Тема 11. Политика государства по защите интересов женщин
План:
1. Женщины как социально-демографическая группа населения Российской Федерации.
2. Проблемы женского труда, оплаты труда.
3. Насилие над женщинами.
4. Женщины и развитие человечества.
1 вопрос:
1.1.Женщины – социально-демографическая категория населения, отличающаяся рядом физиологических особенностей, специфическим гормональным статусом, положением в социальной структуре.
- Раскройте демографические, специфические биологические особенности женщин.
- Как вы думаете, почему с 25-29 лет число женщин начинает превышать число мужчин?
- Какие факторы способствуют изменению положения женщин в обществе?
1.2. Подготовьте сообщение на тему: «Исторический очерк борьбы женщин за социальное равенство с мужчинами».
1.3. Заполните таблицу - Психологические различия мужчин и женщин.
Женщины | Мужчины |
1. Женщины почти всегда ищут поддержку в своих решениях извне. 2.Более подвержены психическим заболеваниям, чем мужчины. 3. Самым распространенным психическим заболеванием является депрессия… |
2 вопрос:
- Как вы думаете, почему становится больше женщин, желающих трудиться на производстве (бизнес, хозяйство…), нежели быть домохозяйкой?
- Дайте объяснение понятию – сексуальная сегрегация профессий.
- Почему при одинаковой работе работодатели отдают нередко предпочтение в оплате мужчинам?
- Какие меры социальной поддержки и защиты в РФ существуют для матерей – одиночек; для матерей, воспитывающих детей без отца.
3 вопрос:
- Раскройте сущность, причины, формы, психические и социальные последствия жестокого обращения с женщинами.
- Составьте психологическую характеристику (состояние, поведение) личности, пострадавшей от жестокого обращения.
- Охарактеризуйте основные направления и формы социальной политики, правовой защиты женщин, испытывающих насилие.
4 вопрос:
|
Сочинение-размышление: «Основное предназначение женщины».
5 вопрос:
На основе изучения Трудового Кодекса РФ, составьте мини-конспект (тезисы) по следующим вопросам:
1. Производства, работы, профессии, должности, на которых ограничивается применение труда женщин.
2. Отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.
3. Льготы женщинам при совмещении работы с обучением.
4. Особенности регулирования труда женщин: при привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, при направлении в служебные командировки; при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков; при расторжении трудового договора; при осуществлении ухода за детьми-инвалидами.
5. Льготы женщинам после внесения поправок в Трудовой Кодекс РФ, принятых Государственной Думой РФ 6 октября 2006г.
6 вопрос:
На основе изучения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Международные акты о правах человека. – М., 20087. С. 245-255, составьте мини-конспект (тезисы) по следующим вопросам:
1. Отличие конвенции от декларации. Понятие «дискриминация женщин». Основания принятия конвенции.
2. Меры, принимаемые государствами по недопущению дискриминации:
в политике и общественной жизни (ст. 7,8,9);
в сфере образования (ст. 10);
в экономической сфере (ст. 11);
|
в области здравоохранения и других вопросах социальной жизни (ст. 12,13,15);
в вопросах брака и семейной жизни (ст. 16);
обратить внимание на особые проблемы, с которыми сталкиваются женщины, проживающие в сельской местности (ст. 14).
Тема 12. Государственная политика в образовании.
План:
- Роль образования. Реформирование образования как отрасли социальной сферы.
- Государственная политика в области образования.
Три качества – обширные знания,
привычка мыслить и благородство чувств –
необходимы для того,
чтобы человек был образованным
в полном смысле слова.
Н.Г. Чернышевский
1 вопрос:
Вставьте пропущенные слова
Образование – целенаправленный процесс… и … в интересах человека, общества т государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Социальная сфера образования – процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области гарантированного… образования.
1.2. Вопросы:
- Раскройте основные тенденции развития образования в современном мире.
- Согласны ли вы, что содержание образования, как отражение социального опыта, является источником насилия над ребенком? Свой ответ обоснуйте.
- Каково содержание школьного компонента учебного плана школы? Оцените свое отношение к 12-летней школе в России. Есть ли у вас возражения против введения двенадцатилетнего образования? Какие?
· В законе РФ «Об образовании» утверждается: «Государственная политика в образовательной сфере основывается на принципах гуманизма, приоритете общечеловеческих ценностей, способствует охране жизни и здоровья ребенка, свободному развитию личности, воспитанию учащихся в духе любви к Родине». Как и насколько, по-вашему, реализуется на практике это положение закона в современной России? Почему?
|
- Назовите принципы образовательной политики, определяющие основные направления, приоритеты и характер образования в нашей стране.
- Докажите, что в России продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство (аргументы, факты).
1.3. Обратитесь к Интернет-источникам и подберите информацию по теме: «Проблемы отечественного образования». Определите свое отношение к прочитанной информации. Подготовьте тезисы по результатам своих изысканий.