Сущность демографической политики государства и ее связь с регулированием рынка труда




Введение

демографический рынок труд

В условиях экономического и социального развития российского государства проблема заметного сокращения численности населения страны, а особенно сокращение числа трудоспособного населения в последнее время приобрела особую актуальность. Сложная демографическая ситуация в РФ, которая характеризуется депопуляцией, старением населения и уменьшением средней продолжительности жизни, беспокоит государство и широкие слои общества, привлекает внимание работодателей. Исторические потери, например, в ходе Великой Отечественной войны в сочетании с экономическим кризисом 90-х гг. и довольно низким уровнем доходов граждан поставили на границу исчерпания демографический и трудовой потенциал России.

Интеграция в мировое сообщество и связанный с ней постепенный переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, когда на первый план выдвигается человек и его потенциал, требуют реализации соответственной демографической политики и регулирования рынка труда. Поэтому одним из главных условий постоянного экономического роста и социального прогресса является создания эффективного государственного механизма управления демографическими процессами и трудовыми ресурсами одновременно.

По своим причинам и следствиям демографические и связанные с ними трудовые процессы, являются уникальными и разносторонними. Вопрос демографии, кроме сугубо личной значимости, касается многих сторон человеческой жизни как в индивидуальном, так и в общественном аспектах. Демографические элементы обязательно присутствуют в экономической и социальной практике, особенно в условиях рыночной экономики и развития бизнеса.

Недостаточная разработка научной базы для проведения демографической политики, влияющей на эффективное регулирование рынка труда, предопределяют необходимость краткого исследования влияния демографической политики государства на рынки труда и экономику в РФ.

 

 


 

Сущность демографической политики государства и ее связь с регулированием рынка труда

 

Демографическая политика представляет собой совокупность программных установок, социально-значимых целей, решений тех или иных субъектов политической деятельности, направленных на регулирование численности определенных социальных общностей людей, того или иного экономически-географического региона.

Демографическая политика может иметь ряд аспектов: она может быть направленной на охрану стабильной численности народонаселения, на его рост, или на предотвращение значительного увеличения численности народонаселения.

Демографическая политика, в связи с этим, включает средства, которые стимулируют рождаемость теми или иными социально-экономическими факторами, или наоборот сокращают рождаемость.

Развитые государства в силу особенностей их социально-экономического развития прежде остальных столкнулись с необходимостью решения демографических проблем, вызванных, в первую очередь, продолжительным падением рождаемости их население. Так, США занимают одно из первых мест в мире по наличию бездетных семей. В скандинавских государствах также отмечается падение рождаемости. На каждую женщину в развитых государствах приходится в среднем 1,9 ребёнка (нулевой прирост), в то время как в 1970 году было 2,5 ребёнка. В Англии, Швеции, Норвегии, Финляндии этот показатель еще ниже. Поэтому именно в этих государствах впервые были изобретены средства, способные воздействовать на развитие процессов роста народонаселения. Параллельно с падением рождаемости здесь происходили глубокие социальные изменения, в контексте которых пересматривались прошлые представления о демографическом развитии.

Сегодня развитые государства разрабатывают политику социальной адаптации, которая считается западными учёными наиболее перспективной формой демографической политики. Идея социальной адаптации, т.е., приспособления к изменениям в демографических тенденциях, имеет сегодня много приверженцев в Германии, Нидерландах, Швеции. Социально-экономические факторы, которые влияют на уровень рождаемости, существуют во многих государствах. В развитии системы таких мероприятий государства Западной Европы значительно опережают Северную Америку.

В структуре социально-экономических мероприятий наиболее распространёнными являются социальная помощь и надбавки, а также налоговые льготы, причём последние все больше уступают первенство выплатам и надбавкам, список которых очень разнообразен. К экономическим средствам относятся также разные косвенные льготы - транспортные, жилищные и пр.

Наиболее популярным средством борьбы с падением рождаемости, особенно в государствах с развитой системой семейного страхования, стало повышение уровня материальной помощи семьям. Но при этом правительство, как правило, отрицает сугубо демографические цели, а мотивируют этот шаг социально-экономическими причинами.

Для государств Западной Европы наиболее характерная система семейных надбавок, которые выплачиваются по прогрессивной шкале, причём объемы их довольно значительные.

Не менее важным средством, направленным на преодоление противоречий между материнством и домашней занятостью женщины, стал оплачиваем отпуск по беременности и уходом за ребёнком. Так, в Франции и Швеции декретный отпуск оплачивается бы размере 90% от уровня заработной платы. Однако, в Швеции это правило распространяется лишь на первую половину отпускного послеродового периода. Во второй его половине женщина получает фиксированную сумму, которая не зависит от ее дохода.

Наиболее продолжительный декретный отпуск предоставляется в Швеции - 26 недель, Австрии - 17, Финляндии - 13 недель. Наименее продолжительный - в государствах, которые не реализуют официально демографическую политику, например, в Великобритании, Бельгии и Нидерландах - 6 недель.

В тот же время в развитых государствах отсутствует единый подход к последствиям низкой рождаемости, в сочетании с установкой на невмешательство государства в процесс принятие решений гражданами. Однако, у них все же средства влияния на демографическое поведение заложены в комплексе конкретных законодательных, экономических, социальных институтов и факторов, развитие системы которых продолжается по сей день.

Ряд учёных полагают, что необходимы средства, которые можно использовать для влияния на текущий уровень рождаемости: возможность неполной трудовой занятости женщины, гарантированное восстановление женщины на работе, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков и т.д.

Развивающиеся государства в связи с неравномерностью социально-экономического роста, оказались в затруднительном положении в области демографии. Феномен демографического взрыва заострил и присущие этим государствам социально-экономические противоречия, сыграв роль катализатора в процессе разработки и реализации их демографической политики.

Противодействие интенсивному повышению рождаемости становится главному ее содержанием, превратившись в объективную общественную потребность.

Особенности неравномерного экономического развития со всей очевидностью проявились в государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Среди них выделяется группа так называемых новых индустриальных государств, которые показали исключительно быстрые темпы социально-экономического роста (Сингапур, Малайзия, Южная Корея), где произошли кардинальные демографические изменения по направлению к рациональному типу репродуктивности население.

Например, очень затруднительная ситуация сложилась в двух мусульманских государствах Южной Азии - Бангладеш и Пакистане. Многие из демографических показателей этих государств схожи: рождаемость - 42 и 40%, смертность - 16 и 14%, детская смертность - 120 и 115%. Исторически прочные традиции, закреплённые в религиозных догмах и крепких этнокультурных стереотипах, до сих пор оказывают содействие сохранению в этих государствах активной политики роста населения.

Вот наиболее характерные цифры для государств так называемого «третьего мира»: 600 млн. чел. голодающего населения; количество людей с ожидаемой продолжительностью жизни меньше 60 лет - 1 млрд. 700 млн. чел.; население стран, где дети умирают чаще, чем взрослые - 1 млрд. 400 млн. чел.; люди, которые некогда не пользовались медицинскими услугами - 1 млрд. 500 млн. чел.; люди, чьи потребности зависят от использования дров - 1,5 млрд. чел.; полностью неграмотное взрослое население - 814 млн. Безусловно, эти государства нуждаются в демографической политике, которая не только бы снижало рождаемость, но и улучшала качество жизни населения.

В начале 90- х лет правительства Болгарии, Венгрии, Румынии, Германии оценивали свой уровень рождения детей в странах, как очень низкий и старались проводить такую политику, которая бы оказывала содействие его повышению. Правительства же других стран (Албании, Польши, Чехии и Словакии) были удовлетворены уровнем рождаемости и видели своими задачами обеспечения его сохранение. Правительство Югославии считало целесообразным в некоторых районах оказывать содействие повышению, а в некоторых - снижению уровня рождаемости.

Польское правительство традиционно старалось рассматривать демографическую политику как составную часть общей социальной политики, оно активно ищет новые подходы к определению ее цели в условиях радикальных реформ.

В Чехии и Словакии еще в конце 80-х гг. правительством были подписаны документы, где приоритетами признавались - создание условий для помощи матерям, и повышение самого престижа материнства, помощь в воспитании подрастающего поколения, всесторонняя подготовка молодежи к будущей самостоятельной жизни.

Таким образом, очевидной становится необходимость научной разработки новой демографической политики в этих, теперь уже самостоятельных, независимых государствах, равно как и в нашей стране.

Влияние же демографической политики на рынок труда связано с понятием трудового потенциала населения. Оно образуется благодаря воспроизводству населения, а затем распределению (социально-демографическому и профессионально-квалификационному) и использованию трудового потенциала. Чем эффективнее используется трудовой потенциал, тем эффективнее функционирует рынок труда, тем выше производительность труда, тем благополучнее экономика. Если трудовых ресурсов не хватает, то есть не хватает трудоспособных людей с определённым уровнем квалификации, или они не правильно распределяется на рынке труда, то наблюдается дисбаланс спроса на рынке труда, предложение на одни профессии падает, на другие возрастает и т.д. Развиваются такие явления, как безработица, значительная текучесть кадров, снижение эффективности труда. Решающими для формирования рынка труда являются количество население, зависящее от показателей рождаемости, смертности миграции и его демографическая структура. Частично они также обусловлены структурой народного хозяйства, межрегиональными связями.

Демографическая ситуация - это развёрнутая характеристика восстановления населения, от которой зависит и демографическая политика государства. Регулируя демографическую ситуацию, можно активно влиять на рынок труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: