I. Актуальность мероприятия, его цели и задачи.




ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсном отборе и критериев оценки участников Всероссийского мастер-класса учителей родных языков, включая русский - 2016

I. Актуальность мероприятия, его цели и задачи.

Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский – 2016 (далее - Мероприятие) является одним из механизмов реализации современной языковой образовательной политики, установленной федеральным законодательством, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента от 19 декабря 2012 года № 1666 (далее Стратегия), законодательством субъектов Российской Федерации.

Основным принципом государственной политики в сфере современного российского образования является организация образовательной деятельности, ориентированной на многомерное культурное и языковое пространство народов России, их консолидацию, формирование общероссийской гражданской идентичности на базе и во взаимосвязи с этнокультурными особенностями и традициями народов в условиях многонационального государства.

В Стратегии отмечается, что основным вопросом государственной национальной политики Российской Федерации, требующим особого внимания государственных органов, по-прежнему является сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации (не исключая русский народ), укрепление их духовной общности. При этом как эффективный путь сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества рассматривается использование в системе образования двуязычия и многоязычия.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации насчитывается более 270 языков и диалектов, в государственной системе образования используется более 90 языков, как в качестве языка обучения, так и в качестве предмета изучения.

Стабильность современного общества и государства в целом зависит от степени сформированности общероссийской гражданской идентичности (Путин В.В. Выступление Президента РФ на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 24 августа 2012г.). При этом необходимо обеспечивать условия, чтобы в информационной (в широком смысле) среде, этот процесс максимально коррелировал с формированием этнической идентичности обогащая друг друга.

Для эффективного выполнения заявленных политический задач, необходима содержательная системная работа, которая обеспечит реализацию более конструктивных механизмов гармонизации и согласия в многонациональном российском обществе, формирование независимо от этнической принадлежности сознания гражданственности, принадлежности к российскому народу (россиянам). В этих процессах роль учителя огромна, особенно в выстраивании содержания языкового блока и использовании методических приемов формирующих аналитическую деятельность обучающихся.

Первостепенная цель Мероприятия - содействие сохранению и развитию языкового и культурного многообразия народов России. Задачами проведения Всероссийского мастер-класса являются:

- формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности; патриотизма, укрепление связей и дружбы между народами России;

- популяризация языков народов России среди молодежи;

- привлечение молодежи к вопросам сохранения и развития языков и культурного многообразия;

- воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении к духовно-нравственным ценностям народов России;

- анализ опыта регионов по использованию двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;

- обеспечение прав граждан на изучение родного языка;

- реализация государственной языковой политики;

- содействие в укреплении роли учителя в воспитании у учащихся культуры межнационального общения;

- распространение передового педагогического опыта в области преподавания языков народов России и новаторских подходов к развитию языковой культуры учащихся.

Мероприятие также направлено на совершенствование содержания предметов «Русский язык» в статусе государственного языка Российской Федерации, «Русский язык» в статусе родного языка, «Родной язык» из числа языков народов России, «Государственный язык республики», разработку методических приемов преподавания двух языков во взаимосвязи, позволяющих создавать условия для их сохранения и развития.

Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 № 637-р была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. В документе подчеркивается, что требуется разработка методик преподавания русского языка в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.

Разрабатывая содержание и методики преподавания языков, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности, создаются условия осознания важности этого процесса не только обучающимися, но в первую очередь самими учителями.

В России все языки в статусе родных, в том числе и русский язык, равноправны независимо от сфер их функционирования, численности носителей. В системе образования равноправие языков выражается в их использовании в образовательной деятельности, независимо от количества часов, выделенных на изучение. Русский язык в статусе государственного языка Российской Федерации в первую очередь должен обеспечивать на всей территории Российской Федерации конкурентоспособность всех граждан, независимо от их этнической принадлежности. В этих условиях социальная функция русского языка в качестве языка межнационального общения народов России, реализуется косвенно и является сферой языкового общения не подлежащей правовому регулированию (ст.1, п.2 ФЗ О языках народов РФ).

Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков проводится с 2007 года и является федеральной площадкой, объединяющей учителей общеобразовательных организаций, деятельность которых направлена на сохранение языков и культур народов России, формирование общероссийской гражданской идентичности.

В 2016 году мероприятие проводится в рамках Федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)».

II. Этапы конкурса.

Мероприятие проводится в три этапа.

Первый этап проводится с июня по сентябрь 2016 года и включает в себя проведение сбора работ участников в соответствии с данным Положением в режиме онлайн. В отборочном туре может принять участие любой желающий, соответствующий требованиям Положения. Количество заявок, участвующих в конкурсном отборе должно быть не менее 300, география первого этапа не менее 40 субъектов Российской Федерации. Сбор заявок осуществляется в онлайн формате на сайте мероприятия. Требования к участникам, содержанию и формату заявки утверждается данным Положением. Все поступившие заявки проходят предварительную модерацию на предмет соответствия требованиям к заявке. Заявки участников публикуются на сайте мероприятия.

Второй этап проводится в сентябре и включает работу членов жюри по выявлению победителей 2016 года во всех номинациях, народное голосование в режиме онлайн и выявление победителя в номинации «Народное признание».

Заключительный этап или итоговые мероприятия проводятся в октябре 2016 года в г. Москве и включает церемонию награждения победителей и проведение серии деловых мероприятий с участием победителей Всероссийского мастер-класса учителей родных языков, включая русский. Дата итоговых мероприятий дополнительно сообщается участникам итоговых мероприятий. В итоговых деловых мероприятиях принимают участие не менее 160 человек:

- руководители и специалисты федеральных, региональных органов власти в сфере национальной политики и образования не менее 50 субъектов Российской Федерации;

- эксперты, представители ученого сообщества, представители дошкольных и школьных учреждений, учреждений высшего образования (профильные), общественных организаций, практикующие специалисты в области языковой политики (не менее 50 человек субъектов Российской Федерации);

- победители и участники Всероссийского мастер-класса учителей родных языков, включая русский язык 2016 года (не менее 40 человек);

- представители СМИ (не менее 20).

Конкурс объявляется по двум направлениям, в каждом из которых несколько номинаций.

I. Направление «Конкурс методических разработок учителей родных языков, включая русский». В данном направлении объявляется 6 следующих номинаций:

1. «Учитель-новатор».

2. «Учитель – мастер».

3. «Учитель – дебютант».

4. Специальная номинация «За формирование интереса к родному языку» (для педагогов дошкольного образования).

5. Специальная номинация «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации».

6. Специальная номинация «Сельский учитель».

II. Направление «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский». Проводится в двух возрастных категориях: от 6 до 10 лет и от 11 до 16 лет и в каждой возрастной группе объявляются 2 номинации:

1. Литературное творчество на родных языках, включая русский.

2. Вокальное творчество на родных языках, включая русский.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: