Прослеживаемость товаров




Маркировка товаров

Что касается обязательной маркировки товара, то она уже на пороге. И в отношении целого ряда товаров началась уже практическая, прикладная часть по маркировке, а теоретические основы этого процесса, этой системы заложены международным соглашением (Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 02.02.2018)). В рамках Евразийского союза заключено международное Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Важно, что термин «маркировка» очень многозначный. И акцизные марки – это маркировка, и бирка на одежде, где указано, как ее надо стирать, – это тоже маркировка. Но в данном случае мы говорим именно о нанесении уникального кода на каждую единицу товара в отдельности, а также на групповые упаковки товаров (Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515). Это новый вид маркировки. Суть его состоит в том, что либо при ввозе в РФ до растаможки, или до пересечения границы России, если речь идет о некоторых товарах или о товарах, которые ввозятся из Евразийского союза, а также при отгрузке с производства на территории РФ на каждую потребительскую единицу товара будет наноситься уникальный для этой единицы код. Он генерится через определенную систему, которую предлагает оператор, систему маркировки. Код этот на сегодняшний день, генерация его, стоит 60 копеек, что тоже, в общем, не очень приятно, и потому что это сказывается на себестоимости, и, естественно, это скажется в итоге и на отпускной цене товаров. И, как я еще раз хочу подчеркнуть, именно суть в том, что на каждую единицу товара будет наноситься либо методом печати, либо с помощью какой-то наклейки, этикетирования, именно уникальный код. То есть ни на одном другом товаре такого же точно вида код этот повторяться никогда не будет. Именно это и обеспечивает возможность отслеживания оборота каждого отдельного товара, каждой единицы прохождения через какую-то цепочку перепродаж, контрагентов, отгрузок, вплоть до конечного потребителя или гибели, допустим, этого товара. Вот путь каждого товара будет в системе отслеживаться (ст. 2, 5, п.п. 7-9 ст. 8, ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515).

И вот до начала 2024 года, если планам правительства суждено сбыться, эта тема приобретет очень широкое распространение, то есть будет касаться практически всех товаров, находящихся в обороте (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.04.2019 N 61). Ну, безусловно, которые в принципе продаются не насыпом, не навалом, не наливом, а действительно есть, что вообще маркировать. И надо сказать, что задумывалась система маркировки, в первую очередь, для борьбы с контрафактом, поэтому и начали ее опробовать на тех товарах, по которым контрафакт достаточно емкую часть рынка занимает. Затем расширяться будет эта система, потому что ей найдено и другое применение, честно говоря, а именно это тема собираемости налогов. Конечно, налоговые органы очень быстро осознали, что если есть возможность отследить движение каждой единицы каждого товара, то это, несомненно, дает пищу для размышлений и в отношении данных по уплаченным налогам, и в отношении данных по движению денежных средств по кассе и по счету налогоплательщика, и в отношении соотнесения этого оборота с дальнейшей уплатой налога. Таким образом, эта система сразу приобрела многозначные цели, которые у нас и закреплены, в том числе, в Соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.

Национальное законодательство для маркировки также уже практически готово. И надо сказать, что сейчас уже идет уровень подзаконных актов, когда в отношении каждой категории товаров, подлежащих обязательной маркировке, сначала по стандарту проводится эксперимент, для того чтобы все это можно было опробовать, а не сразу на людях начать тренироваться. И затем уже выходят правила маркировки каждой категории товаров, и уже там можно увидеть специфику, касающуюся этой категории. В этом еще одна сложность. Сейчас, конечно, это такой уровень, когда только точечные какие-то разновидности товаров подлежат маркировке. И, наверное, те, кто продает табачную продукцию, совершенно необязательно, допустим, продают еще и фотокамеры, также подлежащие обязательной маркировке. Поэтому у них может не пересекаться вот эта технологическая часть. Между собой она очень разная в отношении табачных изделий и в отношении фотокамер. Но по мере расширения спектра маркируемых товаров мы, безусловно, будем сталкиваться с тем, что вот эта специфика в отношении отдельных товаров заставит нас очень подстраиваться под эту ситуацию в отношении каждого товара в отдельности, выстраивать в какой-то степени свой способ учета маркируемых товаров. И, конечно, это очень большая работа для каждого предприятия, которое в этой системе будет участвовать. Для того чтобы осознать, что собой представляет эта система уже более или менее прикладного плана, я рекомендую вам начать с изучения Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 791-р, которое предполагает описание моделей маркировки на уровне государства. То есть кто задействован со стороны власти, кто такой оператор системы маркировки ООО «Оператор-ЦРПТ» (Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2019 N 620-р), как это бизнеса касается, каких сфер бизнеса, как это будет с контролем соотноситься, у кого из органов контроля, надзора и исполнительной власти какие полномочия в этом отношении – это все в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 N 791-р указано.

Кроме того, большое значение имеет, безусловно, и список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Это пополняемый список, он расширяется, и мы сейчас уже видим, что он уже не первоначальный, а туда добавляются новые позиции. Этот список приведен в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р постоянно будет пополняться новыми категориями товаров, подлежащих обязательной маркировке. В первых рядах у нас были табачные изделия, обувь, лекарства. В первых рядах у нас также одежда, фотокамеры, автошины. Сейчас добавляется еще молочная продукция. Я не претендую на полноту этого списка в своем пересказе. Называю вам нормативный документ еще раз – это Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р. Следя за его редакциями, вы будете постоянно видеть актуальный список товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Важно отметить, что те сроки, которые указаны в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р, не должны вас слишком сильно пугать, потому что, с одной стороны, я наблюдаю, что люди совершенно могут ничего не знать о маркировке и как-то вообще ни разу не слышали и удивляются, о чем идет речь. С другой стороны, в отдельных средах бизнеса принято нагнетать: «Ой, вот завтра обязательная маркировка вводится по Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р, все, значит, завтра можно не просыпаться, если у тебя весь товар не маркирован». На самом деле, работает это следующим образом: все это растянуто во времени. То есть, видя какие-то даты, определенные в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р, не нужно воспринимать их как полный запрет после этой даты, наоборот, немаркированного товара. У нас есть всегда переходный период, он всегда очень специфический, всегда очень зависит от того, о каком именно товаре идет речь. Поэтому в сопроводительных материалах к нашей лекции я вам предлагаю таблицу, в которой приведены все сроки введения обязательной маркировки товаров так, как это известно и установлено на момент записи. Есть целый ряд постановлений Правительства в этом отношении, принятых с правилами маркировки (постановления Правительства РФ от 28.02.2019 N 224, от 05.07.2019 N 860, от 31.12.2019 N 1956, от 31.12.2019 N 1957, от 31.12.2019 N 1958, от 31.12.2019 N 1953, от 14.12.2018 N 1556, от 29.06.2019 N 836). И вот в отношении уже этих действующих документов я вам эту табличку создала для того, чтобы вы понимали, когда теория переходит в стадию практики, когда уже запрещается и продажа остатков немаркированных, а по каким-то товарам разрешается продавать немаркированные остатки до какого-то момента. То есть здесь все очень специфично, нет вот этих общих правил. Ну, наверное, к сожалению, но тем не менее это так.

Если говорить о бухгалтерии специфически, потому что на самом деле маркировка затрагивает абсолютно все сферы жизнедеятельности организации (и логистику, и складское хозяйство, и юристов, и дизайнеров, кого угодно), то для нас переход на маркировку сопровождается обязательным переводом на электронный документооборот. Дело в том, что код маркировки на самом товаре чаще всего будет выглядеть как Data Matrix метка – такой квадратик с пиксельным рисунком, это двумерный штрих-код. Он похож, допустим, на QR-код на чеке по внешним признакам, вот так будет выглядеть. Но в первичных документах код каждого товара тоже обязательно должен проходить, и там он уже будет проходить в виде буквенно-цифровой последовательности, в виде шифра, достаточно длинного, для того чтобы невозможно было представить такой документооборот на бумаге. То есть, отгрузив, например, партию из 100 единиц товара, вы должны будете в отгрузочных документах, и в счете-фактуре, и в накладной, должны были бы указать коды этих 100 товаров. Очевидно, что бумажный документооборот здесь, мягко говоря, затруднителен. Поэтому, как только мы становимся участниками системы маркировки и уже именно на практике должны обязательно передавать данные в систему маркировки, а под это дело необходимо и свой учет менять, как складской, так и бухгалтерский в целом, то мы переходим автоматически на электронный документооборот, и в электронных УПД, в нынешней форме электронного УПД уже заложены все необходимые поля, вся необходимая информация для того, чтобы вот эти сведения отражать. Таким образом, через электронный документооборот во всех стадиях, кроме розницы (а в рознице через ККТ, через код товара, отражаемый в чеке), мы будем передавать в систему маркировки вот эти сведения о товаре. Таким образом, в жизни бухгалтера очень многое меняется в этом отношении, идет обязательная доработка бухгалтерского софта в этом плане и, конечно, полная перестройка вашего документооборота, если раньше вы поклонниками ЭДО (электронного документооборота) не были.

Что касается функций органов государственных, то ФНС в данном случае является флагманом в части контроля (ст. 6.1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1). Минпромторг считается главным с точки зрения организации именно маркировки как таковой, выбора товаров, подлежащих обязательной маркировке. А то, что касается ФНС, – это главный контрольный орган, и его задача – обеспечить в том числе функционирование этой системы через оператора системы маркировки ООО «Оператор-ЦРПТ». Кроме того, мы должны сказать также о том, что таможенная служба здесь имеет большое значение. Ее роль в том, чтобы не дать растаможить немаркированный товар, проверить (пусть выборочно, вряд ли это будет сплошняком, но тем не менее) наличие и нанесение адекватных кодов маркировки (п.п. 1, 2 ст. 233, ст. 238, п. 3, 5, 6 ст. 246, п. 2 ст. 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).

И очень важно еще вот что. Есть такой Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В него внесены соответствующие изменения, которые предполагают, что если в информационную систему маркировки поступает жалоба от потребителя или другого заинтересованного лица о нарушении правил маркировки, то это повод для отраслевого органа контроля или надзора выйти с внеплановой выездной проверкой в точку, где вот эти нарушения были выявлены (пп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Как это работает? Разработано мобильное приложение, называется «Честный знак». Оно уже работает, функционал имеет определенный, и, естественно, это пока еще пробная версия, но тем не менее все это будет дорабатываться, а при желании установить его на свое мобильное устройство можно и сейчас. Значит, приложение «Честный знак» предполагает, что я прихожу в магазин. Вот, например, введена обязательная маркировка обувных товаров. Подхожу к полке, беру коробку, нахожу код маркировки, как мне кажется, считываю сканером в этом приложении этот код, и у меня обязательно в приложении должно высветиться, что код, да, читаемый, он подлинный, все понятно, что там в этом коде зашифровано, кто производитель. У меня вот эта информация превращается в текстовую. Если что-то пошло не так, то есть я не нашла этой маркировки, или у меня код не считался, или у меня каким-то образом высветилось, что код уже однажды где-то встречался, и второй раз уже встретиться он никак не может, – то есть что-то пошло не так, то я могу через это приложение подать жалобу, объяснив, чем именно меня обидели вот в таком-то магазине. И таким образом это становится основанием для того, чтобы в данную торговую точку пришли проверяющие уточнить, кого еще, кроме меня, обидели, и что за это полагается нарушителям. Предполагается административная ответственность, при более тяжелых случаях, то есть при обороте немаркированного товара в крупных размерах, уже и уголовная ответственность предусмотрена. Так что все серьезно, и сразу стало серьезным изначально, как только эта система была задумана (ст. 15.12 КоАП РФ, ст. 171.1 УК РФ).

Кроме этого, вы должны также, наверное, уже знакомиться с проявлениями этой системы, хотя бы приглядываться, даже если до маркировки вашего товара еще дело не дошло. Поэтому в качестве главного источника знаний я вам рекомендую сайт «Честныйзнак.рф». Это основной сайт системы маркировки. Маркировка сразу была задумана как цифровые технологии, поэтому, по сути, наибольший объем информации размещен именно на сайте. Там есть рубрикация по видам товаров. Зайдя в соответствующий раздел, вы найдете все нормативные документы, пояснения, материалы для разработчиков, для IT-специалистов, это достаточно полезная информация. Но, собственно, главное в том, что сайт «Честныйзнак.рф» является флагманом этой системы. То есть все участники оборота именно на нем регистрируются, на нем описывают свои товары, через него запрашивают коды. И, естественно, с этим сайтом вы в обязательном порядке ознакомитесь. Это один из сайтов оператора системы маркировки.

Прослеживаемость товаров

Кроме того, что касается непосредственно ситуации, связанной с отслеживанием товаров, то здесь у нас еще есть и вторая система. Она называется «прослеживаемость» (Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019)). И она преследует похожие цели, то есть задача так же состоит в том, чтобы легализовать оборот товаров, и уплату налогов, и все цепочки контрагентов, изменение цен, проверить, не занижаются ли таможенные платежи, и так далее. То есть цели, сходные с маркировкой во многом. Но только прослеживаемость касаться будет импортных товаров (п. 2 ст. 2 Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС). Главным маркером здесь будет являться регистрационный код таможенной декларации. И получается, что вот кто-то ввез партию товара, и он в своем счете-фактуре или электронном УПД указал номер таможенной декларации. Дальше эта партия начинает перепродаваться, может быть, она начинает дробиться, перепродаваться на территории РФ, через любое количество рук проходит. Но продолжает оставаться главным идентификатором для прослеживаемости именно регистрационный номер таможенный декларации. Таким образом, если я, допустим, в счете-фактуре укажу с ошибкой регистрационный номер таможенной декларации, мне отказать в вычете НДС никто не имеет права, это не существенный в этом плане реквизит (п. 2 ст. 169 НК РФ, Письмо ФНС России от 04.09.2012 N ЕД-4-3/14705@). Но если говорить о прослеживаемости, то там он имеет флагманское значение. Прослеживаемостью занимается сама Федеральная налоговая служба. На сайте ФНС вы можете найти раздел, который будет посвящен именно прослеживаемости (https://www.nalog.ru). Раздел называется «Национальная система прослеживаемости» товаров. И сначала это все добровольно по определенному списку товаров, а затем уже прослеживаемость становится обязательной. Списки товаров, которые подлежат ей, определяются Федеральной налоговой службой и Правительством. Федеральная налоговая служба предлагает, Правительство утверждает эти списки товаров (Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 807, Письмо ФНС России от 04.07.2019 N ЕД-4-15/13072@).

В конце добавлю, что то, что касается задач маркировки, то, как мы уже сказали, это прозрачность бизнеса, это уплата налогов, это собираемость налогов, поэтому вот как бы отростки, корни этой системы прорастают в очень разных направлениях. В частности, наложены ограничения на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при продаже некоторых маркируемых товаров (ст.ст. 346.26, 346.43 НК РФ). В 2020 году это меховые изделия, обувная продукция и лекарства (Письмо Минфина России от 31.05.2019 N 03-11-06/3/39855). Нельзя продавать в розницу, будучи на этих режимах налогообложения, вот эти товары, и понятно, почему: ведь дело в том, что оба этих режима налогообложения совершенно непрозрачны с точки зрения именно уплаты налогов от оборота. Ведь ни в ЕНВД, ни в ПСН сумма уплачиваемых налогов не зависит от выручки. Следовательно, зачем государству вкладываться в систему маркировки, зачем ООО «Оператор-ЦРПТ» эту систему развивать, если все равно это отдачи по уплате налогов никакой в данном случае не дает? Так что системы обе достаточно хитрые, очень современные, очень связанные именно с цифровизацией экономики так называемой. Это глобальные нововведения, с которыми нам еще много лет придется пытаться примириться каким-то образом и внедрить их, и очень затратные, в том числе для бизнеса. Но надо начать все-таки с подробного изучения и законодательства, и вот тех источников данных, о которых я выше сказала, для того чтобы не прийти к началу обязательной маркировки и прослеживаемости ваших товаров, не понимая, о чем идет речь.

Спасибо!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: