Механизм прогнозирования




Информационная система маркетинга

Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Концепция системы маркетинговой информации наглядно представлена на рис. 3.1.

 

 

 


Рис. 3.1. Система маркетинговой информации

 

Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимое в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

 

 

Наиболее типичные решаемые задачи маркетинговых исследований:

· изучение характеристик рынка;

· замеры потенциальных возможностей рынка;

· анализ распределения долей рынка между фирмами;

· анализ сбыта;

· изучение тенденций деловой активности;

· изучение товаров конкурентов;

· краткосрочное прогнозирование;

· изучение реакции на новый товар и его потенциала;

· долгосрочное прогнозирование;

· изучение политики цен;

Система анализа маркетинговой информации - набор совершенных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статический банк и банк моделей, рис. 3.2.

Статический банк - совокупность современных методик статической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках подборки данных и установить степень их статической надежности.

Банк моделей - набор математических моделей, способствующих принятию более оптимальных решений деятелями рынка.

 

 
 

 


Рис. 3. 2. Система анализа маркетинговой информации

Прогнозирование конъюнктуры рынка

Рассматриваемые ниже модели могут быть использованы не только для прогнозирования объема продаж, но и для прогнозирования потребностей в производственных, людских и финансовых ресурсах.

Механизм прогнозирования

Прогнозирование динамики объема продаж представляет собой многоступенчатый процесс, включающий составление предварительного и конечного (формального) прогнозов (см.рис.3.4.). Для фирм с широким ассортиментом продукции процесс прогнозирования будет включать те же стадии, дублированные по отношению к каждому виду товара.

 

 


Рис.3.4. Механизм прогнозирования

 

 

Выявление факторов, влияющих на объем продаж Первым шагом к составлению прогноза является определение внешних и внутренних факторов, которые могут оказать влияние на объем реализации продукции.

 

Внешние факторы (не поддающиеся контролю со стороны фирмы):

· общая экономическая ситуация (темпы инфляции, уровень процентных ставок, уровень безработицы);

· возможные государственные мероприятия (снижение налогов, введение новых законодательных актов);

· вероятное поведение главных конкурентов (совершенствование производственных мощностей, увеличение объема реализации);

· влияние социальных и культурных факторов (изменение темпов рождаемости, сокращение числа замужних женщин, занятых трудовой деятельностью, сдвиги в системе ценностей и образе жизни отдельных социальных слоев и т.п.).

 

Внутренние факторы (присущие фирме):

· совершенствование производственных мощностей фирмы;

· планирование закупок;

· выпуск дополнительной продукции.

 

Первоначальный прогноз После оценки степени влияния тех или иных внутренних и внешних факторов на предполагаемый объем продаж, составляется первоначальный прогноз.

Техника разработки такого прогноза разнообразна: от составления сложной многофакторной регрессионной модели до относительно простой процедуры опроса отдельных агентов по сбыту о валовой реализации за последние 12 месяцев.

Первоначальный прогноз является наиболее важной ступенью процесса прогнозирования, поскольку непосредственно влияет на выбор и формирование стратегии маркетинга.

 

Разработка стратегии маркетинга Первоначальный прогноз служит ориентиром для формирования стратегии маркетинга, по крайней мере в той части, которая касается реализации данного конкретного товара.

Например, первоначальный прогноз объема реализации фирмы А в 1997 году - 15.000 единиц. Если руководство фирмы эти цифры не устраивают, оно может, например, предпринять два шага:

а) увеличить расходы на продвижение товара на рынок на 18%, причем главный акцент сделать на усиление заинтересованности торговцев розничной сети, и

б) снизить цену товара на 5% с тем, чтобы уровнять ее с розничной ценой главного конкурента.

По расчетам руководства, данные меры позволят поднять объем продаж на 19.000, и эта цифра войдет в конечный (формальный) прогноз.

 

Формальный прогноз После этого формальный прогноз передается на рассмотрение другим ведущим специалистам фирмы. На основе анализа обратного потока информации, получаемой от потребителей, они могут скорректировать данные формального прогноза. В конечном счете выводится окончательная цифра, которая ложится в основу планирования производственной и сбытовой деятельности фирмы.

 

Проверка адекватности прогноза С началом фактической реализации продукции данные формального прогноза подвергаются постоянной сверке на предмет выявления их адекватности реальной динамике продаж. В случае значительных отклонений расчетных данных от фактических формальный прогноз подвергается корректировке.

 

Выбор адекватной модели прогнозирования является важнейшим условием, обеспечивающим достаточную степень достоверности прогноза. Факторы учитываемые при выборе модели прогнозирования:

· цель прогнозирования (получение информации о характере доминирующих тенденций (рост, снижение) и подробной картины предстоящих изменений в рыночной конъюнктуре;

· временные рамки (краткосрочный прогноз - до 3 месяцев, среднесрочный - от 3 месяцев до 2 лет, долгосрочный - свыше 2 лет. Чем меньше временной отрезок, тем выше вероятность достоверности прогноза);

· необходимый уровень конкретизации (прогнозирование одного, группы товаров; в рамках страны, штата, округа; последствия для всей фирмы, отдельного подразделения);

· допустимый уровень погрешности;

· характер исходных данных;

· допустимый объем затрат на прогнозирование: а) на разработку самой модели; б) на сбор и хранение данных, используемых в модели; в) на непосредственную обработку данных;

· объем исходной информации (для определения типов моделей требуется соответствующий объем исходных данных. Например, для многофакторной регрессионной модели с семью независимыми переменными требуется по меньшей мере 28-35 наблюдений;

· простота в применении (большинство фирм используют именно те модели, которые им наиболее доступны, хотя, может быть, и менее эффективны);

· на какой стадии "жизненного цикла" находится товар.

 

Аспекты, которые следует принимать во внимание при прогнозировании уровня сбыта (необходимо рассматривать отдельно!):

· колебания спроса на рынке в целом;

· колебания спроса на рынке, обслуживаемом компанией.

 

Изменения общего уровня спроса вытекают из изменений самого рынка и формируются под воздействием трех групп факторов:

- изменения числа потенциальных покупателей;

- изменения потребностей потенциальных покупателей;

- изменения их покупательной способности.

Изменения спроса на рынке, обслуживаемом данным предприятием. порождаются изменениями в самом предприятии (или отсутствием таковых). Такие колебания сложнее прогнозировать, но в то же время они и менее значительны. При составлении долгосрочного прогноза развития рынка не следует пытаться предсказывать колебания доли рынка предприятия. Прогнозируется общий объем спроса, и деятельность предприятия планируется исходя из цели обеспечить определенную рыночную долю.

 

Принципы прогнозирования на сформировавшемся рынке оказываются предельно простыми:

1. общий спрос в следующем году останется таким же, как и в прошедшем, если на него не повлияют какие-либо факторы.

2. доля компании на рынке останется той же, если она или ее конкуренты не предпримут каких-либо шагов, направленных на ее изменение.

Следовательно, прогнозирование заключается в изучении эффекта и вероятной сферы действия влияющих на уровень и структуру спроса факторов.

Рыночные исследования

 
 

 

 


Рис. 3.3. Схема маркетингового исследования.

 

Оценка рыночной ситуации. Действие большинства приведенных выше факторов основано не на реальных фактах, а на личном мнении и предпочтении потенциальных клиентов. Отсюда вытекает важность получения достоверной информации о клиентах и мотивах их поведения. При этом, поскольку внутри рынка существуют различные группы потенциальных потребителей, факторы, оказывающие влияние на решение о покупке, также различаются. Анализ их воздействия на принятие клиентами решений должен осуществляться раздельно для каждого сегмента рынка.

Оценка рыночной ситуации заключается в анализе того, как продукт предприятия воспринимается потенциальными клиентами. При этом такой анализ осуществляется по каждому из названных десяти основных факторов, влияющих на потребительское поведение.

 

Цель покупки. На первый взгляд, соответствие продукта потребностям клиента является очевидным - или продукт подходит клиенту, или не подходит. Однако очень часто предприятие недостаточно ясно осознает ту цель (цели), с которой клиент приобретает данный продукт. Тогда сбыт не достигает возможного потолка по той причине, что компания - производитель не учитывает всех целей, с которыми можно приобретать этот продукт и не осуществляет соответствующих изменений в области его дизайна и рекламы.

В процессе предварительного исследования рынка целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

a) какую роль играет соответствие продукта потребностям клиента относительно иных факторов, влияющих на решение о покупке;

b) если эта роль невелика, можно ли пренебречь ею в дальнейшей оценке рыночной ситуации;

c) если эта роль значительна, ясна ли цель покупки данного продукта, или этот вопрос нуждается в дальнейшем исследовании;

d) если цель (цели) покупки известны, полностью ли соответствует им данный продукт, или следует как-либо модифицировать его.

 

Дизайн и внешний вид продукта Мнение покупателя о дизайне и внешнем виде продукта часто более существенно, чем соответствие продукта потребностям покупателя, в особенности в случае выбора между близкими друг другу конкурирующими товарами. Вне зависимости от объективного уровня дизайна основную роль играет именно мнение клиентов, и необходима целенаправленная деятельность предприятия по созданию благоприятного мнения в этом отношении. Ряд решений по дизайну, ориентированных на увеличение сбыта, может быть совершенно иррационален с технической точки зрения. Мода играет здесь гораздо большую роль, чем это обычно признается, даже в отношении, например, формы бутылок, цвета инструментов и т. п.

Основными вопросами в области дизайна являются:

a) какова роль дизайна и внешнего вида продукта и его упаковки относительно иных факторов, влияющих на решение о покупке;

b) можно ли пренебречь ею, а если нет, требуются ли какие-либо усовершенствования продукта в данном отношении;

c) как долго продукт будет пользоваться спросом в его теперешнем виде; следует ли вкладывать существенные средства в его модернизацию или вообще (и через какое время) отказаться от его производства.

 

Розничная цена. Роль фактора цены широко варьируется в отношении различных продуктов и покупателей. При этом, для торгового персонала характерна тенденция к преувеличению роли цены в принятии клиентом решения о покупке. С другой стороны цены, помимо влияния на решение о покупке, определяют уровень прибыльности бизнеса. Причем, чем меньше роль цен в принятии решения о покупке, тем больше возможность использовать их для увеличения доходов компании. Однако всегда надо помнить, что потенциальный покупатель рассматривает цену не изолированно, а в сочетании с иными факторами, влияющими на его решение.

Основными вопросами в области цены являются:

a) насколько велика роль цен в принятии решения о покупке (например, вызовет ли десятипроцентное повышение цен значительное сокращение уровня сбыта);

b) если цена играет существенную роль в выборе между конкурирующими продуктами, с какими из иных факторов она наиболее тесно связана (качество продукта, внешний вид, послепродажное обслуживание и т.п.);

c) По разумной ли цене продается данный продукт (например, не лучше ли будет усилить в отношении него действие иных факторов влияющих на решение о покупке, и повысить цену);

d) есть ли возможности для регулирования цен с целью увеличения общей прибыли предприятия.

 

Репутация предприятия в отношении качества и надежности продуктов. Данный фактор способен сыграть значительную роль в принятии покупательского решения; его конкретное проявление рассматривается по приведенной выше схеме (для первых трех факторов). Кроме того, следует внимательно проанализировать, как часто поступают жалобы от клиентов относительно качества и надежности продукта, и динамику поступления таких жалоб.

 

Доступность продукта Степень доступности продукта потребителю всегда играет определенную роль, хотя часто она остается незамеченной. Основное внимание должно быть обращено на следующее:

a) если продукты продаются в магазинах (розничной или оптовой торговли), всегда ли они хорошо расположены, существует ли легкий и простой доступ к ним и т.п.? Нужны ли дополнительные исследования этого вопроса?

b) если продажа производится не в магазинах, можно ли это осуществить? Если нет, удобны ли для клиентов сроки доставки продуктов, которые предлагает компания?

c) были ли случаи превышения спроса над уровнем имеющихся в наличии продуктов, и если да, то как часто и как долго такие ситуации продолжались?
В случае, если продажа продуктов компании осуществляется через посредников, надлежит рассмотреть дополнительно следующие вопросы:

d) осуществима ли (в том числе с экономической точки зрения) организация прямого сбыта продукта;

e) если имеется более одного посредника, возможно ли (и рационально ли) отказаться от услуг остальных;

f) хорошо ли оборудованы магазины, в которых посредники продают продукты компании потребителям? Следует ли исследовать этот вопрос глубже?

g) В достаточном ли количестве имеются данные продукты в магазинах (или на витринах) и нужны ли дальнейшие исследования этого вопроса;

h) Вполне ли удовлетворяет конечных потребителей система скидок и льгот, и надо ли исследовать этот вопрос?

 

Репутация предприятия в отношении сроков доставки Особую роль этот фактор играет в отношении предприятий, поставляющих клиентам комплектующие изделия для последующего производства иных продуктов. Они зачастую предпочитают платить больше, если они полностью уверены в соблюдении сроков поставок продуктов. У отдела сбыта предприятия часто возникает искушение пообещать предельно сократить сроки поставок для привлечения клиентов. Однако, нарушение обещаний серьезно подрывает доверие к предприятию.

Следует рассмотреть такие вопросы:

a) окажет ли нарушение сроков доставки продукта серьезное влияние на дальнейшие заказы;

b) ведется ли сопоставление фактических сроков доставки с обещанными сроками;

c) есть ли сведения о том, что нарушение графика доставки является постоянной практикой;

d) были ли жалобы клиентов на нарушение сроков доставки;

e) может ли сокращение сроков доставки товаров способствовать увеличению их сбыта;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: