Раздел 9. Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Тема 9.1. Экологическое воспитание младших школьников
На уроках и во внеклассной работе
Сущность понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание».
Стратегическая цель экологического воспитания детей. Составляющие экологической культуры младших школьников.
Принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
Задачи экологического воспитания, решаемые в процессе изучения окружающего мира.
Основные аспекты содержания экологического воспитания.
Методы и формы экологического воспитания младших школьников.
Сущность понятий «экологическое образование»
И «экологическое воспитание»
Необходимость экологического образования подрастающего поколения, начиная с детства, обусловлена обострившимся экологическим кризисом. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей природной средой могут быть решены только при условии формирования ценностного отношения к природе и экологического сознания у всех людей, повышения их экологической культуры.
Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели Концепция устойчивого развития, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992); Концепция экологического образования РАО (1994), Концепция устойчивого развития России (1996).
Общепризнано, что «модель образования XXI века должна ориентироваться на модель устойчивого развития всего сообщества» [18].
Концепция устойчивого развития предполагает такие экономические и политические механизмы, которые, с одной стороны, ведут к эффективному использованию ресурсов планеты и сохранению качества окружающей среды, с другой – к удовлетворению потребностей людей и улучшению качества жизни не только живущих, но и будущих поколений. Нам необходимо переделать наше общество в такое, где люди жили бы в действительной гармонии – гармонии народов, гармонии рас и гармонии с природой.
|
Стратегия устойчивого развития требует воспитания нового человека, гражданина Планеты, осознающего себя частью природы, свою высшую ответственность за нее, способного преодолеть эгоистическое и потребительское отношение к природе. «Наш дом –это биосфера, и мы – ее неотъемлемая часть, наше поведение должно обеспечивать развитие биосферы и общества» [12].
Современная экологическая (биосферная) этика базируется на следующих нравственных позициях:
· человек и природа не противопоставляются друг другу как разделенные сущности;
· природные объекты воспринимаются как равноценные человеку;
· отношения между человеком и природой обретают субъект-субъектный характер;
· взаимодействие с природой обеспечивает коэволюцию общества и природы, т.к. человек выступает средством саморазвития природы, а природа – средством саморазвития человека.
Экологическое образование не является частной областью общего образования, ограниченной рамками классической экологии, оно охватывает все предметные области, является приоритетным направлением развития системы образования. Существенное значение в экологическом образовании и воспитании младших школьников принадлежит курсу «Окружающий мир».
|
Экологическое образование – это « непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, поведения и деятельности, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние социоприродной среды» [8]. Экологическое воспитание представляет собой процесс целенаправленного влияния на личность ребенка с целью накопления позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром, освоения принятой обществом системы экологических ценностей, овладения правилами осознанного поведения в природе (нормами экологической этики). Это воспитание чувства равновесия с природой, социальной и культурной средой с целью выработки готовности и компетентности в действиях с учетом экологических закономерностей.
Стратегическая цель экологического воспитания детей.
Составляющие экологической культуры младших школьников
Стратегическая цель экологического образования – формирование экологической культуры, развитие экологического сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в отношениях с окружающей средой.
Сущность экологической культуры личности может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности » [11].
При характеристике экологической культуры личности младшего школьника обычно выделяют следующие составляющие [13, 16, 20]:
|
· экологические потребности – потребность в непрагматическом взаимодействии с природой, ее сохранении;
· экологическая оценка – способность оценивать экологические качества природных объектов и окружающей среды с позиций экологической целесообразности;
· экологическое чувствование – эмоциональный резонанс состояниям объектов природы, сопереживание, эмпатия;
· экологическое восприятие – восприятие гармонической естественной целостности природы, уникальности объектов;
· экологическое мышление – оперирование экологической информацией, прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и выбор адекватного стиля деятельности;
· экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
· экологическое отношение – отношение, проявляющееся в действенно-практическом, волевом, экологически оправданном поведении в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали;
· экологически ориентированная деятельность – способы активной деятельности, направленной на сохранение и улучшение окружающей среды.