В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ




(КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Коррекционно-развивающая работа по формированию лекси­ческой основы языка во всех программах начальных классов обра­зовательных учреждений тесно увязывается с общим речевым раз­витием учащихся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на чтение связных текстов (как адаптированных, так и оригинальных художественных), на организацию речевого обще­ния в игровой, учебной и трудовой деятельности.

Как отмечают методисты, «урок русского языка — это прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требова­ние обусловлено спецификой самого учебного предмета, социаль­ная функция которого раскрывается в коммуникативной функ­ции языка»1.

1 Львов М.Р., Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1979. — С. 323.


В развитии речи обычно выделяют три основных тесно взаимо­связанных направления: работа над словом, работа над словосо­четанием и предложением, работа над связной речью1.

Программа обучения русскому языку в I — IV классах общеоб­разовательной школы (2000 г.) включает систему понятий, отно­сящихся к предложению (предложение как единица сообщения и общения, виды предложений по цели высказывания, связь слов в предложении и т.д.), к фонетике и графике (состав русского ал­фавита, гласные и согласные, их характеристика, анализ звуча­щего слова и обозначение его на письме, и т.д.), к орфографии (совокупность правил, определяющих написание слов), и нако­нец, к слову (лексико-грамматические признаки, части речи, со­став слова, обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся, целенаправленная работа со словами-синонимами и антонимами, знакомство с явлением многозначности).

Вместе с тем в содержании каждого года обучения определяю­щими являются следующие темы: I класс — «Звуки и буквы»; II класс — «Слово» (однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; общее представление о частях речи: имени суще­ствительном, имени прилагательном и глаголе); III класс — «Сло­во» (состав слова: основа и окончание, корень, суффикс, при­ставка; сложные слова; лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола); IV класс — «Предложение» (строение простого и сложного предложения; знаки препинания в предложениях), «Слово» (части речи: словоизмене­ние и словообразование имени существительного, имени прила­гательного, личного местоимения и глагола). При этом каждая тема раскрывается в определенной последовательности.

Работа над словом в I классе на уроках русского языка включа­ет его лексическое содержание и соотношения с предметами, их действиями и признаками в окружающем мире, подготовку и обо­гащение словаря для последующего его использования при изуче­нии частей речи.

В 4-летней общеобразовательной начальной школе начиная со II класса проводится работа по всем разделам программы по языку: по фонетике и графике, лексике, морфологии и синтак­сису, по морфемике (составу слова и словообразованию). Одна­ко характер учебного материала и акценты по грамматике в каж­дом классе разные: во II классе большое место занимает фонети­ка и графика в связи с совершенствованием навыков чтения и письма; в III классе происходит формирование основных грам­матических понятий — частей речи, состава слова; в IV — веду­щим направлением является словоизменение. Во всех классах на основе грамматических знаний формируются орфографические

1 См.: Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М., 1975.


умения. В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом.

Ориентируясь на содержание обучения языку в начальной об­щеобразовательной школы, т. е. на тот уровень развития речи, ко­торого по речевым умениям и знаниям достигают младшие школь­ники в норме, и учитывая своеобразие речевого развития учащих­ся начальных классов специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений, можно в общем виде сформулировать задачи обу­чения языку младших школьников с отклонениями в развитии:

• формирование, уточнение, коррекция и обогащение словар­
ного запаса;

• формирование и совершенствование коммуникативных уме­
ний в процессе усвоения структурно-грамматических компонен­
тов языка;

• развитие мышления и формирование мыслительных опера­
ций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения и др.) средства­
ми языка, используемыми в речевой деятельности;

• активизация словарного запаса в грамматически оформлен­
ных рамках (словосочетаний, предложений, диалога, связной
речи) в связи с различными видами деятельности (предметно-
практической, учебно-познавательной, игровой и др.).

В дальнейшем, анализируя программы по языку в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреж­дений, мы будем рассматривать лишь один, лексико-семантиче-ский аспект обучения: как реализуется в этих программах задача по формированию, коррекции, уточнению и обогащению сло­варного запаса, по его активизации в целях общения.

Пополнение лексики учащихся происходит двумя путями: 1) за счет самостоятельного накопления в процессе общения с окружа­ющими людьми, при чтении книг в классе и вне класса, при про­смотре кинофильмов, телепередач и т. п. и 2) за счет специальной систематической работы над лексикой, над ее уточнением и рас­ширением, закреплением на всех уроках. Словарная работа — это специальная систематическая работа, направленная в целом на обо­гащение лексической основы речи учащихся. В различных специ­альных (коррекционных) образовательных учреждениях она регла­ментируется программами начальных классов по-разному.

В трудах известных сурдопедагогов (Р. М. Боскис, 1963; С. А. Зы­ков, 1961; Б.Д.Корсунская, 1968; и др.), в программах по до­школьному и школьному обучению и воспитанию детей с недо­статками слуха овладение лексическим составом языка рассмат­ривается как одно из важнейших направлений развития речевой деятельности детей.

Последние «Программы специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений I вида» (1997) предусматривают получе­ние глухими учащимися основного уровня образования за 10 лет


(и за 11 лет, если ребенок приходит, минуя дошкольное учрежде­ние, в подготовительный класс).

Одна из главных задач обучения глухих учащихся в начальных классах — овладение языком как средством общения, которое реа­лизуется в рамках предметно-практической деятельности. Отобран­ные слова, указанные в программах для подготовительного класса (более 300 слов), усваиваются школьниками в процессе педагоги­чески организованного общения для дальнейшего использования в коммуникативных целях.

По тематике примерный словарь обозначает предметы ближай­шего окружения учащихся, связан с их потребностью в одежде и еде, с нахождением в классе и дома; сюда же входят названия действий (состояний) этих предметов и дается минимум прилага­тельных и наречий.

На первоначальном этапе знакомство с лексикой осуществля­ется параллельно с дактильной и устной формах речи.

Развитие речевой деятельности в I — III классах предполагает одновременное овладение грамматикой и орфографией в услови­ях расширения лексической основы языка в процессе учебной ра­боты на уроках развития речи, чтения и предметно-практическо­го обучения. Помимо слов, необходимых для организации учеб­ного процесса и предметно-практической деятельности, учащие­ся усваивают словарь, связанный с темами: школа; семья; време­на года; наш край; животные; день Победы; картины природы и труд людей по временам года.

Значительная часть словаря в начальных классах формируется на уроках предметно-практического обучения в процессе лепки, рисования, аппликационных работ (фрукты, овощи, грибы, иг­рушки); важно, что при этом усваиваются названия не только предметов, но и действий с ними, их качеств и свойств.

Этому же содействует моделирование и конструирование из­делий из бумаги, картона, строительного материала; работа с тканями, проволокой, глиной и другими материалами. Все это позволяет существенно увеличить объем словаря и, главное, за­крепить его в процессе предметной деятельности. Например, ра­ботая с тканью, учащиеся II класса усваивают такие слова: вы­кройка, бахрома, промежуток, выворачивать, наметать, прошить, скроить и др.

Со II класса школьники учатся объяснять однокоренные сло­ва, подбирать слова, близкие и противоположные по значению, и правильно употреблять их в предложениях; находить в предло­жениях слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает?

В III классе вопросы к предложениям усложняются: ответы на них подразумевают использование существительных в косвенных падежах, глаголов в форме настоящего (будущего или прошедше­го) времени. Дети учатся объединять в группы однокоренные сло-


ва — глаголы с разными приставками; подбирать слова, близкие и противоположные по значению, и правильно их употреблять.

Обучение языку в IV—VII классах, согласно последним про­граммам, «наряду с практическим усвоением речевых средств... по содержанию будет приближаться к анализу и осознанию язы­ковых явлений, что требует усиления внимания к самой материи языка, к его формам и значениям»1. Поэтому работа по анализу коммуникативных единиц, каковыми являются предложения, и их продуцирование в основном осуществляется в процессе изуче­ния сведений по грамматике. При этом фонетические компонен­ты, лексические и грамматические значения отрабатываются в единстве, т.е. в структуре целого речевого высказывания.

И хотя специально работа над лексической стороной речи не выделяется, она с необходимостью присутствует в виде лексиче­ской наполняемости высказываний по разным темам разделов «Развитие речи» и «Чтение», которые предусмотрены в програм­мах. В IV—VII классах это такие темы, как воспоминание о летних (зимних) каникулах; интересный (-ая, -ое) случай (событие, экс­курсия, встреча, телепередача, событие в стране и за рубежом); школьная перемена; ход урока; семья; мой дом; новый друг (под­руга); осенняя (зимняя, весенняя) погода; любимое занятие; под­готовка к празднику; школьные праздники; дежурство в классе (в столовой, в мастерской); наблюдения за животными; из жизни животных; посещение магазина; мой город; городской транспорт; явления природы.

В этих же классах происходит усвоение словаря, связанного с морально-этической стороной жизни по таким темам, как семья; родители; помощь родителям; занятия родителей; увлечения, лю­бимый учебный предмет, любимое занятие; правильный посту­пок; смелый (благородный) поступок; полезные дела; встречи с друзьями; мечты и желания, бытовые приборы и инструменты, облегчающие труд человека; полезные советы; интересные про­фессии; труд в мастерских; события из жизни великих людей.

Естественно, все перечисленные темы предполагают понима­ние и правильное употребление определенной лексики, в осо­бенности, если их содержание предусматривает необходимость ар­гументации, описания событий, явлений, связано с умением выразить оценку, личное отношение к сказанному (IV класс), уме­нием написать сочинение с элементами рассуждения (V класс), использовать в письменной речи диалоги (VI класс).

Словарная работа в IV—VII классах осуществляется и при изуче­нии грамматических тем (раздел «Сведения по грамматике»). Это вьщеление и группировка лексики по общей морфеме при изуче-

1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М., 1997. - С. 69.


нии состава слова, при изучении частей речи — существитель­ных, личных местоимений и глаголов в V классе; глаголов и наре­чий — в VI.

Усвоению и расширению словарного запаса содействуют уро­ки объяснительного чтения, для которых тексты подбираются с соблюдением тематического принципа, позволяющего сближать сюжеты книги для чтения с тем словарем, с которым учащиеся в это время работают на уроках русского языка и предметно-прак­тического обучения.

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших де­тей)» также ориентированы на максимальное расширение рече­вой практики, на использование речевого материала в разных видах общения и в целях развития познавательной деятельности уча­щихся. Формирование лексической основы в рамках речевого об­щения в подготовительном классе связано с учебно-игровой дея­тельностью, выполнением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня.

В программах приводится примерная лексика по следующей тематике: в классе — учебные вещи, предметы классной мебели; в столовой — мебель, посуда, продукты питания; на кухне — ку­хонное оборудование, посуда; в спальне — мебель, постельное белье; одежда и обувь; семья; игры детей, игрушки, зимние заба­вы; день школьника; магазин; в саду и на огороде; животные до­машние и дикие. Даются слова, обозначающие определенные груп­пы предметов (овощи, фрукты, мебель и др.); выделяются свой­ства, общие для предметов каждой группы, и свойства, их отли­чающие. На основе вопросов кто? что? что делает (-ют)? распре­деляются по группам картинки и слова, обозначающие изобра­женные на них предметы с выделением предмета и действия, оду­шевленности и неодушевленности; слова единственного и мно­жественного числа; родовых признаков путем сочетания существи­тельных с числительными один, одна, одно.

В соответствии с программными требованиями учащиеся усваи­вают словарь практически: теоретических сведений по лексике им не сообщается. «На материале уроков, чтения, грамматики, пра­вописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, бывают близкими и противополож­ными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложе­нии, тексте в одном или нескольких значениях»1.

Уточнение и обогащение словаря на уроках развития речи стро­ится на основе определенных тем, которые близки учащимся по

1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. - М., 1997. - С. 45.


жизненному опыту, отвечают интересам детей. В содержательном плане они увязываются с тематическим планированием разделов «Ознакомление с окружающим миром» и «Чтением». В программах дается лишь примерная тематика.

I класс

Мы идем учиться; в классе; мы играем; осень; моя семья; в нашем доме; «надо, надо умываться»; зима; про животных и птиц; в саду, в лесу, на огороде; весна; на улице; наши любимые сказки; лето.

II класс

«До свиданья, лето»; осень пришла; как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, телепередач и т.п.); делаем зарядку (о спортивных играх); что мы знаем о животных? зимушка-зима; о хороших и плохих поступках; мы рисуем, танцуем, играем. Посади­ли деревья (о природе и занятиях людей весной); мамин день; наши любимые сказки; все работы хороши (о профессиях), скоро лето.

III класс

Быстро лето пролетело, настали дни осенние; на земле, в небесах и на море (о видах транспорта, о транспортных профессиях и т. п.); что такое хорошо... (о добром отношении к людям, о вежливости и т.д.); я люблю зиму; о разных странах на земле; своими руками (о занятиях в кружках); весна идет; милая моя мама...; мы читаем (о круге детского чтения; о том, как пользоваться библиотекой); впереди лето.

IV класс

Попрощаемся с теплым летом; снова осень стоит у двора; наши добрые дела; о чем рассказывают картины? о профессиях; хочу все знать; белый снег, пушистый...; мы любим сказки; весна идет; подарок маме; мы занимаемся спортом; наши развлечения; скоро летние каникулы.

V класс

Звенит звонок веселый; вспомним летние каникулы; осень — дни ненастные, листья желто-красные...; школьная жизнь; моя Роди­на, мой родной город, моя семья; кем стать? вот пришли моро­зы, и зима наступила; знаешь ли ты?., мы любим музеи, театры и кино; животные — наши друзья; весна на улице; мы отправляем­ся путешествовать; что такое лето?

VI класс

«С чего начинается Родина?»; снова осень; всем нужен труд каж­дого; волшебница-зима; в зрительном зале и у экрана телевизора (о спектаклях, фильмах, телепередачах, концертах и т.д.); из ис­тории Отечества; приди весна, с радостью...; праздник 8 марта; нарядные узоры (о занятиях художественными ремеслами: рос­пись по дереву, вышивание и т.д.); мы живем на одной планете; природа и мы; вот и лето подоспело.

Блок слов, входящий в рубрику «Уточнение и обогащение сло­варя», представляют собой слова-дериваты, объединяемые по общ-


ности образующих их морфем: корней, приставок и суффиксов. Это слова, обозначающие лиц той или иной профессии (с суф­фиксами -ник, -чик: дворник, автоматчик и др.), а также детены­шей животных (с суффиксами -енок, -онок: котенок, медвежонок и др.). В III классе — слова с общим корнем, обозначающие пред­мет и его качество {дереводеревянный), лицо и производимое действие (рыбак — рыбачить); действия, различающиеся по за­вершенности (читалпрочитал), и др.; слова с эмоционально-экспрессивной окраской с суффиксами -ик, -ок и др. (домдо­мик). В IV классе — слова, характеризующие предмет по материалу или веществу, по принадлежности лицу или животному, по от­ношению к месту или группе лиц с суффиксами -ин, -ян, -н-, -ов, -ск и др. (пластилиновый, мамин, школьный, морской и др.). В V и VI классах — слова, выражающие морально-этические (успех, по­беда, торжество, триумф), смысловые и эмоциональные оттен­ки (торопить, подгонять, подтягивать), отрицание и неопреде­ленность (междометия и частицы, отрицательные и неопреде­ленные местоимения и наречия).

Слова по степени обобщения и многозначности представлены для усвоения по годам обучения в следующей последовательно­сти: с I класса ведется работа над обобщающими словами (родо­вые и видовые понятия типа «инструменты»: молоток, стамеска, шило и т.п.), многозначными словами типа мальчик идетдождь идет. Со II класса — над словами, близкими и противоположны­ми по значению; с III — со словами, имеющими эмоционально-экспрессивную окраску, типа домдомище; переносное значе­ние, типа ребенок уснул — лес уснул.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных шко­лах, где учатся дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (ОНР) (алалией; алалией, осложненной заиканием; афази­ей, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией), начальный курс русского языка также является одним из основных учебных предметов.

Специальные программы (1987), кроме работы над произноше­нием, грамматическим строем и связной речью, предусматривают в подготовительном, I—V классах разделы «Работа над словом».

Словарная работа реализуется при выполнении упражнений практического характера (без сообщения теоретических сведений по лексике). Отбор словаря осуществляется по темам, а также по лексико-грамматическому принципу сходства значения слов с общей морфемой.

Тематический словарь из класса в класс расширяется и услож­няется по основным темам: наш класс; наша школа; осень; наш город (село); зима; наш дом; весна; родная страна. В IV—V классах добавляются темы «О дружбе и товариществе», «О героических поступках» и др.


Работа над словарем предусматривает знакомство с производ­ными словами: в подготовительном классе со словами, образо­ванными с использованием уменьшительных суффиксов -ик, -ок (домик, сынок); во II классе со словами, обозначающими лиц по виду их деятельности — с суффиксами -ник, -щик, -арь (печник, крановщик, словарь и др.); в III классе с глаголами, имеющими приставки в-, вы-, при-, у- (вбежал, выбежал и др.). В IV классе добавляется работа с прилагательными, образованными суффик­сами -оват, -еват, -ист, -чив (беловатый, золотистый, находчи­вый и др.); в V классе с прилагательными, образованными с по­мощью суффиксов и приставок (бестолковый), а также путем сло­жения двух основ (сельскохозяйственный).

В этом же разделе планируется работа по усвоению других групп слов. В подготовительном классе — это слова, обозначающие про­странственное расположение предметов (тут, там, здесь), при­знаки предметов по цвету, величине, форме, вкусу, временным отношениям (сейчас, утром), а также знакомство с личными и указательными местоимениями. В I классе учащиеся учатся пони­мать и употреблять слова, выражающие поручения, и названия предметов и действий, с которыми они сталкиваются в быту и учебе; выделять название частей отдельных предметов, распреде­лять слова по видовым и родовым признакам. Во II классе им следует уметь правильно использовать слова, обозначающие при­знаки предметов по качеству (чистыйгрязный), по весу, сезон­ности, материалу, принадлежности (папин, лисий), по степени сравнения качеств предмета (белый — белее); различать простей­шие случаи многозначности (короткие волосыкороткий разго­воркороткий удар и т.д.).

В III классе учащиеся начинают употреблять в речи: слова, обо­значающие предметы, имеющие абстрактное значение (героизм, подвиг); действия или признаки (бегство, молодость); собиратель­ные понятия (молодежь); слова, обозначающие завершенное дей­ствие — глаголы совершенного вида с приставками; слова, ука­зывающие на сравнительную или превосходную степень прилага­тельных; слова, обозначающие оценку или степень чего-либо, образ или способ действия, время или место его свершения, от­вечающие на вопросы как? каким образом? когда? где? и др. (пеш­ком, всегда, иногда, достаточно и др.). Учащиеся должны пони­мать многозначность слов, их переносное значение (тупой топор, тупой нос лодки и тупая боль); подбирать и группировать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антони­мы), и выбирать из них для выражения собственных мыслей наи­более точные.

На уроках грамматики учащиеся знакомятся с составом слова (и правописанием корней и приставок), а также с частями речи — существительным, прилагательным, глаголом.


В IV классе благодаря постоянному обогащению словаря уча­щиеся уже используют в речи слова с отвлеченным и собиратель­ным значением (бегство, ходьба, родня, белье); а также слова, обо­значающие способ и образ, время и место, причину и цель дей­ствия; степень качества. Они в большинстве своем правильно упот­ребляют безличные глаголы совершенного и несовершенного вида (вечереет, моросит). На уроках грамматики овладевают способами изменения существительных и прилагательных по роду и числу, падежам, а также с временными значениями глаголов — их изме­нением по временам и лицам.

В V классе ставится задача научить учащихся употреблению полных и кратких форм качественных прилагательных, различ­ных степеней сравнения; личных местоимений в косвенных паде­жах с предлогами и без предлогов; указательных, определитель­ных, отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, глаголов неопределенной формы со словами надо, можно, нуж­но, нельзя и др.; частиц и междометий.

Обращается внимание на употребление в различных контек­стах слов в прямом и переносном значении, на работу с синони­мами и антонимами, на употребление образных сравнений, эпи­тетов, метафор, фразеологических оборотов при описании собы­тий, явлений или героев литературных произведений. На уроках грамматики — разбор слов по составу и правописание корней и приставок; изучение частей речи: имен существительных и при­лагательных, глаголов (их значение, грамматические признаки, изменения по родам, числам и лицам), местоимений (изменение по лицам). Во всех случаях — усвоение правил правописания.

«Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом» в подготовительном классе ориентированы: на «уточ­нение и расширение понимания слов-названий предметов, яв­лений, действий, признаков предметов с расширением и боль­шей наполняемостью этих понятий»1; на группировку предметов (продукты питания, овощи, фрукты, игрушки, живые и нежи­вые предметы, одежда, посуда, мебель, школьные принадлеж­ности) с формированием обобщающих понятий; на различение названий действий, близких по сходству ситуаций или противо­положных по значению (одень пальтосними пальто, откройзакрой, войдивыйди); на понимание прилагательных, проти­воположных по значению (большоймаленький), слов, выража­ющих пространственные отношения (вниз, внизу, влево, вперед, назад и т.п.), а также слов, образующих сравнительные конст­рукции (больше — меньше, поровну, одинаково, шире, уже, длин­нее и др.). Обращается внимание на различение и правильное по-

1 Русский язык // Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом. — М., 1975. — С. 20.


нимание личных местоимений и слов с разными приставками и суффиксами.

В программах указываются темы, по которым группируются слова: предметы обихода и действия с ними (спальня, столовая, продук­ты питания и т.д.); класс, классные занятия (урок, учитель, школь­ные принадлежности, имена детей, звонок и т.д.); семья (состав семьи, названия ее членов, их имена); тело человека, его части. Дополнительное расширение словаря происходит при прохожде­нии тем: труд людей; события в стране и во всем мире.

Программы для начальных классов по русскому языку школы VII вида (для детей с задержкой психического развития) руко­водствуются задачами, поставленными перед общеобразователь­ной школой. Однако эффективность решения этих задач во мно­гом зависит от реализации коррекционно-развивающих, коррек-ционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направ­лений в обучении, которые, в частности в работе над языком, предусматривают необходимость «уточнения и обогащения сло­варного запаса на основе расширения и уточнения непосредствен­ных впечатлений об окружающем мире»1.

В подготовительный период и в период обучения грамоте, на занятиях «Ознакомление с окружающим миром» непременным содержанием уроков является словарная работа, в связи с кото­рой уточняется семантика слов, дети знакомятся с новыми слова­ми, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира.

При изучении начального курса грамматики учащиеся на ос­нове наблюдений за речевой деятельностью других, путем соб­ственного речевого опыта и формирования практических языко­вых обобщений овладевают довольно широким кругом языковых понятий и среди них с такими важными для овладения лексиче­ской основой языка, как «состав слова», «часть речи», учатся раз­личать общие лексические значения на основе смысловых вопро­сов. В программах указывается, что в системе пропедевтики изуче­ния грамматики и правописания имеется тема «Родственные сло­ва», в рамках которой проводится работа по словообразованию как одному из эффективных способов пополнения словарного за­паса2. Учащиеся знакомятся с синонимами и антонимами, обо­значающими субъекты действия.

В программах по грамматике в I классе в целях подготовки к изучению частей речи учащиеся уточняют и обогащают свой сло­варный запас путем употребления слов, обозначающих растения, животных, природные явления, профессии людей, родственные отношения, предметы труда и быта, и др.; свойства предметов по

1 Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа. Русский язык /
Сост. С.Г.Шевченко. — М., 2000. — С. 6.

2 См.: Там же. — С. 13.


цвету, форме, величине, по материалу изготовления. Во II классе наряду с другими задачами, большей частью связанными с усвое­нием правил орфографии, учащиеся овладевают умением по смыс­ловым вопросам различать основные части речи (имена существи­тельные и прилагательные, глаголы).

В III классе в разделе «Морфология» обращается внимание на умение вьщелять структурно значимые компоненты слов (корень, приставка, суффикс) и соблюдать правила их правописания. Уча­щиеся также выполняют практические упражнения на употребле­ние существительных, прилагательных, глаголов, с изменениями их по числам и падежам, а глаголов — по лицам и временам.

В IV классе на уроках морфологии осуществляется обогащение словаря учащихся и дальнейшее развитие умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова с помощью значимых час­тей слова. Много внимания уделяется словоизменению и право­писанию имен существительных и глаголов, а также употребле­нию личных местоимений.

Как отмечается в Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для детей с нарушения­ми интеллекта, «в процессе практических грамматических упраж­нений во II — IV классах изучаются различные разряды слов-на­званий предметов, действий, признаков. В IV классе дается поня­тие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень»1.

В лексико-семантическом плане в III классе в разделе «Слово» ставится задача закрепить знания о словах, обозначающих назва­ния предметов и действий при употреблении их в различных фор­мах и связях с другими словами. Важным является требование на­ходить слова, обозначающие признаки (качества), ориентируясь на вопросы какой (-ая, -ое)?, определять предметы по значимым признакам, сравнивать их по качеству (камень твердыйвата мяг­кая).

В IV классе в работе по разделу «Слово» перед детьми, помимо необходимости различать основные категории слов по вопросам (названия предметов, действий и качеств), ставится новая задача: находить родственные слова с выделением в них общей части — корня.

Тематическое расширение словаря происходит при выполне­нии раздела программы «Развитие устной речи на основе озна­комления с предметами и явлениями окружающей действитель­ности». Для обучения младших умственно отсталых школьников — это новый учебный раздел, на уроках которого в основном и обо-

1 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, I—IV классы/ Под ред. В. В. Воронковой. — М., 2001. — С. 49.


гащается в определенной системе словарный запас учащихся. Так, во II классе ставятся задачи: научить детей различать слова, отве­чающие на вопросы кто? что?, существительные единственного и множественного числа; обозначать части и целое в знакомых предметах (стулспинка, сиденье, ножки); выделять признак раз­личия и сходства (стакан и кружка); усваивать слова, относящие­ся к видовым и родовым понятиям (куртка, рубашка, пальтоодежда). Выделяя в предложениях слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?, дети узнают названия действий, учатся группировать их по признаку однородности (кто как передвигает­ся?), различать предметы по присущим им действиям.

В I — IV классах из года в год происходит постепенное содержа­тельное усложнение предъявляемого детям словарного состава и расширение круга отраженных в нем вопросов. В I классе работа ведется по такой примерно тематике: сезонные изменения в при­роде; школа; классная комната; учебные вещи и игрушки (их на­значение и обращение с ними); семья; одежда и обувь; овощи и фрукты; комнатные растения; домашние животные; птицы; охра­на здоровья (части тела человека, элементарная гигиена).

Во II классе добавляются темы: пришкольный участок; дом, квартира, домашний адрес; дорога в школу и домой; деревья; на­секомые.

В III классе: улица, где расположена школа; транспорт; посуда; мебель; ягоды, растения на клумбе; основные части тела и повад­ки животных и птиц (внешний вид, пища, польза); домашние птицы.

И наконец, в IV классе к прежним темам добавляются следую­щие: город, село, деревня; дорожное движение; орехи; грибы; семена; полевые растения; уход за одеждой, мебелью, посудой, обувью; внешний вид животных; рыбы.

Как считают авторы программ для начальной школы VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой, 1997), которые также используются в школах, обучение русскому языку на начальном этапе носит «в основном элементарно-практический характер, при этом веду­щим коррекционным принципом, объединяющим и организую­щим все разделы программы, является развитие речи»1.

В этой связи на уроках русского языка дети изучают различные разряды слов: названия предметов, действий и качеств; родствен­ные слова. Эти слова они усваивают в контексте учебных тем и в создаваемых речевых ситуациях, что содействует вовлечению де­тей в игровые действия и общение.

В нулевом классе учащиеся называют предметы, характеризуя их по внешним свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, мате-

1 Программы для 0 — IV классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) / Под ред. И.М.Бгажноковой. — М., 1997. — С. 3.


риалу); подбирают обобщающие слова к группам предметов, имею­щим общий родовой признак; исключают лишние предметы из ряда предложенных сначала по заданному признаку (цвету, фор­ме, величине, материалу), а затем по желанию ученика объясне­нием того, почему он избрал ту или иную основу для отбора; строят смысловые ряды из названий специально подобранных предметных картинок.

Предлагаемый для усвоения словарь обусловлен тематикой пла­нируемых речевых ситуаций. В работе над конкретной темой он уточняется, обогащается и активизируется.

Для I класса это в основном ситуации, определяемые повсе­дневной жизнью детей — игрой, действиями с игрушками, «раз­говорами» по телефону, в транспорте, беседами на темы: мой рисунок; любимое занятие и др. (по усмотрению учителя). Во II классе добавляются новые темы: моя семья; доктор Айболит; Мойдодыр; юный художник; я в зеркале; в гостях у бабушки; на школьной перемене и др. В III классе: мой друг; мои любимые сказки; в гостях у друзей; как я отдыхал; по дороге из школы домой; советы по бытовым вопросам и др. В IV классе, кроме на­званных ранее, новые: каким я хочу быть; моя любимая книжка; продавцы и покупатели; если я заболел; мои впечатления о...; я в библиотеке и др.

В программном разделе «Слово», по которому ведутся занятия начиная со II класса, выделены два подраздела: названия предме­тов и названия действий. Согласно требованиям первого подраз­дела, дети должны уметь: называть предметы в рамках словаря на заданную учителем тему и различать их по вопросам кто? что?; вводить эти названия в контекст простых предложений, исполь­зуя нужные формы; подбирать по названию части предмета и ряд предметов, к которым эта часть подходит (ручка — дверь, кастрю­ля, чашка); называть сходные и различающиеся части предметов при их сравнении, например: кресло и стул; обозначать обобщаю­щим словом группу предметов одной родовой категории.

Работая со словарем, входящим во второй подраздел, дети долж­ны выделять названия действий, ориентируясь на вопросы что делает? что делают?; группировать слова, обозначающие действия, по признаку их однородности, например: Кто как голос подает?кричит, гудит, шумит и т.п.

В III классе по разделу «Слово» учащиеся осуществляют подбор слов по заданной теме, отвечающих на вопрос кто? что?; груп­пируют слова, близкие по значению. Их словарный запас расши­ряется за счет родственных однокоренных слов. В подразделе «На­звания действий» различение слов основывается на использова­нии вопросов что делал? что сделал?, обращенных к глаголам со­вершенного и несовершенного вида. Предусматривается также вы­деление признаков (качеств) предметов по вопросам какой? ка-


кое? какие?, подбор слов, отвечающих на эти вопросы, замена их другими, противоположными по значению.

В IV классе в разделе «Слово» дети учатся: выделять в предло­жении части речи, как группы слов, различающиеся по значению и по вопросам, на которые они отвечают; подбирать имен<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: