Экономическая и бухгалтерская прибыль




Анализ издержек фирмы

 

Рыночная конъюнктура предполагает соответствие в определенный период времени спроса и предложения. Теория фирмы позволяет проанализировать деятельность фирмы и то, как складывается предложение на рынке.

Каждая фирма в своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли. Как она этого добивается? Общий принцип выбора состоит в том, что фирма должна использовать такой вариант производства, который при одном и том же уровне выпуска продукции позволял бы применять наименьшее количество факторов производства. Всякая фирма осуществляет затраты на приобретение вводимых факторов производства (нанимает работников, покупает сырье, материалы, оборудование и т. д.), поэтому выбор фирмы сводится к тому, чтобы производство одного и того же объема готовой продукции осуществлялось с наименьшими затратами на вводимые факторы производства. Затраты фирмы на приобретение факторов производства называются издержками производства.

Внешние и внутренние издержки

Давайте теперь рассмотрим издержки с позиций отдельной фирмы. Экономические издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть либо внешними, либо внутренними. Денежные выплаты - то есть денежные расходы, которые фирма несет "из своего кармана" в пользу "аутсайдеров", поставляющих трудовые услуги, сырье, топливо, транспортные услуги, энергию и т. д., называются внешними издержками. Иными словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. Однако, кроме того, фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. Независимо от того, является ли ресурс собственностью предприятия или получен им внаем, определенный способ использования этого ресурса связан с некоторыми издержками. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс представляют собой неоплачиваемые, или внутренние, издержки. С точки зрения фирмы, эти внутренние издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из возможных способов его применении.

 

Нормальная прибыль как элемент издержек

 

Минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант в рамках данного предприятия, называется нормальной прибылью. Нормальное вознаграждение за выполнение предпринимательс­ких функций является элементом внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой. Если это минимальное, или нормальное, вознаграждение не обеспечивается, предприниматель переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более привлекательное, либо даже откажется от роли предпринимателя ради получения зарплаты, или жалованья.

Короче, экономисты считают издержками все платежи - внешние или внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, - необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности.

Экономическая и бухгалтерская прибыль

Деятельность фирмы в любом временном интервале подчинена реализации основного экономического интереса фирмы - максимизации прибыли.

В общем виде прибыль фирмы (П) определяется как разность между валовой выручкой, или валовым доходом (TR - total revenue), и совокупными, или валовымщ издержками (ТС — total cost) за определенный период времени.

П = ТR - ТС

В приведенной формуле совокупные, или валовые, издержки приводятся в общем виде. Однако, как уже говорилось, издержки фирмы могут подразделяться на внешние (явные) и внутренние (неявные). Поэтому, вычитая из валовой выручки внешние издержки, фирмы находят так называемую бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние (или неявные) издержки. Вычитая из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, получают экономическую, или чистую, прибыль.

В теории фирмы важную играет фактор времени. Поэтому, прежде чем далее охарактеризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного периодов времени.

Краткосрочный (или короткий) пе­риод — это отрезок времени, в течение кото­рого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как здания, сооружения, используемые машины и оборудование и т. д. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества используемого сырья и т. д.).

Долгосрочный (длительный) период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными.В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие разме­ры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм. В отличие от кратчайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все метры производства. Разграничение трех периодов имеет важнейшее значение для анализа издержек и особенностей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: