Вы — фельдшер ФАПа на вызове у ребенка 4-х месяцев. Сегодня внезапно утром у него повысилась температура до 39,0º С, стал беспокойным, отказывается от груди, на коже появилась сыпь.
При осмотре: состояние тяжелое, вялый, окружающим не интересуется, температура 40,0º С, кожные покровы бледные, высыпания геморрагические, звездчатого характера, размером 3-5 мм., располагаются на ягодицах, бедрах, голенях, веках. Тахикардия. Приглушенность тонов сердца. При любом прикосновении ребенок беспокоится, плачет.
Эпид. анамнез: у матери неделю назад был насморк, першило в горле.
ЗАДАНИЕ.
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи
3. Продемонстрируйте технику введения 10 мг преднизолона внутримышечно на фантоме.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
К ЗАДАЧЕ ПО ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТУ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ №39
1. Менингококковая инфекция. Менингококкцемия.
2. Алгоритм выполнения неотложной помощи:
На госпитальном этапе ввести:
а) левомицетина – сукцинат натрия 25 мг/кг внутримышечно;
б) преднизолон 2-4 мг/кг внутримышечно;
в) 50% раствор анальгина 0,1 мл/год жизни внутримышечно;
г) срочно госпитализировать в инфекционный стационар.
3. Техника введения преднизолона внутримышечно (10 мл) согласно алгоритму выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА ПО ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТУ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ №40
У девочки 12 лет во время взятия крови из вены на биохимический анализ внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин.
А/Д 60/30 мм рт.ст.
|
Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин.
Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.
ЗАДАНИЕ.
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
К ЗАДАЧЕ ПО ОКАЗАНИЮ ПАЦИЕНТУ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ №40
1. Коллапс (проявление острой сосудистой недостаточности).
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) уложить ребенка с опущенным головным концом;
б) обеспечить свободное дыхание (расстегните одежду, доступ свежего воздуха);
в) согреть ребенка;
д) обтереть ребенка холодной водой;
г) дать вдохнуть пары нашатырного спирта;
е) ввести подкожно раствор кордиамина 1,0 мл или 10 % кофеина 0,1 мл/г;
ж) ввести преднизолон 70 мг внутримышечно.
3. Техника взятия крови на биохимический анализ согласно алгоритму выполнения манипуляции.
ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №16
К фельдшеру обратились с ребенком 6 лет, он упорно кашляет в течение 2-х недель, больше по ночам, приступообразно, иногда приступ сопровождается рвотой. После кашля отделяется небольшое количество стекловидной мокроты. Ребенку прививки не делали, так как страдает аллергодерматозом с рецидивирующим течением. Общее состояние не нарушено, температура 36,6º С. Между приступами ребенок играет.
ЗАДАНИЕ.
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.
3. Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.
|
4. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о подготовке к ним пациента и принципах лечения.
5. Продемонстрируйте технику взятия мазка из зева методом "кашлевых пластин".
ЭТАЛОН ОТВЕТА
К ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧЕ №16
1. Коклюш. Заключение основано на данных анамнеза, а именно жалоб: упорный кашель в течение 2-х недель, больше по ночам, приступообразный, с рвотой, с отхождением в конце кашля стекловидной мокроты. Отсутствие специфической профилактики. Данных объективного исследования: слабой выраженности симптомов интоксикации (температура 36,6º С, общее состояние не нарушено), характерного приступообразного кашля.
2. Дополнительные симптомы:
- кровоизлияния в склеры и язвочка на уздечке языка вследствие постоянной травматизации уздечки зубами.
- у детей раннего возраста может быть апноэ;
- одутловатость лица;
- приступы спазматического кашля можно спровоцировать при надавливании на корень языка, козелок уха.
3. Доврачебная помощь. Лечение возможно в домашних условиях, но при тяжелом течении госпитализация в инфекционное отделение. Подача экстренного извещения. Транспортировка больного в положении сидя в инфекционное отделение.
4. Диагностическая программа в стационаре:
- общий анализ крови;
- общий анализ мочи;
- посев слизи из зева на специальные питательные среды для выделения возбудителя либо используется метод "кашлевых пластин";
- реакция агглютинации,
- реакция связывания комплемента;
|
- посев мокроты на флору;
- рентгенография органов дыхания.
Лечебная программа:
- лечебно-охранительный режим;
- достаточная оксигенация;
- антибиотики в остром периоде при тяжелом течении заболевания (ампициллин, 100мг/кг в сутки внутримышечно 4 раза);
- спазмолитики (эуфиллин, Но-шпа, теофедрин);
- антигистаминные препараты (тавегил, супрастин, пипольфен);
- при частых приступах спазматического кашля седативные препараты (седуксен, фенобарбитал, препараты брома).
Больной выписывается в дошкольное учреждение не ранее 30 дня заболевания, в очаге накладывается карантин на 14 дней. Ведется наблюдение за контактными, непривитым детям проводится срочная специфическая профилактика.
5. Взятие мазка из зева на флору методом "кашлевых пластин" согласно алгоритму выполнения манипуляций.
АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ