Ценовая эластичность спроса (ЦЭС)




Согласно закону спроса потребители при снижении це­ны будут приобретать большее количество продукции. Од­нако степень реакции потребителей на изменение цены мо­жет значительно варьироваться от продукта к продукту. Для измерения чувствительности по­требителей к изменению цены товара в экономике использу­ется понятие ценовой эластичности. Ценовая эластичность спроса (ЦЭС) - это степень реакции объема спроса на некоторый товар на изменение цены данного товара.

Для спроса на некоторые продукты характерна относи­тельная чуткость потребителей к изменениям цен; неболь­шие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие про­дукты называют эластичным. Что касается других продук­тов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к не­большому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос неэластичный.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента Ed, который можно вычислить по следующей формуле:

 

процентное изменение количества спрашиваемой продукции

Ed = --------------------------------------------------------------------------------

процентное изменение цены

 

Существуют также и другие формулы для расчета ЦЭС:

- формула средней точки отрезка (дуговая эластичность)

Ed =

- формула точечной эластичности

Ed =

- "Формула расстояний" может быть также использована, чтобы вычислить ЦЭС для нелинейных кривых. Чтобы сде­лать это, необходимо выбрать точку на нелинейной кривой, в которой нужно вычислить ЦЭС, и провести линейную кри­вую, касательную к нелинейной кривой в данной точке. ЦЭС в этой точке будет одинаковой на линейной и нелинейной кривой. Это так потому, что их наклоны в точке касания одинаковы так же, как и соответствующие цены и количества.

Области изменения ЦЭС

1. Ed = 0 – абсолютно неэластичный спрос. Графическая интерпретация:

       
 
P
   
 

 


 

Qd

 

 

2. Ed < 1 – неэластичный спрос. Графическая интерпретация:

 

3. Ed = 1 – единичная эластичность спроса – это пограничная ситуация между эластичным и неэластичным спросом, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине.

4. Ed > 1 – эластичный спрос. Графическая интерпретация:

 

 

5. Ed = ∞ – абсолютно эластичный спрос. Графическая интерпретация:

 

 

Факторы эластичности спроса по цене:

Заменяемость. Вообще говоря, чем больше хороших заменителей
данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос
на него.

Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает
продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Рост цен на жевательную резинку даже на значительную величину вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время рост цен на автомашины или жилые дома составит существенную долю годового дохода многих семей, поэтому можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия общепризнаны в качестве предметов необходимости. Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба и электроэнергии.

4. Время приспособления потребителя к изменению цены. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений, поскольку сказываются привычки. Если цена на продукт растет, потребителю требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты.

Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение элас­тичности Еd будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменя­ется от 0 (в точке D1) до бесконечности (в точке D2).

Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение. Наоборот, процентное изменение цены пред­ставляет довольно скромную величину, так как база, с которой осущест­вляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально Еd > 1, а в правом нижнем углу Еd < 1.

Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рисунке 7. Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:

TR = P x Q,

где TR (total revenue) - совокупная (общая) выручка (доход);

P (price) — цена;

Q (quantity) — количество.

Если спрос по цене эластичный (Еd >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а про­центное изменение цены — велико.

Если спрос по цене неэластичен (Еd < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: