Основные аспекты содержания экологического воспитания




Содержание экологического образования и воспитания включает три основных аспекта: научно-познавательный, нормативно-ценностный, практически-деятельностный.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление об экологической картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, экологические связи между ними. Весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношений детей к своему социоприродному окружению.

Нормативно-ценностный аспект содержания раскрывает детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, сочувствие, сопереживание. Важно раскрыть познавательную, эстетическую значимость природы. При разработке этого аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать правила (предписания и запреты) поведения человека и организации его деятельности в природном и социальном окружении, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.

Практически-деятельностный аспект содержания определяет способы деятельности, имеющие экологическую направленность. Практическая деятельность – конечный результат формирования отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В это же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранного характера. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возврате имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать ягоды, грибы, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

В содержании современных программ экологического образования и воспитания младших школьников акцент ставится на формировании у детей понимания единства человека и природы, которое способствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее экологичной.

Экологичная (экологически ориентированная) личность характеризуется (С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин):

· экоцентрическим типом экологического сознания;

· субъективным характером отношений с природой;

· стремлением к непрагматическому взаимодействию с природой.

Сознание является частью экологической культуры и проявляется в экологическом мировосприятии, миропонимании и мировоззрении. В настоящий период в экологическом образовании смещаются акценты с антропоцентрического типа сознания, ориентированного на материальные потребности и условия выживания человека, на экоцентрический тип сознания, который связывается с духовными потребностями, установками на уникальность и самоценность всего живого, гармоничное взаиморазвитие природы и человека. В младшем школьном возрасте в качестве структурных компонентов экологического сознания выделяются экологическое мышление и экологические знания.

Экологическое мышление рассматривается как направленность мышления, своеобразный стиль, обеспечивающий видение экологического «среза» мира, направленный на восприятие и отображение единого образа мира в его существенных связях и отношениях, в практическом и духовном содействии с ним, осознание разнообразных ценностей природы, способствующее гармонизации отношений человека с окружающим миром. Существенными признаками экологического мышления являются критичность (оценка соответствия стандартным или установленными критериями), альтернативность (нахождение различных путей и вариантов решения задачи), прогностичность (предвидение будущего), синергетичность (сочетание системности и последовательности рационального мышления со стохастичностью и поливариантностью гуманитарного мышления), продуктивность (способность к выработке нестандартных решений).

Экологическое мышление обеспечивает формирование экологических знаний и становление экологического мировоззрения. Знания предшествуют развитию экологического сознания, а экологическое мировоззрение является его итогом. Формирование сознания младшего школьника базируется на восприятии природы и создании целостного образа мира, включающего не только представления об окружающей действительности, ее свойствах и качествах, но и ценностный аспект. Воспринимая свойства объектов природы, ребенок как бы пропускает их «через себя», ассоциирует со своим опытом, экологическими эталонами. В формировании экологического сознания младших школьников большое значение имеют присущие детям анимизм, антропоморфизм и субъективизм, пробуждающие чувство «природы», тождественности с ней, духовного родства.

Экоцентрическое сознание базируется на экологических знаниях. Экологические знания младших школьников интегрируются вокруг ведущих идей, которые выражены в экологических законах Б. Коммонера:

· «все связано со всем»: в природе все взаимосвязано, человек – часть природы и связан с другими ее элементами экологическими связями. Любое его действие вызывает изменения других природных элементов. Нужно жить так, чтобы не навредить природе (экологическая осторожность);

· «все должно куда-то деваться»: в природе нет отходов, она сама «очищает» себя. Отходы деятельности человека, выброшенные в природу, загрязняют ее и губят все живое на земле, в том числе и человека. Можно придумать, где применить ставшие ненужными вещи, чтобы меньше загрязнять природу; беречь вещи, ведь их «дает» нам природа, и не покупать то, без чего можно обойтись (экологическая умеренность);

· «природа знает лучше»: природа сама регулирует свою жизнь. Человек, не зная законов природы, может навредить ей. Природа дает человеку не только материальные богатства, но и богатства духовные. Она источник знаний, красоты, доброты. Нужно изучать природу, чтобы разумно помогать ей (экологическая осведомленность);

· «ничто не дается даром»: планета Земля – наш общий «дом», природа и общество – единое целое, зависят друг от друга. Если что-то взять от целого, оно не будет самим собой, т.е. разрушится. Будущая жизнь природы и людей зависит от тех, кто живет на планете сейчас. Если каждый человек поможет природе в своем городе, то все люди на Земле могут сохранить нашу планету (экологическая активность).

Само по себе наличие знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности; для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, потребность выбирать те или иные мотивы и стратегии поведения. Поэтому экообразовательный процесс ориентируется на отбор такой экологической информации, включение личности ребенка в такие виды деятельности, специальное создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на формирование субъектного отношения к природе.

Субъективный характер отношения к природе проявляется в следующем:

- природные объекты относятся к сфере «человеческого», равного ей в своей ценности (экологическое восприятие);

- природные объекты могут выступать в качестве равноправных партнеров по общению и совместной деятельности и, соответственно, взаимодействие с ними подчиняется этическим нормам и правилам (экологическое поведение).

Характерными особенностями отношений является то, что они направляются потребностями существования и развития человека, носят оценочный характер, выступают как основные формы проявления чувственной и предметно-практической деятельности человека. Отражая реальные, объективные отношения личности с миром, они обусловливают характер ее предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в целом. Опыт отношений вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов и в конечном итоге мировоззрения личности.

Экологическое отношение к природе интегративно по сути и как психическое образование включает три составляющие: эмоционально-чувственный или перцептивно-аффективный (чувство влечения к природе), когнитивный (познавательный интерес к природе на основе ценностных представлений) и практически-деятельностный (склонность к непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов).

Процесс экологического воспитания направлен, прежде всего, на перевод во внутренний план ребенка необходимых социальных экологических ориентиров – ценностных характеристик и идеалов, принципов и правил отношения общества к окружающей природе. Конечным результатом экологического воспитания выступает экологическая ответственность личности за состояние окружающей среды, которая основана на нравственно-ценностном отношении к природе, людям и способности к самоограничению.

В экопедагогике выделены нравственные качества личности, несущие экологический смысл:

- отзывчивость – готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам другого, связана с эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать;

- гуманность – уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и реализуется в содействии, оказании практической помощи;

- бережность – осторожность по отношению к объектам природы, забота о них;

- бережливость – способность экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия деятельности;

- рациональность – способность разумно и научно обоснованно планировать имеющиеся природные ресурсы и материалы, деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности;

- ответственность – высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.

У дошкольников отношение к природе возникает в сфере чувств (эмоциональный компонент). В младшем школьном возрасте в большей степени выражен познавательный компонент отношения.

Проявление чувственной восприимчивости к каждому природному объекту, проявление личностно-смысловой оценки его состояния; отношение эмоциональной отзывчивости выражается в действии, общении, умении найти культурную форму обращения с этим объектом и его сохранения (деятельностный компонент). Эмоционально-чувственное отношение к природе проявляется, прежде всего, в ценностно-ориентационной деятельности, которая предполагает придание объекту определенной ценности. На этой основе определяется цель поведения в природе как особой формы активности, направленной на различные объекты. Цель экологического поведения – непрагматическое взаимодействие с объектами природы.

Поведение ребенка в природе направляется его потребностями, которые выступают в качестве программы жизнедеятельности, внутреннего побудителя активности. Экологическиепотребности классифицируют на утилитарные и неутилитарные, первичные и вторичные, духовно-теоретические и практические и т.д. В экологическом воспитании младших школьников обращают внимание на формирование следующих экологических потребностей:

- потребность в сохранении жизни и здоровья, осознанное отношение к здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- познавательная потребность, стремление приобрести знания о природе, познавательный интерес к природе;

- потребность в сохранении природы, осознание необходимости ее сохранения;

- потребность в общении с природой, стремление к непрагматическому взаимодействию с ней;

- эстетическая потребность в любовании природой;

- потребность в трудовой деятельности на природе.

Поведение ребенка в природе определяется потребностями и регулируется мотивами – переживаниями, побуждающими к действию. Мотив (значимость, ценность, смысл) данного поведения переживается, как субъективное основание решения действовать так, а не иначе. Формирование сознательно-волевого уровня мотивации в экологическом образовании осуществляется путем организации условий, актуализирующих влечение к природе, потребность в чувстве эмоциональной отзывчивости и компетентности, а также через предъявление ребенку ценностных ориентаций (идеалов), которые ребенок постепенно присваивает, т.е. превращает из внешне понимаемых во внутренне действующие.

Одним из внутренних мотивов экологически ориентированной деятельности является интерес к природе (направленность внимания, мыслей на природные объекты). Интерес вызывает желание познакомиться с предметом, тогда как потребность – желание обладать им. Многогранность, яркость, динамичность объектов природы вызывают у ребенка любопытство, чувство захваченности, интерес. Предоставление ребенку свободы для деятельности, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающе воздействие на развитие интереса.

Поведение в природе, вызванное не актуально переживаемой потребностью, а социальной необходимостью есть волевое осознанное поведение, где воля – это не просто потребность в преодолении трудностей, но и способность регулировать поведение на основании общепринятых идей, норм, правил. Воля связана с произвольностью поведения, требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями.

В переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит изменение отношения к природе в направлении преодоления эгоцентризма (отделение своего «Я» от окружающего мира»). Антропоморфизм и артификализм заменяются субъектификацией и стремлением непрагматическому общению с природой. Сохраняется доминирование когнитивного компонента, что связано с формированием учебной деятельности. Большее значение приобретает практический компонент, связанный с желанием ухаживать за каким-нибудь животным (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин).

Отношение к природе находит внешнее выражение в практической деятельности в природе (познавательной, природопользовательской, трудовой, природоохранной и др.). В ходе практической деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранных акциях) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

В экопедагогике в зависимости от дидактических целей выделяют следующие виды экологически ориентированной деятельности:

- познавательную, направленную на формирование опыта приобретения научной информации (анализ фактического материала; наблюдения в природе и оформление их результатов; определение объектов природы, описание их состояния, установление причинных связей; овладение приемами исследовательской работы и т.д.);

- ценностно-ориентационную, направленную на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений (сравнение экологических, эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей; соотнесение местных проблем охраны природной среды с глобальными, выбор решения из возможных альтернатив и соблюдение этических и правовых норм поведения, пропаганда природоохранных знаний и т.д.);

- практическую, направленную на формирование практических умений (труд в природе, инвентаризация охраняемых природных объектов, защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, улучшение природного окружения, др.).

 

Таким образом, в целом работа по экологическому воспитанию на уроках ознакомления с окружающим миром строится в нескольких направлениях:

· развитие познавательного интереса к природе;

· формирование ценностных ориентаций, установок личности, направленных на субъектное восприятие объектов природы;

· формирование потребностей, мотивов, личностно значимых целей экологической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: