Темы докладов по истории психологии




Вклад отечественных ученых в развитие психологии

 

В конце 19 века развитие научной психологии в России, как и во всем мире, начитает активизироваться. Приоритетным в России является естественно научное направление – психолог, психиатр.

  • Становление психологии как науки, вклад В.М. Бехтерева
  • Вклад в развитие отечественной психологии Челпанова, Корнилова. Челпанов – 1862-196гг. Москва – московский институт психологии, организованном в 1914 году. Подход самонаблюдения, экспериментального метода. Начиная с 1917 года идет научное противостояние с нарастающей идеологией марксизма. Челпанов ушел, его место занял Корнилов.

 

Новая эпоха развития отечественной психологии - психология на основе марксист-лен идеологии. Видные деятели отечественной психологии:

  • Сеченов - выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, В своём классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии.
  • Павлов – учение об условных и безусловных рефлексах
  • Лурия - нейропсихологи
  • Зегарник - патопсихология

 

После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. В области психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии - психотехника, в области психологии обучения — педология, в области общей психологии - реактология и т.п.

Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке, только таким путем могло быть достигнуто истинно научное психологическое знание, что только так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией. Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" (1936), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной павловскому учению (1950).

К концу 50-х - началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию:

 

  • С.Л. Рубинштейн,
  • Л.С. Выготский,
  • А.Н. Леонтьев,
  • А.Р. Лурия,
  • Б.Г. Ананьев,
  • В.Н. Мяснщев,
  • А.Ц. Пуни,
  • Д.Н. Узнадзе,
  • П.И. Знченко
  • П.И. Зейгарник
  • Б.Ф.Ломов

В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение - идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике - свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева "Человек как предмет познания". Эта идея получает все большее признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека.

Начало "Прорыва" психологии в производство было положено в психологической школе Ленинградского университета, возглавляемой Б.Г.Ананьевым. В 1959г. Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших учеников Б.Г.Ананьева, была образована первая в стране лаборатория инженерной психологии (первоначально называвшейся лабораторией индустриальной психологии).Лаборатория под руководством Б.Ф. Ломова проделала огромную работу по становлению инженерной психологии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Инженерно-психологические исследования активизировали экспериментальную психологию. Лаборатория стала общепризнанным центром инженерной психологии, объединяющим практически все возникшие лаборатории и научные группы этого направления по всей стране. Были установлены творческие связи с инженерными психологами США, ФРГ и других стран. Многие психологи и инженеры прошли переподготовку в лаборатории. Ежегодно лабораторией проводились конференции, симпозиумы, семинары. Она обеспечивала публикацию инженерно-психологических материалов, объем которых вряд ли был намного меньше, чем по всем остальным направлениям психологии. В стране началась подготовка специалистов по инженерной психологии, стала формироваться инженерно-психологическая служба. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечественной психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую сыграла в свое время лаборатория В. Вундта.

Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах создавало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п.

Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии — это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

Прогресс психологии прямо зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил, социальной организации.

 

Источник: Ярошевский, «История психологии», Ждан «История психологии»

 

Темы рефератов ФИО студентов
  1. Становление психологии как науки, вклад В.М. Бехтерева
Будник, Марцышевская
  1. Вклад в развитие отечественной психологии Челпанова, Корнилова. Челпанов – 1862-196гг. Москва – московский институт психологии, организованном в 1914 году. Подход самонаблюдения, экспериментального метода. Начиная с 1917 года идет научное противостояние с нарастающей идеологией марксизма. Челпанов ушел, его место занял Корнилов.
 
Дедова
  1. Сеченов - выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, В своём классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии.
 
Богданович
  1. Павлов – учение об условных и безусловных рефлексах
Панин, Котвицкая
  1. Лурия - нейропсихологи
Романов, Демидова
  1. Зегарник - патопсихология
Русяева, Петренко
  1. С.Л. Рубинштейн,
Адаскина
  1. Л.С. Выготский,
Новенькова
  1. А.Н. Леонтьев,
Чернова
  1. Б.Г. Ананьев,
Гуляева, Зуйков
  1. В.Н. Мясищев,
Овчинников, Чучунов
  1. А.Ц. Пуни,
Рэу, Кочерова
  1. П.И. Зинченко
Щетков, Мацока
  1. Д.Н. Узнадзе,
Куприна
  1. Б.Ф.Ломов
Алешкова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: