Демографическая ситуация и демографическая политика в РФ




Демографический кризис, который переживает РФ, несёт в себе серьёзные угрозы будущему развитию и социальной безопасности государства, что требует формирования действенной демографической политики, направленной на противодействие дальнейшему углублению кризисной ситуации и устранение возникающих угроз.

Категория «демографическая политика», как и социальная политика вообще, не имеет однозначной трактовки в нашей стране, в ее современном научном обращении. Традиционно демографическая политика в России воспринимается как определённая деятельность государства, целью которой является изменение демографических параметров развития населения и режима его воспроизведения. В более широком понимании демографическая политика влияет и на качественные характеристики населения (состояние здоровья, экономическая активность и т.п.). Демографическая политика, как правило, представлена в таких государственных документах, как «концепция», «стратегия» или «программа» демографического развития страны, где декларируются цели, что отвечают современным государственным интересам. Так, осознание чрезмерной остроты демографической ситуации в России отразилось в задачах, которые были определены, например, в Концепции демографической политики до 2025 г., Методических рекомендациях по разработке региональных программ демографического развития и до. нормативно-правовых актах, касающихся регулирования демографической ситуации.

Главными задачами демографической политики в этом документе были определены: сокращение смертности трудоспособных граждан РФ, в особенности из-за внешних факторов (травматизм, несчастные случаи и т.д.). А также разработка дифференцированных региональных программ демографического развития с учетом местных проблем и традиций, решение текущих, наиболее важных демографических проблем, например, борьба со старением населения, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни и т.д. Другой важной задачей является сотрудничество государственных органов с общественными организациями в ходе реализации демографической политики (как на федеральном, та и на региональном, муниципальном уровнях).

Угроза депопуляции заставляет правительства многих стран больше внимания уделять процессу рождаемости как основному фактору, который определяет режим воспроизводства населения. И содержание мероприятий, которые традиционно предлагаются в соответствующих документах, преимущественно опирается на здравый смысл и общественное мнение, чем на глубинные демографические исследования. Так, с точки зрения здравого смысла и исходя из результатов опросов, наибольшими преградами для на рождения детей в России становятся материальные проблемы и отсутствие жилья, но факты доказывают противоположное: чем выше уровень жизни семей, тем меньше в них детей. Значит, необходимо более тщательно изучить детерминанты демографических процессов для того, чтобы формировать эффективные меры влияния на них. По мнению Шабуновой А и Калачиковой О.: «Демографическая политика должны быть практикой демографической теории, а не обыденного, бытового мышления. Удивительно, что стратеги демографической политики в России, которые определяют ее содержание на государственном уровне, игнорируют довольно обоснованные выводы демографической науки, обрекая свои мероприятия aprіorі на низкую эффективность». С этим нельзя не согласиться, но следует отметить, что неэффективная демографическая политика это не сугубо российский феномен. Ведь во многих развитых странах мира в той или иной мере применяются, меры экономического стимулирования рождаемости, которые не дают желательного эффекта и также подвергаются критике. Вообще взгляды специалистов на возможности демографической политики (в традиционном понимании) не являются однозначными. Большинство из них не оптимистично настроены относительно оценки влияния экономического стимулирования на рождаемость и на увеличение численности населения. Они констатируют неизбежность сокращения численности населения, даже при условии внедрения щедрых выплат при рождение и воспитании детей, поскольку, как утверждает Кафидов В.В, изучающий демографию с точки зрения менеджмента - «демографический потенциал населения РФ на данный момент почти исчерпан». Подобного мнения придерживаются и демографы: А. Вишневский, Е. Андреев, А. Трейвиш и др.

Вместе с тем некоторые научные работники более оптимистично относятся к перспективам влияния на рождаемость. Так, Игебаева А. и Волкова Ф высказывают мысль, о том, что «…определённого противодействующего снижению рождаемости эффекта можно ожидать от реального общего подъёма благосостояния вследствие роста производительности труда, которое лежит в основе перехода от индустриальной стадии экономического развития к постиндустриальной». Следовательно, рынок труда тоже влияет на демографическую ситуацию, значит, они взаимно влияют друг на друга.

Тем не менее падение рождаемости в современном мире с точки зрения демографического подхода можно считать универсальным процессом, характерным для всех стран, которые переходят как к индустриальной, так и постиндустриальной фазы развития. Опыт других стран свидетельствует, что рост благосостояния сам по себе не влияет на рост рождаемости.

Сегодня в мире приблизительно треть всех стран имеет значение суммарного коэффициента рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения. А среди стран бывшего СССР только три: Таджикистан, Узбекистан и Киргизия продолжают сохранять режим расширенного воспроизводства.

Первопричиной снижения рождаемости в глобальном масштабе называют трансформацию института семьи (или институциональный кризис семьи), переход от традиционной патриархальной сельской семьи - ячейки, где осуществлялась общая работа, взаимная помощь между членами семьи, к семье городского типа с чертами индивидуализма, участием в общественном производстве, пользованием государственной системой социальной защиты.

Именно это демографы и социологи называют основными причинами снижения рождаемости, возникновения и углубления демографического кризиса.

Приверженцем такой точки зрения является и известный русский демограф Анатолий Вишневский, который не считает трансформацию российской традиционной семьи сугубо специфической реакцией на изменения, произошедшие в странах СНГ. Он называет это - глобальным явлением, что характерно для многих стран мира. Ряд других ученных также утверждают, что проблема подрыва семейных ценностей имеет всецело универсальный характер, присущий всем урбанизированным странам - как развитым, так и с переходной экономикой.

Другие же связывают становление новой модели семьи в РФ в основном с рыночной трансформацией общества, хотя и не отрицают влияния факторов глобального характера - процессов индустриального развития и урбанизации.

Итак, новая модель семьи и брачно-семейных отношений, которая формируется в России, характеризуется высоким уровнем консенсуальных браков, повышением возраста вступления в бра, высоким уровнем внебрачной рождаемости, низким уровнем рождаемости и высокими уровнями экономической и потребительской активности.

Составляющей так называемого «кризиса традиционной семьи» является также изменение роли женщины в обществе, т.е. привлечение женщины к общественной работе и меньшая концентрация на семейных обязанностях.

Меньшее количество детей в современной семье можно рассматривать как стратегический выбор современной семьи, которая стремится сохранить определенный уровень материального благосостояния и обеспечить детям лучшее качество ухода, воспитания, образования.

В глобальном масштабе снижения рождаемости стало наиболее заметным в 60-х годах прошлого века. Тем не менее, довольно продолжительное время (с начала 60-х к началу 90-х гг.) показатели рождаемости в России имели относительно стабильные значения. Но системный кризис 90-х гг. спровоцировал весьма резкий обвал показателей рождаемости, что уже нельзя связать лишь с глобальными изменениями в демографическом поведении. Суммарный общий прирост населения снизился до своей минимальной отметки (-0,44) в 1999 году (табл. 1).

 

Таблица 1. Численность населения РФ

Показатели            
Численность населения, млн. чел 147,7     142,8   143,3
Общий прирост за год, % 0,41 -0,44 -0,43 -0,01 0,20 0,22

 

Основной причиной такого резкого падения можно назвать снижение уровня жизни большей части населения и связанную с этим потерю ощущения стабильности. Тем не менее, среди причин резкого снижения показателей рождаемости 90-х, начала 2000-х гг. кроме сугубо экономических, можно назвать еще ряд других. В начале 80-х гг. государство постоянно проводило активную политику, направленную на помощь семьям, имеющим детей, именно тогда отмечался последний всплеск рождаемости. Много семей в то время реализовало рождаемость на протяжении определённого срока и, соответственно, возник смещённый календарь рождений на более ранний период. К началу 90-х гг, соответственно, состоялось смещение календаря рождений в противоположную сторону, и это было еще одним фактором резкого снижения рождаемости 90- х гг. прошлого века в нашей стране. Одновременно с этим сегодня наметилось снижение количества трудоспособного и экономически активного молодого населения, именно из-за низкой рождаемости двадцатилетней давности.

Характерным признаком демографической ситуации в РФ является также то, что кризис рождаемости объединяется с резким ухудшением здоровья населения, в том числе репродуктивного, повышением смертности и сокращением продолжительности жизни. Итак, еще фактором снижения рождаемости 90-х гг. стало ухудшения репродуктивного здоровья населения, высокая смертность мужчин активного репродуктивного возраста.

Усилия государства относительно решения проблем демографического развития определённым образом можно оценить путем анализа расходования бюджетных средств на те или иные программы демографического развития.

К государственным расходам, которые имеют демографическую направленность, можно отнести такие: расходы на социальную защиту семьи, детей и молодежи и на помощь в решении жилищного вопроса (социальная защита и социальное обеспечение). Расходы на программы защиты семей, детей и молодежи составляют наибольшую часть расходов на социальную защиту в структуре местных бюджетов. В 2013 году стоимость этих программ составляла 877 млрд. рублей (1,9% от ВВП) или 27% общих расходов бюджетов на социальную защиту населения.

Среди программ демографической направленности значительную роль играют государственные программы помощи семьям с детьми. Они являются наиболее важным направлением расходования государственных средств на социальную защиту, учитывая высокие показатели бедности семей с детьми. Так, уровень бедности городских семей с детьми в 20010 г. составлял почти 25%, сельских - 40%. Около 5 млн. российских детей растут в бедных семьях, а значит они не могут получить нормальное образование и нарушается профессионально-квалификационная структура трудового потенциала. Предложение на рынке труда менеджеров, бухгалтеров, экономистов, педагогов превышает спрос, но зато остро не хватает работников промышленности, сельского хозяйства (особенно в глубинке), в больших городах - специалистов по обслуживанию и подбору роботов, менеджеров по продаже 3D-продуктов, специалистов по нанотехнологиям, хирургов. Все это сочетается с нехваткой мужчин трудоспособного возраста.

Согласно действующему законодательству, в РФ установлены такие виды помощи семьям с детьми:

выплата по беременности и родам;

при рождении ребёнка;

по уходу за ребёнком до достижения 1,3, 3 или 18 лет (в зависимости о типа семьи о состояния здоровья ребёнка);

пособия на на детей, которые находятся под опекой на детей одиноким матерям;

материнский капитал;

помощь малообеспеченным семьям с детьми.

Тем не менее, такие мероприятия, более или менее способны выполнять функции защиты от бедности, но на рождаемость кардинально они не влияют. Как свидетельствуют данные исследований условий жизни домохозяйств в РФ, несмотря на постоянный рост размеров социальной помощи значительных изменения материального положения семей с детьми не происходит, не влияют они также и на ситуацию с рождаемостью.

Следовательно, реалии современного демографического развития заставляют по-новому оценить роль и место демографической политики. Подавляющее большинство цивилизованных стран мира перешли к суженному режиму воспроизводства населения. Численный рост населения за счет рождаемости практически исчерпал свой ресурс. Мир переходит на режим низкой рождаемости, и, по крайней мере в ближайшие десятилетия, радикальных изменений такой ситуации ожидать не следует. Т.к. разрыв в благосостоянии этих различных групп стран сокращается медленнее, чем разрыв в рождаемости, и это еще раз подтверждает тезис о том, что снижение рождаемости нельзя связывать с сугубо экономическими факторами.

Население экономически развитых стран стремительно стареет, что представляет серьёзную угрозу экономическому развитию. Подобная тенденция наметилась и в РФ. (табл. 2 - данный Федеральной службы статистики РФ)

Проблема постарения приобретает все более глобальный характер в большинство стран Европы, Северной Америки, Японии, которые стоят на пороге демографического возрастного кризиса.

 

Таблица 2. Возрастная структура населения РФ, тыс. чел

Возраст/годы            
Моложе трудоспособного            
Трудоспособного            
Старше трудоспособного            

 

Старение угрожает разрушить финансовые системы этих стран, поскольку непомерно большие суммы будут направляться в пенсионную система и систему медпомощи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: