(КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Коррекционно-развивающая работа по формированию лексической основы языка во всех программах начальных классов образовательных учреждений тесно увязывается с общим речевым развитием учащихся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на чтение связных текстов (как адаптированных, так и оригинальных художественных), на организацию речевого общения в игровой, учебной и трудовой деятельности.
Как отмечают методисты, «урок русского языка — это прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка»1.
1 Львов М.Р., Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., 1979. — С. 323.
В развитии речи обычно выделяют три основных тесно взаимосвязанных направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью1.
Программа обучения русскому языку в I — IV классах общеобразовательной школы (2000 г.) включает систему понятий, относящихся к предложению (предложение как единица сообщения и общения, виды предложений по цели высказывания, связь слов в предложении и т.д.), к фонетике и графике (состав русского алфавита, гласные и согласные, их характеристика, анализ звучащего слова и обозначение его на письме, и т.д.), к орфографии (совокупность правил, определяющих написание слов), и наконец, к слову (лексико-грамматические признаки, части речи, состав слова, обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся, целенаправленная работа со словами-синонимами и антонимами, знакомство с явлением многозначности).
|
Вместе с тем в содержании каждого года обучения определяющими являются следующие темы: I класс — «Звуки и буквы»; II класс — «Слово» (однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; общее представление о частях речи: имени существительном, имени прилагательном и глаголе); III класс — «Слово» (состав слова: основа и окончание, корень, суффикс, приставка; сложные слова; лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола); IV класс — «Предложение» (строение простого и сложного предложения; знаки препинания в предложениях), «Слово» (части речи: словоизменение и словообразование имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения и глагола). При этом каждая тема раскрывается в определенной последовательности.
Работа над словом в I классе на уроках русского языка включает его лексическое содержание и соотношения с предметами, их действиями и признаками в окружающем мире, подготовку и обогащение словаря для последующего его использования при изучении частей речи.
В 4-летней общеобразовательной начальной школе начиная со II класса проводится работа по всем разделам программы по языку: по фонетике и графике, лексике, морфологии и синтаксису, по морфемике (составу слова и словообразованию). Однако характер учебного материала и акценты по грамматике в каждом классе разные: во II классе большое место занимает фонетика и графика в связи с совершенствованием навыков чтения и письма; в III классе происходит формирование основных грамматических понятий — частей речи, состава слова; в IV — ведущим направлением является словоизменение. Во всех классах на основе грамматических знаний формируются орфографические
|
1 См.: Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М., 1975.
умения. В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом.
Ориентируясь на содержание обучения языку в начальной общеобразовательной школы, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и знаниям достигают младшие школьники в норме, и учитывая своеобразие речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, можно в общем виде сформулировать задачи обучения языку младших школьников с отклонениями в развитии:
• формирование, уточнение, коррекция и обогащение словар
ного запаса;
• формирование и совершенствование коммуникативных уме
ний в процессе усвоения структурно-грамматических компонен
тов языка;
• развитие мышления и формирование мыслительных опера
ций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения и др.) средства
ми языка, используемыми в речевой деятельности;
• активизация словарного запаса в грамматически оформлен
ных рамках (словосочетаний, предложений, диалога, связной
речи) в связи с различными видами деятельности (предметно-
практической, учебно-познавательной, игровой и др.).
В дальнейшем, анализируя программы по языку в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, мы будем рассматривать лишь один, лексико-семантиче-ский аспект обучения: как реализуется в этих программах задача по формированию, коррекции, уточнению и обогащению словарного запаса, по его активизации в целях общения.
|
Пополнение лексики учащихся происходит двумя путями: 1) за счет самостоятельного накопления в процессе общения с окружающими людьми, при чтении книг в классе и вне класса, при просмотре кинофильмов, телепередач и т. п. и 2) за счет специальной систематической работы над лексикой, над ее уточнением и расширением, закреплением на всех уроках. Словарная работа — это специальная систематическая работа, направленная в целом на обогащение лексической основы речи учащихся. В различных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях она регламентируется программами начальных классов по-разному.
В трудах известных сурдопедагогов (Р. М. Боскис, 1963; С. А. Зыков, 1961; Б.Д.Корсунская, 1968; и др.), в программах по дошкольному и школьному обучению и воспитанию детей с недостатками слуха овладение лексическим составом языка рассматривается как одно из важнейших направлений развития речевой деятельности детей.
Последние «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида» (1997) предусматривают получение глухими учащимися основного уровня образования за 10 лет
(и за 11 лет, если ребенок приходит, минуя дошкольное учреждение, в подготовительный класс).
Одна из главных задач обучения глухих учащихся в начальных классах — овладение языком как средством общения, которое реализуется в рамках предметно-практической деятельности. Отобранные слова, указанные в программах для подготовительного класса (более 300 слов), усваиваются школьниками в процессе педагогически организованного общения для дальнейшего использования в коммуникативных целях.
По тематике примерный словарь обозначает предметы ближайшего окружения учащихся, связан с их потребностью в одежде и еде, с нахождением в классе и дома; сюда же входят названия действий (состояний) этих предметов и дается минимум прилагательных и наречий.
На первоначальном этапе знакомство с лексикой осуществляется параллельно с дактильной и устной формах речи.
Развитие речевой деятельности в I — III классах предполагает одновременное овладение грамматикой и орфографией в условиях расширения лексической основы языка в процессе учебной работы на уроках развития речи, чтения и предметно-практического обучения. Помимо слов, необходимых для организации учебного процесса и предметно-практической деятельности, учащиеся усваивают словарь, связанный с темами: школа; семья; времена года; наш край; животные; день Победы; картины природы и труд людей по временам года.
Значительная часть словаря в начальных классах формируется на уроках предметно-практического обучения в процессе лепки, рисования, аппликационных работ (фрукты, овощи, грибы, игрушки); важно, что при этом усваиваются названия не только предметов, но и действий с ними, их качеств и свойств.
Этому же содействует моделирование и конструирование изделий из бумаги, картона, строительного материала; работа с тканями, проволокой, глиной и другими материалами. Все это позволяет существенно увеличить объем словаря и, главное, закрепить его в процессе предметной деятельности. Например, работая с тканью, учащиеся II класса усваивают такие слова: выкройка, бахрома, промежуток, выворачивать, наметать, прошить, скроить и др.
Со II класса школьники учатся объяснять однокоренные слова, подбирать слова, близкие и противоположные по значению, и правильно употреблять их в предложениях; находить в предложениях слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает?
В III классе вопросы к предложениям усложняются: ответы на них подразумевают использование существительных в косвенных падежах, глаголов в форме настоящего (будущего или прошедшего) времени. Дети учатся объединять в группы однокоренные сло-
ва — глаголы с разными приставками; подбирать слова, близкие и противоположные по значению, и правильно их употреблять.
Обучение языку в IV—VII классах, согласно последним программам, «наряду с практическим усвоением речевых средств... по содержанию будет приближаться к анализу и осознанию языковых явлений, что требует усиления внимания к самой материи языка, к его формам и значениям»1. Поэтому работа по анализу коммуникативных единиц, каковыми являются предложения, и их продуцирование в основном осуществляется в процессе изучения сведений по грамматике. При этом фонетические компоненты, лексические и грамматические значения отрабатываются в единстве, т.е. в структуре целого речевого высказывания.
И хотя специально работа над лексической стороной речи не выделяется, она с необходимостью присутствует в виде лексической наполняемости высказываний по разным темам разделов «Развитие речи» и «Чтение», которые предусмотрены в программах. В IV—VII классах это такие темы, как воспоминание о летних (зимних) каникулах; интересный (-ая, -ое) случай (событие, экскурсия, встреча, телепередача, событие в стране и за рубежом); школьная перемена; ход урока; семья; мой дом; новый друг (подруга); осенняя (зимняя, весенняя) погода; любимое занятие; подготовка к празднику; школьные праздники; дежурство в классе (в столовой, в мастерской); наблюдения за животными; из жизни животных; посещение магазина; мой город; городской транспорт; явления природы.
В этих же классах происходит усвоение словаря, связанного с морально-этической стороной жизни по таким темам, как семья; родители; помощь родителям; занятия родителей; увлечения, любимый учебный предмет, любимое занятие; правильный поступок; смелый (благородный) поступок; полезные дела; встречи с друзьями; мечты и желания, бытовые приборы и инструменты, облегчающие труд человека; полезные советы; интересные профессии; труд в мастерских; события из жизни великих людей.
Естественно, все перечисленные темы предполагают понимание и правильное употребление определенной лексики, в особенности, если их содержание предусматривает необходимость аргументации, описания событий, явлений, связано с умением выразить оценку, личное отношение к сказанному (IV класс), умением написать сочинение с элементами рассуждения (V класс), использовать в письменной речи диалоги (VI класс).
Словарная работа в IV—VII классах осуществляется и при изучении грамматических тем (раздел «Сведения по грамматике»). Это вьщеление и группировка лексики по общей морфеме при изуче-
1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. - М., 1997. - С. 69.
нии состава слова, при изучении частей речи — существительных, личных местоимений и глаголов в V классе; глаголов и наречий — в VI.
Усвоению и расширению словарного запаса содействуют уроки объяснительного чтения, для которых тексты подбираются с соблюдением тематического принципа, позволяющего сближать сюжеты книги для чтения с тем словарем, с которым учащиеся в это время работают на уроках русского языка и предметно-практического обучения.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей)» также ориентированы на максимальное расширение речевой практики, на использование речевого материала в разных видах общения и в целях развития познавательной деятельности учащихся. Формирование лексической основы в рамках речевого общения в подготовительном классе связано с учебно-игровой деятельностью, выполнением правил самообслуживания, личной гигиены, режима дня.
В программах приводится примерная лексика по следующей тематике: в классе — учебные вещи, предметы классной мебели; в столовой — мебель, посуда, продукты питания; на кухне — кухонное оборудование, посуда; в спальне — мебель, постельное белье; одежда и обувь; семья; игры детей, игрушки, зимние забавы; день школьника; магазин; в саду и на огороде; животные домашние и дикие. Даются слова, обозначающие определенные группы предметов (овощи, фрукты, мебель и др.); выделяются свойства, общие для предметов каждой группы, и свойства, их отличающие. На основе вопросов кто? что? что делает (-ют)? распределяются по группам картинки и слова, обозначающие изображенные на них предметы с выделением предмета и действия, одушевленности и неодушевленности; слова единственного и множественного числа; родовых признаков путем сочетания существительных с числительными один, одна, одно.
В соответствии с программными требованиями учащиеся усваивают словарь практически: теоретических сведений по лексике им не сообщается. «На материале уроков, чтения, грамматики, правописания и развития речи ведутся наблюдения, в ходе которых учащиеся осознают, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, а также могут быть употреблены в предложении, тексте в одном или нескольких значениях»1.
Уточнение и обогащение словаря на уроках развития речи строится на основе определенных тем, которые близки учащимся по
1 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. - М., 1997. - С. 45.
жизненному опыту, отвечают интересам детей. В содержательном плане они увязываются с тематическим планированием разделов «Ознакомление с окружающим миром» и «Чтением». В программах дается лишь примерная тематика.
I класс
Мы идем учиться; в классе; мы играем; осень; моя семья; в нашем доме; «надо, надо умываться»; зима; про животных и птиц; в саду, в лесу, на огороде; весна; на улице; наши любимые сказки; лето.
II класс
«До свиданья, лето»; осень пришла; как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, телепередач и т.п.); делаем зарядку (о спортивных играх); что мы знаем о животных? зимушка-зима; о хороших и плохих поступках; мы рисуем, танцуем, играем. Посадили деревья (о природе и занятиях людей весной); мамин день; наши любимые сказки; все работы хороши (о профессиях), скоро лето.
III класс
Быстро лето пролетело, настали дни осенние; на земле, в небесах и на море (о видах транспорта, о транспортных профессиях и т. п.); что такое хорошо... (о добром отношении к людям, о вежливости и т.д.); я люблю зиму; о разных странах на земле; своими руками (о занятиях в кружках); весна идет; милая моя мама...; мы читаем (о круге детского чтения; о том, как пользоваться библиотекой); впереди лето.
IV класс
Попрощаемся с теплым летом; снова осень стоит у двора; наши добрые дела; о чем рассказывают картины? о профессиях; хочу все знать; белый снег, пушистый...; мы любим сказки; весна идет; подарок маме; мы занимаемся спортом; наши развлечения; скоро летние каникулы.
V класс
Звенит звонок веселый; вспомним летние каникулы; осень — дни ненастные, листья желто-красные...; школьная жизнь; моя Родина, мой родной город, моя семья; кем стать? вот пришли морозы, и зима наступила; знаешь ли ты?., мы любим музеи, театры и кино; животные — наши друзья; весна на улице; мы отправляемся путешествовать; что такое лето?
VI класс
«С чего начинается Родина?»; снова осень; всем нужен труд каждого; волшебница-зима; в зрительном зале и у экрана телевизора (о спектаклях, фильмах, телепередачах, концертах и т.д.); из истории Отечества; приди весна, с радостью...; праздник 8 марта; нарядные узоры (о занятиях художественными ремеслами: роспись по дереву, вышивание и т.д.); мы живем на одной планете; природа и мы; вот и лето подоспело.
Блок слов, входящий в рубрику «Уточнение и обогащение словаря», представляют собой слова-дериваты, объединяемые по общ-
ности образующих их морфем: корней, приставок и суффиксов. Это слова, обозначающие лиц той или иной профессии (с суффиксами -ник, -чик: дворник, автоматчик и др.), а также детенышей животных (с суффиксами -енок, -онок: котенок, медвежонок и др.). В III классе — слова с общим корнем, обозначающие предмет и его качество {дерево — деревянный), лицо и производимое действие (рыбак — рыбачить); действия, различающиеся по завершенности (читал — прочитал), и др.; слова с эмоционально-экспрессивной окраской с суффиксами -ик, -ок и др. (дом — домик). В IV классе — слова, характеризующие предмет по материалу или веществу, по принадлежности лицу или животному, по отношению к месту или группе лиц с суффиксами -ин, -ян, -н-, -ов, -ск и др. (пластилиновый, мамин, школьный, морской и др.). В V и VI классах — слова, выражающие морально-этические (успех, победа, торжество, триумф), смысловые и эмоциональные оттенки (торопить, подгонять, подтягивать), отрицание и неопределенность (междометия и частицы, отрицательные и неопределенные местоимения и наречия).
Слова по степени обобщения и многозначности представлены для усвоения по годам обучения в следующей последовательности: с I класса ведется работа над обобщающими словами (родовые и видовые понятия типа «инструменты»: молоток, стамеска, шило и т.п.), многозначными словами типа мальчик идет — дождь идет. Со II класса — над словами, близкими и противоположными по значению; с III — со словами, имеющими эмоционально-экспрессивную окраску, типа дом — домище; переносное значение, типа ребенок уснул — лес уснул.
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, где учатся дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (ОНР) (алалией; алалией, осложненной заиканием; афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией), начальный курс русского языка также является одним из основных учебных предметов.
Специальные программы (1987), кроме работы над произношением, грамматическим строем и связной речью, предусматривают в подготовительном, I—V классах разделы «Работа над словом».
Словарная работа реализуется при выполнении упражнений практического характера (без сообщения теоретических сведений по лексике). Отбор словаря осуществляется по темам, а также по лексико-грамматическому принципу сходства значения слов с общей морфемой.
Тематический словарь из класса в класс расширяется и усложняется по основным темам: наш класс; наша школа; осень; наш город (село); зима; наш дом; весна; родная страна. В IV—V классах добавляются темы «О дружбе и товариществе», «О героических поступках» и др.
Работа над словарем предусматривает знакомство с производными словами: в подготовительном классе со словами, образованными с использованием уменьшительных суффиксов -ик, -ок (домик, сынок); во II классе со словами, обозначающими лиц по виду их деятельности — с суффиксами -ник, -щик, -арь (печник, крановщик, словарь и др.); в III классе с глаголами, имеющими приставки в-, вы-, при-, у- (вбежал, выбежал и др.). В IV классе добавляется работа с прилагательными, образованными суффиксами -оват, -еват, -ист, -чив (беловатый, золотистый, находчивый и др.); в V классе с прилагательными, образованными с помощью суффиксов и приставок (бестолковый), а также путем сложения двух основ (сельскохозяйственный).
В этом же разделе планируется работа по усвоению других групп слов. В подготовительном классе — это слова, обозначающие пространственное расположение предметов (тут, там, здесь), признаки предметов по цвету, величине, форме, вкусу, временным отношениям (сейчас, утром), а также знакомство с личными и указательными местоимениями. В I классе учащиеся учатся понимать и употреблять слова, выражающие поручения, и названия предметов и действий, с которыми они сталкиваются в быту и учебе; выделять название частей отдельных предметов, распределять слова по видовым и родовым признакам. Во II классе им следует уметь правильно использовать слова, обозначающие признаки предметов по качеству (чистый — грязный), по весу, сезонности, материалу, принадлежности (папин, лисий), по степени сравнения качеств предмета (белый — белее); различать простейшие случаи многозначности (короткие волосы — короткий разговор — короткий удар и т.д.).
В III классе учащиеся начинают употреблять в речи: слова, обозначающие предметы, имеющие абстрактное значение (героизм, подвиг); действия или признаки (бегство, молодость); собирательные понятия (молодежь); слова, обозначающие завершенное действие — глаголы совершенного вида с приставками; слова, указывающие на сравнительную или превосходную степень прилагательных; слова, обозначающие оценку или степень чего-либо, образ или способ действия, время или место его свершения, отвечающие на вопросы как? каким образом? когда? где? и др. (пешком, всегда, иногда, достаточно и др.). Учащиеся должны понимать многозначность слов, их переносное значение (тупой топор, тупой нос лодки и тупая боль); подбирать и группировать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), и выбирать из них для выражения собственных мыслей наиболее точные.
На уроках грамматики учащиеся знакомятся с составом слова (и правописанием корней и приставок), а также с частями речи — существительным, прилагательным, глаголом.
В IV классе благодаря постоянному обогащению словаря учащиеся уже используют в речи слова с отвлеченным и собирательным значением (бегство, ходьба, родня, белье); а также слова, обозначающие способ и образ, время и место, причину и цель действия; степень качества. Они в большинстве своем правильно употребляют безличные глаголы совершенного и несовершенного вида (вечереет, моросит). На уроках грамматики овладевают способами изменения существительных и прилагательных по роду и числу, падежам, а также с временными значениями глаголов — их изменением по временам и лицам.
В V классе ставится задача научить учащихся употреблению полных и кратких форм качественных прилагательных, различных степеней сравнения; личных местоимений в косвенных падежах с предлогами и без предлогов; указательных, определительных, отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, глаголов неопределенной формы со словами надо, можно, нужно, нельзя и др.; частиц и междометий.
Обращается внимание на употребление в различных контекстах слов в прямом и переносном значении, на работу с синонимами и антонимами, на употребление образных сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов при описании событий, явлений или героев литературных произведений. На уроках грамматики — разбор слов по составу и правописание корней и приставок; изучение частей речи: имен существительных и прилагательных, глаголов (их значение, грамматические признаки, изменения по родам, числам и лицам), местоимений (изменение по лицам). Во всех случаях — усвоение правил правописания.
«Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом» в подготовительном классе ориентированы: на «уточнение и расширение понимания слов-названий предметов, явлений, действий, признаков предметов с расширением и большей наполняемостью этих понятий»1; на группировку предметов (продукты питания, овощи, фрукты, игрушки, живые и неживые предметы, одежда, посуда, мебель, школьные принадлежности) с формированием обобщающих понятий; на различение названий действий, близких по сходству ситуаций или противоположных по значению (одень пальто — сними пальто, открой — закрой, войди — выйди); на понимание прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький), слов, выражающих пространственные отношения (вниз, внизу, влево, вперед, назад и т.п.), а также слов, образующих сравнительные конструкции (больше — меньше, поровну, одинаково, шире, уже, длиннее и др.). Обращается внимание на различение и правильное по-
1 Русский язык // Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом. — М., 1975. — С. 20.
нимание личных местоимений и слов с разными приставками и суффиксами.
В программах указываются темы, по которым группируются слова: предметы обихода и действия с ними (спальня, столовая, продукты питания и т.д.); класс, классные занятия (урок, учитель, школьные принадлежности, имена детей, звонок и т.д.); семья (состав семьи, названия ее членов, их имена); тело человека, его части. Дополнительное расширение словаря происходит при прохождении тем: труд людей; события в стране и во всем мире.
Программы для начальных классов по русскому языку школы VII вида (для детей с задержкой психического развития) руководствуются задачами, поставленными перед общеобразовательной школой. Однако эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации коррекционно-развивающих, коррек-ционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении, которые, в частности в работе над языком, предусматривают необходимость «уточнения и обогащения словарного запаса на основе расширения и уточнения непосредственных впечатлений об окружающем мире»1.
В подготовительный период и в период обучения грамоте, на занятиях «Ознакомление с окружающим миром» непременным содержанием уроков является словарная работа, в связи с которой уточняется семантика слов, дети знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира.
При изучении начального курса грамматики учащиеся на основе наблюдений за речевой деятельностью других, путем собственного речевого опыта и формирования практических языковых обобщений овладевают довольно широким кругом языковых понятий и среди них с такими важными для овладения лексической основой языка, как «состав слова», «часть речи», учатся различать общие лексические значения на основе смысловых вопросов. В программах указывается, что в системе пропедевтики изучения грамматики и правописания имеется тема «Родственные слова», в рамках которой проводится работа по словообразованию как одному из эффективных способов пополнения словарного запаса2. Учащиеся знакомятся с синонимами и антонимами, обозначающими субъекты действия.
В программах по грамматике в I классе в целях подготовки к изучению частей речи учащиеся уточняют и обогащают свой словарный запас путем употребления слов, обозначающих растения, животных, природные явления, профессии людей, родственные отношения, предметы труда и быта, и др.; свойства предметов по
1 Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа. Русский язык /
Сост. С.Г.Шевченко. — М., 2000. — С. 6.
2 См.: Там же. — С. 13.
цвету, форме, величине, по материалу изготовления. Во II классе наряду с другими задачами, большей частью связанными с усвоением правил орфографии, учащиеся овладевают умением по смысловым вопросам различать основные части речи (имена существительные и прилагательные, глаголы).
В III классе в разделе «Морфология» обращается внимание на умение вьщелять структурно значимые компоненты слов (корень, приставка, суффикс) и соблюдать правила их правописания. Учащиеся также выполняют практические упражнения на употребление существительных, прилагательных, глаголов, с изменениями их по числам и падежам, а глаголов — по лицам и временам.
В IV классе на уроках морфологии осуществляется обогащение словаря учащихся и дальнейшее развитие умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова с помощью значимых частей слова. Много внимания уделяется словоизменению и правописанию имен существительных и глаголов, а также употреблению личных местоимений.
Как отмечается в Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для детей с нарушениями интеллекта, «в процессе практических грамматических упражнений во II — IV классах изучаются различные разряды слов-названий предметов, действий, признаков. В IV классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень»1.
В лексико-семантическом плане в III классе в разделе «Слово» ставится задача закрепить знания о словах, обозначающих названия предметов и действий при употреблении их в различных формах и связях с другими словами. Важным является требование находить слова, обозначающие признаки (качества), ориентируясь на вопросы какой (-ая, -ое)?, определять предметы по значимым признакам, сравнивать их по качеству (камень твердый — вата мягкая).
В IV классе в работе по разделу «Слово» перед детьми, помимо необходимости различать основные категории слов по вопросам (названия предметов, действий и качеств), ставится новая задача: находить родственные слова с выделением в них общей части — корня.
Тематическое расширение словаря происходит при выполнении раздела программы «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности». Для обучения младших умственно отсталых школьников — это новый учебный раздел, на уроках которого в основном и обо-
1 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, I—IV классы/ Под ред. В. В. Воронковой. — М., 2001. — С. 49.
гащается в определенной системе словарный запас учащихся. Так, во II классе ставятся задачи: научить детей различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, существительные единственного и множественного числа; обозначать части и целое в знакомых предметах (стул — спинка, сиденье, ножки); выделять признак различия и сходства (стакан и кружка); усваивать слова, относящиеся к видовым и родовым понятиям (куртка, рубашка, пальто — одежда). Выделяя в предложениях слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают?, дети узнают названия действий, учатся группировать их по признаку однородности (кто как передвигается?), различать предметы по присущим им действиям.
В I — IV классах из года в год происходит постепенное содержательное усложнение предъявляемого детям словарного состава и расширение круга отраженных в нем вопросов. В I классе работа ведется по такой примерно тематике: сезонные изменения в природе; школа; классная комната; учебные вещи и игрушки (их назначение и обращение с ними); семья; одежда и обувь; овощи и фрукты; комнатные растения; домашние животные; птицы; охрана здоровья (части тела человека, элементарная гигиена).
Во II классе добавляются темы: пришкольный участок; дом, квартира, домашний адрес; дорога в школу и домой; деревья; насекомые.
В III классе: улица, где расположена школа; транспорт; посуда; мебель; ягоды, растения на клумбе; основные части тела и повадки животных и птиц (внешний вид, пища, польза); домашние птицы.
И наконец, в IV классе к прежним темам добавляются следующие: город, село, деревня; дорожное движение; орехи; грибы; семена; полевые растения; уход за одеждой, мебелью, посудой, обувью; внешний вид животных; рыбы.
Как считают авторы программ для начальной школы VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой, 1997), которые также используются в школах, обучение русскому языку на начальном этапе носит «в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи»1.
В этой связи на уроках русского языка дети изучают различные разряды слов: названия предметов, действий и качеств; родственные слова. Эти слова они усваивают в контексте учебных тем и в создаваемых речевых ситуациях, что содействует вовлечению детей в игровые действия и общение.
В нулевом классе учащиеся называют предметы, характеризуя их по внешним свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, мате-
1 Программы для 0 — IV классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) / Под ред. И.М.Бгажноковой. — М., 1997. — С. 3.
риалу); подбирают обобщающие слова к группам предметов, имеющим общий родовой признак; исключают лишние предметы из ряда предложенных сначала по заданному признаку (цвету, форме, величине, материалу), а затем по желанию ученика объяснением того, почему он избрал ту или иную основу для отбора; строят смысловые ряды из названий специально подобранных предметных картинок.
Предлагаемый для усвоения словарь обусловлен тематикой планируемых речевых ситуаций. В работе над конкретной темой он уточняется, обогащается и активизируется.
Для I класса это в основном ситуации, определяемые повседневной жизнью детей — игрой, действиями с игрушками, «разговорами» по телефону, в транспорте, беседами на темы: мой рисунок; любимое занятие и др. (по усмотрению учителя). Во II классе добавляются новые темы: моя семья; доктор Айболит; Мойдодыр; юный художник; я в зеркале; в гостях у бабушки; на школьной перемене и др. В III классе: мой друг; мои любимые сказки; в гостях у друзей; как я отдыхал; по дороге из школы домой; советы по бытовым вопросам и др. В IV классе, кроме названных ранее, новые: каким я хочу быть; моя любимая книжка; продавцы и покупатели; если я заболел; мои впечатления о...; я в библиотеке и др.
В программном разделе «Слово», по которому ведутся занятия начиная со II класса, выделены два подраздела: названия предметов и названия действий. Согласно требованиям первого подраздела, дети должны уметь: называть предметы в рамках словаря на заданную учителем тему и различать их по вопросам кто? что?; вводить эти названия в контекст простых предложений, используя нужные формы; подбирать по названию части предмета и ряд предметов, к которым эта часть подходит (ручка — дверь, кастрюля, чашка); называть сходные и различающиеся части предметов при их сравнении, например: кресло и стул; обозначать обобщающим словом группу предметов одной родовой категории.
Работая со словарем, входящим во второй подраздел, дети должны выделять названия действий, ориентируясь на вопросы что делает? что делают?; группировать слова, обозначающие действия, по признаку их однородности, например: Кто как голос подает? — кричит, гудит, шумит и т.п.
В III классе по разделу «Слово» учащиеся осуществляют подбор слов по заданной теме, отвечающих на вопрос кто? что?; группируют слова, близкие по значению. Их словарный запас расширяется за счет родственных однокоренных слов. В подразделе «Названия действий» различение слов основывается на использовании вопросов что делал? что сделал?, обращенных к глаголам совершенного и несовершенного вида. Предусматривается также выделение признаков (качеств) предметов по вопросам какой? ка-
кое? какие?, подбор слов, отвечающих на эти вопросы, замена их другими, противоположными по значению.