ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ




Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Л ист бума-ги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и флома-стером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем бли-же, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продви-жение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенностьвсебе, низкая самооценка, подавленность, нере-шительность, незаинтересованность в своем положении в соци-уме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее де-таль). Гол.ова повернута вправо — устойчивая тенденция к де-ятельности, действенности: почти все, что обдумыбается, пла-нируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца.) Испытуе-мый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к раз-мышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовы-ваться. Нередко также боязнь перед активным действием и не-решительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение анфас, т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, — уши, рот, глаза. Значение детали «уши»' — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окру-жающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только проду-цирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональ-ные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая ак-тивность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — за-щитная (огрызается, задирается, фубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта окру-глой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего че-ловеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисов-

Тест «Несуществующее животное»

кой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры по-ведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисов-кой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заин-тересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер го-ловы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное нача-ло (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные де-тали, например рога — защита, агрессия. Определить по соче-танию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию,.к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чув-ственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — поста-мент). Рассматривается основательность этой части по отноше-нию к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность приня-тия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и нео-сновательность суждений, иногда импульсивность принятия ре-шения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соедине-ны или не соединены вовсе — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и од-нонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок.в принятии ре-шений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этихдеталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыс-лие (ближе к патологии).

улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с по-становки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — сви-детельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» жи-вотного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому зна-чению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположе-нием и характером углов.в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения, Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на аюдентировку сексуаль-ных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподоб-ной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) симво-лизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, за-крытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тести-рованию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное ко-личество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи «вмонтирования» механиче-ских частей в тело животного — постановка животного на по-стамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; при-крепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности — рукояток, клавиш и ан-.;генн.:Эз-о набдедается чаще у больных, шизофренией и глубо-ких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существую-

Тест «НесущШвующее животное»

4-2

 

шего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к кото-рому лишь приделывается «готовая» сушествующая деталь, что-бы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригиналь-ность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смыс-ловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, ино-гда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, на-правленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхност-но-звуковые, без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» ит. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетиче-ских элементов в суждениях над рациональными. Наблюдают-ся также иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисхо-дительном отношении к окружающим. Инфантильные назва-ния имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.)- Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названия-ми («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.). Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, по-лученными с ее помощью, и данными других личностных ме-тодик на материале обследования пациентов психиатрической клиники илиц, проходящихпрофотборвштатМВД (П. В. Янь-шин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при диффе-ренциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995). «Н.Ж;» —-одна-из наиболее популярных рисуночных методйкм широко используется психологами СНГ при обследовании де-тей и взрослых, больных и здоровых, чаще всего в качестве ори-ентирующей методики; т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

 

ТЕСТ «СВОБОДНЫЙ РИСУНОЮ

Предварительные замечания. Многие люди любят ри-совать. Иногда этим занимаются специально, приго-товив карандаши, краски, а иногда, сидя на лекциях или заседаниях, машинально выполняют на листе бумаги те или иные изображения. Специалисты-графологи заинтере-совались этими «почеркушками» и попытались проанализи-ровать, чем они различаются, как их можно толковать, — так появились тесты «непроизвольного рисунка».

Известно, что в свободной изобразительной деятельности существует два основных приема: рисование с натуры и рисо-вание на основе собственной фантазии и воображения. С пси-хологической точки зрения эти два различия предположительно объясняются в связи с явлениями экстра- и интроверсии.

Напомним, что эти типологические различия людей были описаны К. Юнгом (1921).

Типология К. Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ типологических концепций, существующих в искусстве, философии, психо-логии, позволил выдвинуть идею об экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осо-знаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Типоло-гия Юнга основана на доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Таким образом, исходя из концепции о типах, К. Юнг пред-лагает рассматривать 8 типов:

1) эКстравертированный мыслителкный;

2) экстравертированный ощущающий;

3) экстравертированный чувствующий;

4) экстравертированный интуитивный;

5) интровертйрованный мыслительный;

6) интровертированный ощущающий;

7) интровертированный чувствующий;

8) интровертированный интуитивный.

Английский искусствовед, художественный критйк, а так-же теоретик эстетического воспитания Г. Рид (1893—1968), под-вергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм ху-дожественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с лич-ностной типологией К. Юнга.

В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразие форм ху-дожественного выражения детей. Для обнаруженных восьми видов рисунков — эмфатический (импрессионистский), гапти-ческий, ритмический, структурный, органический, перечисля-ющий, декоративный, имажинарный — он выделил некоторые характеристические признаки.

Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессив-ный) характеризует стремление передать атмосферу непосред-ственного выражения ощущений, впечатлений.

Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, «болит ухо», «голова болит» и т. д.

Ритмический рисунок — в нем главное значение приобретает изображение движения: машина 'едет, человек бежит и т. д.

Структурный рисунок — главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например площадь города.

Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, ЗЙшотных и т. д.

Перечисляющий рисунок — в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; ча-сто связь не прослеживается,. этр мощ б^ть, ртдельнь^р дртали или предметы.

Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения ит. д.

Имажинарный рисунок чаще всего содержит какой-либо сю-жет, заимствованный из книги, отдельный персонаж, также из книги или собственной фантазии, и т. д.

Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соот-ношение между психологическими типами, описываюшими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художе-ственного выражения, что отражено в следующей таблице: _______ Психологический тип Мыслительный тип (экстраверт

интроверт

экстраверт интроверт

экстраверт интроверт

экстраверт интроверт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: