Раздел 2. Методы и методики психолого-педагогического исследования




Исследовательские методы группируются по различным признакам.

По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.

По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.

К исследовательским методам относятся метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и другие. Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент.

Охарактеризуем исследовательские методы по принципу проникновения в сущность.

1. Эмпирические исследования

Эмпирическое знание это знание об основных параметрах исследуемых объектов, о функциональных связях между этими параметрами, о поведении объектов. В качестве эмпирических данных выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, экспериментов. Характерный признак эмпирического объекта это возможность его чувственного отражения. Результаты анализа эмпирических данных выражаются в форме установления фактов, а также в виде эмпирических обобщений. В педагогических исследованиях, например, статистически устанавливают количественные отношения объектов, и динамику их изменений (данные об изменении социального статуса, числе правильных выборов в альтернативных ситуациях и т.д.).

 

Виды эмпирических исследовательских методов:

1) Изучение литературы и других источников

Исследование документов, рукописей, материалов на электронных носителях содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты и накопленный опыт, очертить проблему. Начало работы с литературой происходит с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, статьи в сборниках, реферативные обзоры, журналы, авторефераты диссертаций. В ряде исследований возникает необходимость привлечения рукописных материалов. Основательная документальная база исследования является важным условием его объективности и глубины.

 

2) Наблюдение

Это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления или процесса, их специфических изменений.

Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях. Заранее планируется последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых записей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту хода наблюдаемого процесса. Использование магнитофонных записей, хронометража, фото-, кино- и видеосъемок способствует повышению достоверности данных и результатов наблюдения.

По признаку «временной» организации различают наблюдение непрерывное и дискретное. По объему – широкое (например, наблюдения за группой в целом или за процессом развития личности) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или объектов (монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности и др.). По типу связи наблюдаемого и наблюдателя различают наблюдения невключенные и включенные.

Основные черты наблюдения это целенаправленность, аналитический характер, комплексность и систематичность.

 

3) Беседа

Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности, характер и уровень его знаний, мотивов и интересов путем анализа данных, полученных в ответах на предварительно продуманные и заданные вопросы. Сама беседа отличается относительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, и предложениями. Обычно после беседы составляют протокол. При осмыслении данных беседы учитываются сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов. Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследования может превращаться в метод опроса

 

4) Опрос

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса). Интервью является разновидностью опроса, цель которого выявить опыт, и точку зрения опрашиваемого с помощью заранее сформулированных вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен, интервьюера интересует именно мнение лица, которого опрашивают (респондента). Слабой стороной интервью (как и беседы) оказывается возможность внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата опросом широкого круга лиц. Анкетирование – это разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов. Сильные стороны письменного опроса заключаются в возможности охвата исследованием большего количества опрашиваемых, а значит, выявить массовые явления.

 

5) Тестирование

Тестирование – исследовательский метод, позволяющий выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированные задания (одно или несколько связанных), позволяющие исследователю выявить меру выраженности исследуемого свойства и его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. Конкретные тесты (например, тест Равенна) являются уже не методом, а методикой. Выделяют тесты способностей, достижений, личностные, проективные тесты. Тесты чаще всего содержат задания и вопросы, требующие краткого или альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора ответов по балльной системе.

Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, а их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время, как показала мировая практика, очень важно видеть, что реально могут выявить тесты, для того чтобы не подменить предмет диагностирования. Так, многие тесты, претендующие на выявление уровня развития, на самом деле выявляют лишь уровень информированности, подготовленности, или умелости исследуемых. Здесь мы говорим о таком понятии, как валидность. Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест и насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Если задача и результат не совпадают, можно говорить о том, что тест не отвечает требованиям валидности.

 

6. Изучение продуктов деятельности

Это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. В этом методе исследователь не вступает в контакт с самим человеком. В широком плане изучение продуктов деятельности является изучение последствий предпринятых усилий и внесенных изменений в систему отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти, о материализованных результатах деятельности воспитанников, например, сочинениях, рисунках, поделках, контрольных работах, моделях и др.

 

7. Оценивание

Оценивание, или метод компетентных судей, – это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемое. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок), прежде всего, следует тщательно подобрать экспертов. Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик, который заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные характеристики (отзывы) исследуемого объекта (ребенка, класса, семьи, и т.д.), и затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга мнения и оценки дают повод к выявлению качеств объекта, возможно, скрытых и проявляющихся лишь в определенных условиях, видах деятельности, отношениях.

 

8. Эксперимент

Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Поэтому эксперимент – это исследовательский метод, заключающийся в создании исследовательской ситуации, возможности ее изменять, варьировать условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений, их механизмов, тенденций возникновения и функционирования через их внешние проявления.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими (при выявлении наличного состояния) или формирующими (при изучении динамики свойства или явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности). Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе.

 

9. Герменевтические методы в педагогике

В структуре личности педагога наряду с педагогической логикой и педагогическим сознанием огромную роль играют вера в возможности воспитанника, одухотворенность педагогической сверхзадачей – развития и становления личности ученика, педагогическая интуиция и артистизм, способность к импровизации. Многие методы исследования, особенно связанные с формализацией педагогических явлений, оказываются непригодными для изучения данных свойств. Рациональных методов исследования оказывается недостаточно, поскольку они не схватывают сути указанных качеств и процессов.

Математическо-статистические методы и средства формализации. Статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных измерений практически во всех областях научного знания. Наиболее широкое применение они получили в естественных науках, где возникла острая необходимость анализа большого массива эмпирических данных. Статистические методы позволяют выявлять объективные закономерности при проверке различных научных гипотез. Применению статистических методов предшествует этап формализации задачи, то есть введение символьных обозначений, выбор параметров, установление порядка предположительных процедур, сравнений и т.д.

Методы теоретического исследования. Теоретическое знание отличается отвлечением от опыта и фактов, от эмпирической базы, и мысленным проникновением в сущность процессов, с выявлением внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития. Теоретический уровень исследования предполагает проникновение в сущность изучаемого, раскрытие его внутренней структуры, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Назначение теоретического поиска не в том, чтобы установить факты и вскрыть внешние связи между ними, но в объяснении, причин их существования и выявлении возможностей их преобразования. Недостатком теоретических методов является то, что они не оказывают непосредственного влияния на наблюдаемые факты, однако позволяют обнаруживать скрытые закономерности.

Среди теоретических методов выделяют:

1) Анализ и синтез

Различают несколько видов анализа, в том числе анализ по элементам и анализ по единицам. Элементный анализ – мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого. Анализ по единицам – это расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса. Синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан. Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм. Во-первых, на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий. Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. В-третьих, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. В-четверты х, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: Анализ и синтез — это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.

 

2) Абстрагирование и конкретизация

Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение отдельного свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Это позволяет глубже изучить предмет и изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков. Метод конкретизации по своей природе противоположен абстрагированию и заключается в мысленной реконструкции предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы, становится особым методом исследования.

3) Моделирование

Это специфический метод переноса информации, добытой при использовании модели, по аналогии на прототип. Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего на данный момент в практике. Особым видом моделирования, основанного на абстрагировании является мысленный эксперимент, где исследователь создает идеальные объекты на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных, соотносит эти объекты в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании.

 

Из отдельных методов исследования складываются общие методы, своеобразные комплексные методики, имеющие особую направленность, отличающиеся спецификой способов поиска. Это психолого-педагогическое обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа и комплексный педагогический эксперимент.

 

1) Психолого-педагогическое обследование – это комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.

Частичное обследование проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков. Комплексное обследование – это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта. Системное обследование – то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте.

 

2) Изучение и использование передового опыта

Передовой опыт – это один из самых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий. Поэтому он чаще всего применяется в процессе педагогического и социально-педагогического поиска. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта. В таком случае вполне правомерно считать его изучение и использование самостоятельной методикой исследования.

 

3) Опытная работа

Это метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, которые рассчитаны на повышение его эффективности, спостоянной проверкой и оценкой результатов. Это специально поставленный опыт, проводящийся на научной основе по заранее выработанной программе или проекту.

 

4) Комплексный педагогический эксперимент

Подвижность и многофакторность педагогического процесса обусловливают применение комплексного педагогического эксперимента, позволяющего наиболее достоверно выявить достижения и недостатки, вскрыть внутренние зависимости и связи в педагогических явлениях и процессах, а также обосновать приоритеты. Такой эксперимент является самым точным способ изучения явлений, фиксирования фактов, слежения за изменением и развитием участников педагогического процесса, поскольку открывает возможность изучать причинно-следственные связи и внутренние источники развития, т. е. выходить на теоретический уровень исследования изучаемых вопросов.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анастази А., Урбина С., Психологическое тестирование. СПб., 2002

2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 2-е изд., М., 2005

3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: «Речь», 2002

4. Шипилина Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: уч. пособие для аспирантов и магистров по направлению "Педагогика", 3-е изд. М, 2011



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: