Экологический компонент содержания




курса «Окружающий мир»

Учитывая актуальность проблемы экологического образования, в содержание современных программ и учебников по естествознанию (окружающему миру) для начальной школы включены экологические аспекты. Предметом изучения экологии являются надорганизменные системы, взаимоотношения организмов с окружающей средой (Э. Геккель). В переводе с греческого слово «экология» означает наука о доме: oikos – дом, logos – наука. С начала 80-х годов в содержание начального курса природоведения стали вводить экологические термины и идеи. Отбор элементов экологического содержания в современный предмет «Окружающий мир» определяется в соответствии с тенденциями науки экологии и включает знания и ценностные ориентации из классической и социальной экологии, экологии человека, глобальной и прикладной экологии.

Основные экосодержательные линии [10]:

· связи организма и среды (целостность природы) – связь живой и неживой природы. Разнообразие живых существ, экологические группы организмов. Солнце, воздух и вода – условия жизни организмов. Воздух, вода, почва – «дома» живых существ. Влияние организмов на состав воздуха и плодородие почвы. Приспособления организмов к условиям жизни. Роль растений, животных, грибов и бактерий в природе;

· сообщества организмов (экосистемная структура природы) – сообщества леса, луга, водоема. Разнообразие организмов в сообществе. Связи в сообществе. Помощь животных растениям в опылении и распространении плодов и семян. Цепи питания. Растительноядные и хищные животные. Круговорот веществ в сообществе. Влияние человека на сообщества. Природные зоны России. Влияние человека на состояние природных зон. Биосфера – живая оболочка Земли. Земля – наш общий дом. Забота людей о сохранении природы Земли;

· природа и человек (изменение природы в связи с деятельностью человека) – значение природы для человека. Отрицательное влияние человека на природу. Загрязнение окружающей среды. Виды, исчезнувшие по вине человека. Охрана природы. Красная книга. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране природы. Практическая работа детей по охране природы. Правила поведения в природе;

· здоровье человека и окружающая среда (единство человека и природы) – человек – часть живой природы. Связь организма человека с окружающей средой. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Условия сохранения здоровья. Основные гигиенические навыки профилактики заболеваний. Экологически чистые продукты питания, правильное питание. Здоровый образ жизни.

Экологический компонент содержания обогащает личность ребенка нравственно-гуманистическими установками, так как способствует построению новой аксиологической картины мира, ориентированной на понимание ценности биологического разнообразия, на уважении природы как общечеловеческого достояния, на формирование гуманистического миропонимания.

Само по себе наличие знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности; для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, потребность выбирать те или иные мотивы и стратегии поведения. Поэтому процесс обучения естествознанию ориентируется на отбор такой экологической информации, включение личности ребенка в такие виды деятельности, специальное создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на формирование субъективного отношения к природе, когда природные объекты воспринимаются как относящиеся к сфере «человеческого» и равные ей в своей самоценности.

Обучение в младших классах строится на основе образного видения и практического освоения мира природы и требует от ребенка способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания перемещаются в образный, окрашенный фантазией внутренний мир, и лишь затем превращаются в суждения и понятия. Душевное «переживание» обеспечивает осмысление ребенком полученной информации и формирование его отношения к миру.

Экологические отношения формируются в единстве с эстетическими и нравственно-этическими. Включение детей в сферу взаимоотношений с миром природы проводится на материале искусств (эколого-эстетическое отношение) или в жизненных ситуациях, моделирующих экологические проблемы (эколого-этическое отношение). Младшие школьники учатся наблюдать и сопереживать всему, что их окружает. Большое значение уделяется чтению художественной литературы, привлечению средств искусств, отражающих гармонию природы и способствующих пониманию духовной ценности природы, развитию потребности общения с природой, восприятию ее облагораживающего воздействия.

Важной составляющей экологического компонента содержания является включение младших школьников в экологически ориентированную деятельность. Младшим школьникам доступно овладение технологиями (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин):

· экологически ориентированной художественно-эстетической деятельности (фитодизайн, изобразительное и литературное творчество, художественное конструирование и т.д.). Такая деятельность актуализирует ассоциации, размышления о гармонии, совершенстве мира природы, его хрупкости и уязвимости. В процессе рисования пейзажа, растения или животного органично постигается особенное сочетание качеств, которые делают природу уникальной;

· взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды (сельскохозяйственный труд, отбор растений и животных для уголка природы, создание условий для обитателей разных экологических групп, уход за растениями и животными и т.п.);

· природопользования в естественной природной среде (сбор грибов, ягод и лекарственных растений, соблюдение этических и правовых норм поведения в лесу, на водоемах, обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей);

· природоохранной деятельности (охрана природных объектов, уход за ландшафтом, подкормка птиц, оборудование искусственных гнездовий, организация микрозаказников для насекомых, участие в акциях по озеленению микрорайона, благоустройству территории школы или парка, по очистке берегов водоемов, пропаганда природоохранных знаний);

· получения экологической информации о мире природы (сбор материала, его обработка и оформление, определение объектов природы, описание их состояния, установление причинных связей, наблюдение, эксперимент, моделирование, коллекционирование, работа с текстовой, картографической и статистической информацией).

Технологии взаимодействия с миром природы приближают детей к растениям и животным, к пониманию своих собственных сложных взаимосвязей с природой. Занятия проводятся в классе, на пришкольном участке, на территории микрорайона. Каждый ребенок ведет «Словарь исследователя природы», куда записывает экологические понятия и иллюстрирует их рисунками.

Отличительной особенностью экологического содержания в начальной школе является ориентация на экологические проблемы той местности, где живут учащиеся, а не на охрану природы «вообще». Ознакомление с фрагментами содержания осуществляется путем решения практических задач (например, найти в своем микрорайоне и зарисовать образцы положительного и отрицательного воздействия людей на природу) либо задач творческого характера (например, предлагается создать модель гипотетического объекта по заданным экологическим параметрам и дать обоснование своему проекту).

 

Экологический компонент содержания школьного естествознания направлен на формирование экологического мировосприятия и миропонимания как части общего мировоззрения личности. В разных программах экологический компонент занимает неодинаковое место. Задача педагога – насыщение учебного материала экологическим содержанием, акцентирование экологической проблематики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: