальным проводником культуры, так как в процессе полидисциплинарной деятельности он имеет возможность определить функции каждой предметной области в развитии личности ребенка.

5. Гуманистический подход ориентирует на создание условий для психологического единства субъектов образовательно-воспитательного процесса, благодаря которому педагогическое воздействие на учащихся уступает место творческому процессу взаиморазвития субъектов (Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманская).

Сущность гуманистического подхода составляют:

· личностный подход, предполагающий отношение к ребенку как к личности, как к субъекту собственного развития, и направленный на принятие каждого ребенка таким, каков он есть, на признание уникальности личности ребенка, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение и на создание условий для развития задатков и творческих способностей каждого ребенка;

· деятельностный подход, требующий признания деятельности как фактора развития личности и направленный на организацию учебной деятельности ребенка как субъекта;

· полисубъектный подход, ориентирующий на понимание личности ребенка как носителя и продукта взаимоотношений и взаимодействий с другими субъектами воспитательно-образовательного процесса и направленный на вовлечение ребенка в разные формы коммуникаций.

Выделенные методологические подходы позволяют определить проблемы и стратегии развития методики преподавания естествознания; исследовать процесс обучения естествознанию в начальной школе; проектировать методические модели, позволяющие конструировать и преобразовывать реальные условия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: