Эластичность предложения




Предложение, также как спрос, реагирует на изменение цены. Степень реакции объема предложения товара на изменение его цены называется эластичностью предложения (Еs) и рассчитывается по тем же формулам, что и ЦЭС. Значение коэффициента эластичности предложения всегда положительно. Области изменения эластичности предложения представлены на рисунке 8.

 

 

1) Еs = 0 –абсолютно неэластичное предложение (S1);

2) 0 < Еs < 1 – неэластичное предложение (S2);

3) Еs = 1 – единичная эластичность предложения (S3);

4) 1 < Еs < ∞ – неэластичное предложение (S4);

5) Еs = ∞ - абсолютно неэластичное предложение (S5)

Рис. 8. Области изменения эластичности предложения

 

Факторы эластичности предложения

1. Фактор времени. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Почему? Потому что реакция производителей на рост цены продукта X зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта X за счет сокращения производства продукта Y. Перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее "подвижность" ресурсов. Следовательно, больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения.

Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают мгновенный, краткосрочный и долговременный рыночные периоды.

Мгновенный (кратчайший) рыночный период (рис 9,а) настолько мал, что производитель не успевает отреагировать на изменение спроса и цены. На рис.9,а показана кривая совершенно неэластичного предложения в пределах кратчайшего рыночного периода, когда товаропроизводители не способны отреагировать на предлагаемое увеличение спроса; им также не хватает времени, чтобы расширить производство. Рост цены лишь нормирует потребление фиксированного количества продукции, но никоим образом не ведет к росту ее производства.

В пределах краткосрочного периода (рис.9,б) производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, в рамках данного периода предприятие не претерпевает никаких изменений, но может применить более интенсивные методы производства, прилагая больше труда, используя больше материальных ресурсов. Результатом будет рост производства как реакция на предлагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продукции, что и показывает кривая S на рис.9,б. Увеличение цены соответствует в данном случае относительно большему, чем в пределах кратчайшего рыночного периода, количеству предлагаемой продукции и относительно меньшему изменению цены.

Долговременный период достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности. Новые фирмы могут войти в состав отрасли (а старые - покинуть ее).

S
S

 

а) Кратчайший рыночный период

б) Краткосрочный период

в) Долговременный период

Рис. 9. Фактор времени и эластичность предложения

 

Такие изменения вызывают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более эластичную кривую предложения S. На рис.9 в показано, что результатом будет небольшое изменение цены и большое изменение количества продукции как реакция на предлагаемое расширение спроса.

Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении произво­дителей для того, чтобы отреагировать на изменения цены, тем значитель­нее будут соответствующие изменения в объеме производства. В пределах кратчайшего рыночного периода производителю не хватает времени для того, чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным. В пределах короткого периода производственные мощности остаются неизменными, предложение оказывается более эластич­ным. На протяжении длительного периода могут быть приняты все желательные меры (включая изменение мощностей предприятия), направленные на приспо­собление к изменившемуся спросу, а спрос остается еще более эластичным.

2. Гибкость производственного процесса. Чем гибче технологический процесс производства продукции, тем выше реакция производителя на изменение рыночной цены, следовательно, предложение эластичнее.

3. Условия и затраты на хранение продукции. Чем сложнее условия хранения продукции и выше затраты на ее хранение, тем менее эластично предложение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: