используемые в методике преподавания курса «Окружающий мир»




 

Учебно-исследовательская работа является одним из компонентов профессиональной подготовки учителей. Знание методов исследования необходимо при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, поможет в дальнейшем заниматься педагогическим творчеством.

Методика преподавания естествознания использует общие методы педагогического исследования применительно к особенностям своего предмета, развивая и углубляя их.

Методы исследования – это процедуры и операции эмпирического и теоретического познания педагогических явлений.

Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации целей и задач конкретного исследования.

По источникам накопления информации методы исследования можно подразделить на теоретические и эмпирические. Теоретические методы исследования связаны с изучением теоретических источников.

Всякое методическое исследование обычно включает в себя использование сpавнительно-истоpического метода, который позволяет проследить педагогические явления в развитии и сравнить их. Этот метод предполагает работу с психолого-педагогической, методической литературой. Он дает возможность проанализировать теоретический и практический опыт педагогов какого-то периода по какому-то направлению и определить его значение для развития методики и системы начального образования.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при работе с понятийным аппаратом. В методике используются общеупотребительные понятия, такие как развитие, метод, условие и т.п. В научном исследовании принято рассматривать суть каждой категории сначала в наиболее общем смысле, постепенно переходя к конкретному, особенному.

Моделирование – метод создания и исследования моделей мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих и замещающих предмет исследования. Педагогические модели применяются для решения многих методических задач: оптимизации структуры учебных программ и содержания обучения; улучшения планирования учебного процесса; управления познавательной деятельностью учащихся.

Эмпирические методы всегда опираются на определенную теоретическую концепцию. Они связаны с непосредственным познанием учебно-воспитательных явлений на практике. Эти методы обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания педагогической теории.

Одним из наиболее распространенных методов исследования является педагогическое наблюдение, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определенную концепцию. Наблюдение позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике.

В результате наблюдения формулируются гипотезы, которые проверяются, уточняются в ходе последующих наблюдений, переходя в теорию, объясняющую педагогические явления. Наблюдения имеют определенную цель, проходят по заранее продуманному плану с детальным перечислением изучаемых вопросов. Этапы подготовки и проведения наблюдения включают: выбор объекта; постановку целей и задач; составление плана; подготовку необходимых документов и оборудования; сбор данных; оформление и анализ результатов, теоретических и практических выводов.

Различают наблюдения в естественных условиях и лабораторные; формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформализованные. По частоте применения выделяют постоянные, повторные и однократные наблюдения; по объему – сплошные и выборочные; по способу получения информации – прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные). Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач.

Наблюдение объективно отражает изучаемый процесс, когда имеется четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, его цель, длительность. Результаты наблюдений фиксируются в форме протокола, что позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам, анализировать их. Весьма эффективно использование магнитофонной или видеозаписи, поскольку она дает объективное отражение хода учебно-воспитательного процесса. При наблюдении учебно-воспитательного процесса в протоколе чаще всего фиксируют содержательную и хронологическую стороны.

 

Таблица 1

Протокол педагогического наблюдения

 

Организационные этапы Содержание учебного материала Деятельность учителя и учащихся Время
деятельности учителя деятельности учащихся
         

 

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентификация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых процессов. Наблюдения также не позволяют вмешиваться в изучаемый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами.

Большое значение для решения многих методических проблем имеет изучение и обобщение педагогического опыта творчески работающих учителей. Собранный материал теоретически осмысливается и делается достоянием науки. В школьной практике обобщение передового опыта стимулирует творческое начало в деятельности учителей, помогает росту педагогического мастерства. Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт (педмастерство, состоящее в рациональном использовании рекомендаций науки, и новаторство, определяющее собственные методические находки, новое содержание обучения).

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдений, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, выявление внутренних закономерностей достижения успеха в обучении. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности учителя. Критериями передового педагогического опыта могут быть новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.

Внедрение передового педагогического опыта в практику происходит через базовые и экспериментальные школы, шефство педагогов-мастеров, а также путем его изучения и обобщения.

Педагогический эксперимент позволяет получить новые сведения о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами, характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в педагогический процесс и прослеживанием результатов этих изменений. Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь проводит теоретический и исторический анализ явления, изучает опыт массовой педагогической практики, определяет главную проблему исследования.

Эксперимент требует выдвижения гипотезы – научно обоснованного предположения о возможной эффективности того или иного проверяемого нововведения. На основе гипотезы определяются конкретные задачи и методы исследования, разрабатывается план проведения эксперимента.

Важным условием проведения эксперимента является подготовка экспериментальных материалов: подбор учебных текстов и наглядных средств обучения, разработка дидактических материалов, тестовых заданий. Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп, условия обучения в которых должны быть тщательно уравнены, за исключением проверяемых факторов. Если исследователь не располагает двумя группами, он может экспериментировать с одной группой, сопоставляя данные эксперимента с данными, полученными до эксперимента (при работе в обычных условиях).

Чаще всего экспериментальное исследование включает три этапа:

1) констатирующий, на котором изучаются существующие педагогические явления методами педагогической диагностики;

2) формирующий, в процессе которого конструируются новые педагогические явления;

3) заключительный, на котором проводится повторная диагностика, анализируются результаты и сравниваются с исходными данными, формулируются выводы.

Экспериментальным путем пробивают дорогу в школьную практику новые приемы, методы, формы, системы обучения. В настоящее время проводятся широкие экспериментальные исследования по проблеме развивающего обучения младших школьников, начало которым было положено Л.В. Знаковым и В.В. Давыдовым.

Важное место в методических исследованиях занимает метод беседы. Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации, что позволяет исследователю, учитывая реакцию отвечающего, направлять беседу в нужное русло. Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. В педагогическом исследовании беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как метод сбора психолого-педагогической информации. Следует учитывать, что в беседе исследователь выявляет не объективный факт, а мнение. Может случиться так, что оно произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Анкетирование – метод массового сбора информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования учитель получает материал о личностных качествах школьников, их интересах, мотивах поступков.

Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор и т. п.).

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

· нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств;

· вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными;

· на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, контролирующих искренность ответов;

· в начале анкеты предлагаются лёгкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение – снова простые.

Достоинствами анкет являются массовость обследования, большая скорость сбора информации, лёгкость обработки результатов, возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести то, что объективность ответов не всегда высокая, т.к. жесткий перечень вопросов ограничивает круг мыслей опрашиваемых.

Анализ продуктов деятельности детей дает ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его индивидуальных особенностях.

Изучение письменных работ, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества младших школьников позволяет получить сведения об особенностях их познавательных процессов и их отношении к окружающему миру.

Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни. Например, путём анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и уровень их осознанности, степень эмоциональной увлечённости, характер познавательных интересов, а также составить представление о способностях, словарном запасе, образном мышлении.

Анализ педагогических документов (классных журналов, протоколов педсоветов, конспектов, стенограмм уроков и т.п.) дает возможность получить дополнительные данные о педагогическом процессе, установить зависимости между методическими явлениями. Необходимо определить достоверность и адекватность документов, соответствие их изучаемой проблеме.

В последние годы в школьной практике получила широкое распространение педагогическая диагностика, которая служит для определения условий протекания учебного процесса и точного установления его результатов (К. Ингекамп). Она позволяет не только описать те или иные особенности личности или группы лиц, но и измерить их. Диагностика используется не только в экспериментальных исследованиях, но и является методом контроля на всех этапах учебного процесса.

Педагогическая диагностика является составной частью педагогической деятельности и выполняет ряд функций:

· определяет результативность учебного процесса;

· выявляет эффективность условий учебного процесса с целью его стимуляции;

· позволяет измерить успеваемость учащихся и оптимизировать индивидуальное обучение.

В процессе диагностических процедур устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных школьников; выявляются индивидуальные особенности учащихся, что позволит педагогу корректировать процесс развития каждого ребенка.

Диагностика, служащая оптимизации учебного процесса, ориентируется на задачи:

· внутренняя и внешняя коррекция в случае низкой оценки результатов обучения;

· определение пробелов в обучении;

· подтверждение успешных результатов обучения;

· планирование последующих этапов учебного процесса;

· мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулировании сложности последующих шагов обучения;

· улучшение условий учебы.

В диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты:

· сравнение (наблюдаемых результатов с прежними результатами того же учащегося, с результатами других учеников, с базовым стандартом);

· анализ (с целью определить причины отклонения в показателях);

· прогнозирование (с тем, чтобы предвидеть результаты в других ситуациях или в будущем);

· интерпретация (характеристика и оценка имеющейся информации);

· доведение до сведения учащихся и родителей результатов диагностики и коррекция показателей в будущем.

Важнейшими критериями диагностического исследования являются:

· объективность, т.е. устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих диагностическое исследование;

· надежность, или релиабельность, характеризующаяся стабильностью показателей при повторных измерениях;

· действенность, обеспечивающая всесторонность проверки.

Результаты диагностики фиксируются в форме, облегчающей дополнительную проверку и сопоставимость.

Чтобы избежать высокоинферентных оценок свойств с их небольшой валидностью и сопоставимостью, предпринимаются попытки уменьшить инференцию с помощью систем показателей и категорий, а также с помощью шкал оценок.

Технология диагностического исследования.

1. Определение целей диагностики. При планировании целей определяются содержательные рамки, т. е. какие познавательные процессы будут исследоваться, насколько обширен должен быть тот учебный материал, на базе которого будут проверяться пробелы в знаниях детей, какие умения будут проверяться – умение мыслить, запоминать и т. д.

2. Определение показателей явлений, которые изучаются у детей. Для этого необходимо описать качественные характеристики позиции ребенка как субъекта обучения и найти соответствующие им показатели результативности его учебной работы, поддающиеся измерению и количественному выражению.

3. Определение критериев (меры, степени) проявления показателей уровня сформированности той или иной позиции, в которых фиксируются различия в ее развитии и функционировании.

4. Конструирование диагностических заданий для учеников в соответствии с целями, содержанием и условиями проверки. Задания должны быть краткими, требующими сжатых ответов, информационными, однозначными, пригодными для быстрой математической обработки результатов с помощью шкал оценок.

5. Определение методики выполнения диагностических заданий (устный опрос детей, тестирование, письменная проверочная работа и др.).

6. Обработка и интерпретация результатов диагностики.

Результаты диагностики фиксируются в диагностическом листе (табеле, экране успеваемости) – средстве информации, гарантирующем обратную связь с учащимися. Необходимо учитывать, что для младших школьников вербальные формулировки являются более приемлемой формой оценки, чем цифровые.

Используемые в практике изучения окружающего мира диагностические методики ориентированы на определение уровня знаний и способов действий учащихся, а также на выявление уровня сформированности компонентов учебной деятельности или отдельных качеств личности (см. Приложение 3).

В методических исследованиях шиpоко используются математические методы: они позволяют установить количественные характеристики, дают основания для теоретических обобщений, повышают надежность выводов.

Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число успевающих и неуспевающих).

Ранжирование – расположение собранных данных в ряд по степени проявления (в порядке нарастания или убывания каких-либо показателей) и определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалиpование – присвоение цифровых показателей исследуемым характеристикам. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам. Составленные шкалы оценки позволяют математически обработать результаты исследования.

 

Таким образом, с помощью различных методов исследования можно выявить закономерности и тенденции развития методики преподавания естествознания как науки, ее связи с практикой обучения, со смежными науками. Методы исследования применяются в комплексе. Они помогают раскрыть сущность процесса изучения окружающего мира в начальной школе и создавать новые теории, не только объясняющие, но и прогнозирующие дальнейшее развитие.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определения понятий «методика преподавания естествознания» и «методика изучения окружающего мира», выделите и сравните предмет и задачи этих методик.

2. Совпадает ли предмет изучения методики преподавания естествознания и естественных наук? Аргументируйте ответ.

3. С какими науками связана методика преподавания естествознания? В чем проявляется их связь?

4. На каких методологических подходах базируется методика преподавания курса «Окружающий мир»? Дайте их сущностную характеристику.

5. Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения? Какие методы применяются в методическом исследовании?

6. В чем сущность педагогического наблюдения и педагогического эксперимента?

7. Для каких целей применяется педагогическая диагностика?

8. Почему методику учебного предмета называют частной дидактикой?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: