Рассмотрим этапы проведения исследования на примере коллективного комплексного исследования.
1. Ориентировочный этап. Это объективный анализ и оценка образовательной ситуации в стране, регионе, городе или районе, изучение социального заказа и запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных услуг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения образовательных услуг, оценка результатов и проблем, стоящих перед коллективом или органами управления.
Этот этап осуществляет инициатор и потенциальный руководитель коллективного поиска с группой помощников-активистов.
2. Диагностический этап. Изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических процессов и явлений и опыт решения аналогичных проблем. К исследованию может привлекаться более широкий круг специалистов, в основном используются стандартные методы и методики.
3. Постановочный этап. Определение исходных теоретических позиций, целей и задач поиска, проектирование модели будущего изучаемого процесса, учреждения, системы. Генерирование основных идей и замысла преобразования. Изучение способов введения нововведений и отслеживание их эффективности. На этом этапе сочетаются индивидуальная творческая деятельность участников поиска, и коллективная мыслительная деятельность (мозговой штурм, дискуссии, защиты проектов). Составляются концепции и проект. Решаются организационные вопросы.
4. Преобразующий этап. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реализация авторских проектов, введение технологий и т. д.). Это наиболее длительный этап.
5. Заключительный этап. Итоговая диагностика, обобщение, интерпретация и оценка результатов, представление итогового аналитического отчета, публикации в печати. Материалы готовят исполнители и руководители направлений, а обобщает и представляет руководитель исследовательской работы.
|
Принципы психолого-педагогического исследования:
1) Объективность (всесторонний учет факторов, влияющих на изучаемое явление)
2) Доказательность (обоснованность исходных посылок, соблюдение логики исследования и выводов)
3) Альтернативный характер научного поиска (требование выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос)
4) Принцип сущностного анализа (соотнесение в исследуемых явлениях общего, особенного и единичного, раскрытием законов их существования и функционирования, факторов и условий их развития, возможностей целенаправленного изменения, движение исследовательской мысли от описания к объяснению
5) Генетический принцип (рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования качественно иным.
6) Принцип единства логического и исторического (сочетание в каждом исследовании изучения истории объекта и теории, а также перспектив его развития.
7) принцип концептуального единства (последовательно определение концепции)
Рассмотрим этапы построения концепции исследования.
Постановочный этап
1. Проблема и тема исследования
2. Объект и предмет исследования
Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.
|
Предмет исследования – это ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Это определенный аспект изучения объекта
3. Цели и задачи исследования
Цель – обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.
Задача – определенные шаги и этапы достижения цели.
4. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования
Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем и за счет чего можно получить искомый результат.
5. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.
Собственно исследовательский этап
1. Отбор методов
2. Проверка гипотезы
3. Конструирование предварительных выводов
4. Опробование и уточнение выводов
5. Построение заключительного вывода
Оформительно-внедренческий этап
1. Апробация (обсуждение выводов, их представление общественности),
2. Оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д.)
3. Внедрение результатов в практику.