План анализа
I. Экстралингвистический анализ текста
II. Языковой анализ:
III. Композиционный анализ:
IV. Богословский анализ:
I. Экстралингвистический анализ текста
1. Место произнесения проповеди – большой концертный зал
2. Время произнесения 17:00 часов
3. Зал современный, чистый, создающий торжественную обстановку концерта или саммита. Сидения мягкие, удобные. Освещение не яркое, но достаточно приятное.
4. Акустика зала объёмная, звук громкий, но не оглушающий. Слышно одинаково хорошо и на первых рядах и на последних.
5. Проповедник в светлой рубашке и в галстуке без пиджака – в помещении довольно тепло. Его образ соответствует торжественной обстановке в зале.
6. Для слушателей, проповедник, как выступающий перед большой аудиторией, выглядит приемлемо: аккуратно, не вызывающе, по-деловому.
7. Проповедь звучит сразу после выступления хора, когда установилась полная тишина в зале.
проповедь коммуникативный стилевой эмоциональный
II. Языковой анализ
1. Стилистический подбор языковых средств:
Рассматриваемая речь выражена в церковно-религиозном стиле («Мы избраны Богом, Самим Творцом Вселенной» или «Грешники продали себя в рабство греха и дьявола».) с элементами других стилей:
2. Газетно-публицистический
- Страховые кампании предлагают безопасность; Кооперативы обещают охрану; Но история криминалистики красноречивый свидетель тому, что в этом мире нет полной безопасности
- В это время хаоса, роста преступности, безнадежности и общего пессимизма, мир ждет обнадеживающие слова.
3. Художественный
- Врач Блад стал пиратом, бежав из рабства. Успехи у него были. Но легенды такие о нем ходили, что лучше не придумаешь.
|
4. Повествовательный
- В древности рабов продавали на толкучке, как сегодня сигареты, кроссовки, молоко. Время от времени добрый человек платил полную цену, обычно тридцать сребреников, хозяину, выкупая раба, отпускал его на свободу.
Эмоционально-экспрессивная окраска проповеди осуществляется с помощью следующих слов и словосочетаний: красноречивый свидетель, хаос, рост преступности, захлёстывает отчаяние и безнадёжность, пессимизм, землетрясение, малейший, всемогущий, всесильный и т.д.
2. Грамматические средства
1) Наряду с простыми предложениями, часто встречаются и сложносочинённые: «Мир будет склонять нас на компромиссы, поступиться своей веры, убеждениями, но Библия говорит, что верный до конца спасется».
2) Причастных и деепричастных оборотов практически не встречается. Как исключение звучат один деепричастный «Живя в мире, мы не имели Отца Небесного» и один причастный оборот «Грешники, поносившие детей Божьих, наказаны Богом тем, что отданы во власть своей похоти».
3) Речь украшена образными сравнениями («рабов продавали на толкучке, как сегодня сигареты, кроссовки, молоко», «Бог хранит народ Свой как зеницу ока.»), метафорами («неоновым светом вырисовываются слова апостола Павла», «рабство греха», «Противники Бога сложили оружие»), гиперболами («способен трясти землю», «Эти слова должны быть написаны в наше время на первой странице каждой газеты, на каждом световом табло»).
3. Определённо можно сказать, что проповедь грамотно составлена и красиво стилистически и эмоционально украшена. Евангелист часто употребляет жизненные примеры, касающиеся чувств слушающих (к сожалению, эти примеры не всегда релевантны нашему обществу – они из американской, а не из российской жизни, что не даёт желаемой текстуализации проповеди). Хороший эффект производят цитаты известных поэтов, писателей, философов и богословов (Мартин Лютер, Анн и Серж Голон, Рафаэль Сабатини, Игорь Тальков), а так же примеры из библейской и светской истории, которые проповедник искусно влетает между цитатами из Библии и своими призывами.
|
III. Композиционный анализ
1. Общее коммуникативное намерение автора – призыв обратиться к Иисусу Христу.
2. Общая композиция проповеди:
1) Введение: два примера из жизни, тезисы, противопоставляющие безопасность в Боге и безнадёжное положение безбожных людей в мире.
2) Первая часть: «Бог хранит»
a. Кто хранит?
b. Кого хранит?
c. От чего хранит?
d. Каким образом хранит?
e. Для какой цели хранит?
f. Предварительное заключение
3) Вторая часть: «Что мы обрели в Иисусе Христе?»
a. Кто такой Иисус Христос?
b. Что мы имеем в Иисусе Христе?
c. Как мы можем это получить?
4) Общее заключение: призыв к покаянию перед Богом и примирению с Ним.
3. Рассматриваемая нами, проповедь содержит следующие атомарные жанры:
1) Повествование. Этим жанром описываются примеры, где говорится об историях отдельных людей, их переживаниях, поступках и высказываниях (история верующей старушки из Калифорнии, рассказ о болезни на острове «Ява», случай из жизни капитана Блада и т.п.).
2) Объяснение. Этим жанром обосновываются, объясняются какие-либо тезисы, ранее сказанные, например: «Глаз настолько необходим и важен, что Бог дал нам целых два глаза. Глаз тщательно защищен… Подобным же образом, только с еще большей заботой и осторожностью, хранит нас Бог. Он окружает нас заботой всесторонне».
|
3) Призыв. Этот жанр встречается дважды – в предварительном и общем заключениях:
· Войди в число спасённых, покайся, доверься Иисусу Христу, живи по учению Иисуса Христа;
· И сегодня я приглашаю вас обратиться именно к этому распятому, но воскресшему Христу в покаянии с верой
4) Пророчество так же имеет место в призывах оратора:
· Друг, не познавший Бога, Он хранит тебя для того, чтобы ты имел еще одну возможность услышать о Христе и обратиться к Нему.
· … и Он спасет вас и поможет прожить юность чисто, свято и непорочно во славу Имени Его.
IV. Богословский анализ
1. Эгзегетический анализ, приводимых в проповеди библейских текстов, отсутствует.
2. В проповеди присутствуют практические все моменты, касающиеся греховности человека, учения о спасении и оправдании через Христа, и то, как они изложены, вполне соответствует доктринам конфессии (ЕХБ): учение о первородном грехе, избрание, усыновление, искупление, прощение грехов (Еф.1:7, Деян.10:43, Ин.1:29), премудрость и разумение в Иисусе Христе (Иак.3:17), божьего откровения, наследства и дара Духа Святого (Еф.1:13-16). Эти вопросы рассматриваются на протяжении всей проповеди.
3. Для современного человека с его мировоззренческими установками, проповедь может быть близка и понятна из-за примеров, взятых из современной жизни, из-за цитат известных, влиятельных людей, как было уже сказано: писателей, философов и певцов.
4. Говоря о религиозной толерантности, можно привести одну цитату, из которой будет видно отношение говорящего к другим религиям:
«Религии закрепощают - христианство освобождает»
- повествование о всевышнем и всемогущем Боге, сотворившем небо и землю, подразумевает только христианского, библейского Бога, призыв к примирению с Богом зовёт прийти к Нему через единственного посредника – Иисуса Христа.
· Иоан. 1,14 - "И слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца".
· Христос, во-первых, помазан на служение священника. Священник представляет интересы человека перед Богом и приносит жертву за грехи человечества.
Во-вторых, Христос помазан в пророка. Пророк предоставляет интересы Бога среди людей и передает им истины. Христос сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь".
В-третьих, Христос помазан на Царя, Он руководит вселенной, историей и жизнью каждого человека. 1 Кор.15,27 - "... все покорил под ноги Его".
Вывод:
Евангелизационная проповедь Виктора Гамма, с точки зрения правил гомилетики, довольно грамотно составлена. Она доступна для понимания и простого слушателя, и образованного человека. Речь насыщена красочными примерами, цитатами известных людей, стилистически и эмоционально украшена.
Но можно сделать несколько критических замечаний. Начинается проповедь с двух примеров, из которых первый банален для современного слушателя, второй – из жизни калифорнийской (а не российской) старушки. Что, сразу же, вызывает вопрос об актуализации дальнейшей информации. Второе – слишком много библейских цитат и заявлений, основанных только на христианском вероучении (54 цитаты и столько же христианских тезисов на 33 страницы конспекта проповеди) в аудитории, где Библия - не абсолютный авторитет.
Всё это, наряду с хорошим эмоциональным эффектом, даёт противоположный результат в практическом применении духовных истин среди российских слушателей. Хотя может произойти и обратная реакция – приобщение к западной и библейской (баптистской) культуре. На практике наблюдается то и другое.