К особенностям современного российского рынка можно отнести: большую долю недоброкачественной продукции, попадающей в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что наносит ущерб жизни и здоровью граждан. Фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в теневом обращении приводит к недополученнию бюджетом миллиардов рублей.
К факторам, негативно влияющим на качество, а как следствие и безопасность продукции, стоит отнести: отсутствие эффективного механизма контроля добросовестной конкуренции, что позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактные товары или товары, не прошедшие сертификацию, что в свою очередь приводит к формированию нерегулируемого рынка.
Слабое применение законодательства в части ответственности за качество поставляемого на рынок товара производителя или поставщика, которые сегодня чувствуют себя достаточно вольготно и безнаказанно, наличие избыточных административных барьеров, в результате чего некоторые операторы рынка ушли в «теневой» сектор экономики.
Для определения качества продукции необходимо узнать, соответствует ли она требованиям, предъявляемым к товарам данной категории. Для получения данных, качающихся этого вопроса нужно ознакомиться со стандартами.
Ввиду того, что законом «О сертификации» деятельность по обязательной сертификации регламентируется на безопасность, то в качестве обязательного и необходимого свойства выступает безопасность товара. Однако нельзя не отметить, что товар может быть вполне безопасен, но фальсифицирован.
В условиях нынешнего рынка, товарные знаки и другие информационные и нематериальные свойства продукции сами превратились в товар, по этой причине нанесение товарного знака на товар без необходимых разрешений рассматривается как фальсификация этого товара. Суть исследования товара для определения его качественности сводится к установлению факта его соответствия или несоответствия требованиям, которые предъявляются к фирменным товарам с зарегистрированными товарными знаками и фирменными наименованиями.
|
Коммерческие наименования являются одной из групп промышленной собственности. Как правило, они служат для распознавания и выделения фирм среди прочих. Наименование указывает на фирму без всяких ссылок на товары и услуги, которые эта фирма поставляет на рынок в отличие от товарного знака, который, в свою очередь, позволяет отличить товары и услуги фирм. По этой причине фирменное наименование проходит процедуру регистрации и охраняется, что защищает от его незаконного использованиями, которое может вызвать дезориентацию потребителя. В этой ситуации объект может соответствовать обязательным требованиям безопасности, но не отвечать фирменным требованиям по этикетке, упаковке и товарному знаку.
Бывают и более сложные ситуации, когда, например, все свойства товара удовлетворяют предъявляемым требованиям, но идентификационный номер на товаре отсутствует или не соответствует каким-либо требованиям. Если исследовать места на которые наносится идентификационный номер, то можно получить ответы на многие вопросы: есть ли этот номер, соответствует ли его нанесение фирменным требованиям или есть отклонения.
|
Для выявления фальсификации имеется ряд методов, а именно:
· органолептические – предполагающие определение основных показателей посредством использования органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса);
· регистрационные – наблюдения и подсчеты предметов, событий, явлений, затрат, случаев;
· расчетные – основанные на расчетных методах определения показателей качества с помощью математических формул;
· измерительные – являют собой наиболее точные и объективные способы получения результатов, при таком методе используются высокотехнологичные технические средства измерений;
· экспертные – это методы, при которых определение показателей сводится к обобщению мнений группы специалистов (7-12 человек).
Информационная защита товаров - это комплексная задача, состоящая из нескольких направлений. Она необходима для сертификации продукции. В настоящее время качественная полиграфия стала доступна многим, поэтому подделать упаковку от той или иной продукции не так уж и сложно, в следствие этого производители, дорожащие своей репутацией, вынуждены тратиться на совершенствование средств защиты своей упаковки, то есть они тратятся на усложнение упаковки, на нанесение на нее дополнительных наклеек, к примеру, идентификационных марок для алкогольной продукции.
Использование этикеток - это сравнительно недорогой способ защиты товара, ведь этикеткой, как таковой, должен обладать любой товар, но если использовать этикетки, обладающие хотя бы одним способом защиты, то затраты при производстве возрастут только на разницу в цене материалов. При этом производитель получает не только этикетку, как средство идентификации товара, но и как средство его защиты от фальсификации.
|
Для информационной защиты могут быть использованы:
· объявленные защиты – группа защиты, которая рассчитана на рядового неподготовленного пользователя, защитные меры, при этом должны быть контролируемы визуально без использования какой-либо аппаратуры
· сертифицированные защиты – это комплекс технических мер, проводимых с целью защиты от фальсификации, о применении этих мер известно лишь участникам контролируемого окружения производства и обращения продукции, описание, в случае наличия, таких мер, метод их идентификации, приведены в сертификате качества (сертификате защищенности продукции), который передается от производителя заказчику, как организатору обращения продукции.
· скрытые защиты – меры, применяемые производителем защищенного полиграфического продукта, которые могут быть идентифицированы только в специальных условиях: экспертных лабораториях или специально оборудованных сертификационных центрах, информирование заказчика об их наличии, не имеет смысла из-за невозможности для последнего идентифицировать продукцию.
Защита потребительского рынка от некачественной продукции в наше время достаточно актуально. Для этого вводится ряд различных мер, способных в той иной степени разрешить эту проблему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, хотелось бы отметить, что товарная информация играет огромную роль в нашей жизни. Ведь, от того, насколько качественны информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара.
Товарная информация доступна как потребителю, так и производителю. Имеет такие требования, как «3 Д». Соблюдение этих требований - одно из главных, при выборе товара потребителем. Чем достовернее, доступнее и достаточнее информация, тем больше шансов в приобретении качественного продукта.
В мире существует огромное количество информационных знаков. Каждый из них несет свою определенную информацию. Товарные знаки созданы для отличия одних однородных товаров определенных юридических лиц от других. Это и фирменные товарные знаки, ассортиментные товарные знаки, знаки страны происхождения товара, а также коллективные и индивидуальные товарные знаки.
Знаки наименования мест происхождения используются как обозначения товара, свойства которого характерны для данного географического объекта. Информационные ресурсы в наше время приобрели широкое использование. Внутренняя и внешняя реклама очень разнообразна и по-своему интересна. Посредством товарной информации, покупатели приобретают сведения об основных правилах обращения с товарами, способах их применения и хранения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» Утверждена постановление Российской Федерацией 2001, №476, 87 с.
2. Федеральный закон РФ «О сертификации товаров и услуг» Утверждена Постановление Правительства Российской Федерации 2001 г. №508, 94 с.
3. Федеральный закон РФ «О стандартизации» Утверждена Постановление Правительства Российской Федерации №519 от 06.07.2001, 98 с.
4. Куденцов Н.Д. Товароведение продовольственных товаров; Экономика - Москва, 2016. - 234 c.
5. Николаева М.А. Сертификация потребительских товаров (Товарный справочник). - М.: Экономика. - 2017. - 124 с.
6. Котунов Р.В. Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество / Р.В Котунов. - М.: 2016. - 364 с.