Спрос на факторы производства




Тема 6. Рынок факторов производства

 

Факторы производства тоже представляют собой товар, но товар, который продается на особом рынке – ресурсном, который также называют факторным или рынком факторов производства. Однако, в отличие от обычного товарного рынка, на котором домохозяйства выступают в качестве стороны, предъявляющей спрос, на ресурсном рынке домохозяйства являются продавцами, поскольку именно они являются собственниками факторов производств. Фирмы на ресурсном рынке являются покупателями факторов производства, поскольку производство продукции невозможно без использования факторов производства. Спрос, предъявляемый фирмами на рынках факторов производства, и их предложение домохозяйствами зависят от ситуаций и тенденций, прослеживающихся на рынке товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, производный от спроса на товарном рынке, т.е. наличие или изменение спроса на конкретное экономическое благо обуславливает наличие или изменение в том же направлении спроса на ресурсы, используемые при производстве этого блага.

Таким образом, для того, чтобы увеличить объем производства экономического блага в ответ на увеличение спроса на него, фирме следует привлекать дополнительные единицы факторов производства, которые задействованы в создании блага. Каждая дополнительно привлекаемая единица ресурса позволяет фирме получить прирост объема производства, который называется предельным продуктом ресурса (МР). Ранее был рассмотрен закон убывающей производительности (убывающей отдачи) ресурса, который отражает убывающий характерпредельного продукта ресурса, т.е. МР – это убывающая функция.

Но для фирмы наряду с тем, сколько дополнительных единиц продукции она получит при использовании дополнительной единицы фактора производства, важно знать размер дополнительного дохода этим обусловленного. Дополнительный доход, получаемый фирмой от использования каждой дополнительной единицы вводимого фактора производства, носит название предельной доходности ресурса, обозначается МRР и рассчитывается следующим образом:

 

МRР = МR*МР

 

где МRР - предельная доходность ресурса, д.е.;

МR - предельный доход фирмы, д.е.;

МР - предельный продукт труда, натуральные единицы – шт., кг, и т.п.

 

Предельная доходность ресурсов имеет убывающий характер, в связи с убыванием предельного продукта ресурса (МР). Исходя из выше сказанного рассмотрим формирование спроса на факторы производства в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция на рынках ресурсов. В условиях совершенной конкуренции на товарном и ресурсном рынке, предполагающих бесконечно огромное количество продавцов и покупателей, ни отдельный покупатель, ни отдельная фирма не влияют на цену закупаемого товара или ресурса. Совершенно конкурентный производитель на товарном рынке сталкивается в с абсолютно эластичной функцией спроса на свой товар, и его предельный доход равен цене товара (МR=Р). Тогда предельная доходность ресурса будет определяться как прирост объемов производства, полученный благодаря использованию дополнительной единицы ресурса, умноженный на цену единицы продукции, сложившуюся на отраслевой конкурентном рынке:

МRР = Р * МР

Однако, привлечение дополнительных единиц факторов производства связано не только с приростом выручки, но и с дополнительными затратами, которые называются предельными издержками на ресурс (МRС). В зависимости от вида ресурса предельными издержками на ресурс будут выступать:

- для труда – ставка заработной платы (w);

- для капитала – рентная оценка капитала, процент (rk);

- для земли - рентная оценка земли, рента (rt).

Чтобы выяснить, сколько единиц ресурса необходимо привлечь фирме, следует сопоставить спрос на ресурс с его ценой. Каждая фирма стремиться минимизировать издержки производства, чтобы извлечь максимальную прибыль. Для этого фирма будет привлекать дополнительные единицы факторов производства до тех пор, пока выручка будет прирастать на большую величину, чем издержки, т.е. пока предельная доходность ресурса (МRР) не станет равной предельным издержкам на ресурс (МRС):

 

МRР= МRС

 

Условия совершенной конкуренции на ресурсном рынке диктуют фирмы некую рыночную цену ресурса, которую фирма не в состоянии изменить. Поэтому данная цена, равная предельным издержкам ресурса, будет одинакова для любой дополнительной единицы ресурса. Тогда условием максимизации прибыли фирмы является равенство предельной доходности ресурса его цене. Для различных факторов производства это условие имеет вид:

- для труда: предельная доходность труда равна реальной заработной плате (МRРL = МR * МРL = МRСL= РL = w):

- для капитала: предельная доходность капитала равна проценту (МRРk = МR * МРk = МRСkk= rk);

- для земли: предельная доходность земли равна рентному платежу (МRРt = МR* МРt = МRСtt= rt).

Если на рынке установилась некоторая цена ресурса (Рфп1), то фирма привлечет столько единиц ресурса (Q фп1), которое соответствует условию: МRР = Рфп1. Если цена на ресурс под действием рыночных факторов возрастет (Р фп2 > Рфп1), то функция предельных издержек на ресурс переместиться вверх в положение МRС2. (рисунок 1)

 

Рис. 1. Формирование спроса на ресурс

на конкурентном рынке

 

Таким образом, увеличение цены ресурса привело к сокращению количества единиц фактора производства, которое привлечет фирма. Следовательно, функция предельной доходности ресурсов (МRР) является графиком спроса на ресурс.

Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции. Если конкуренция на рынке не является совершенной, то фирма сталкивается с ниспадающей функцией спроса на свой товар, то есть большее количество товара, предлагаемого к реализации на рынке, предполагает более низкие цены на него. Это еще одна причина, кроме убывающего характера предельного продукта ресурса, которая способствует убыванию предельной доходности ресурсов. Это означает, что график спроса на факторы производства имеет также отрицательный наклон, как и в условиях совершенной конкуренции, но он менее эластичен и имеет более крутой наклон. (рисунок 2)

Рис. 2. Формирование спроса на ресурс

в условия несовершенной конкуренции

Внимательное изучение рисунков позволяет сделать вывод, что при прочих равных условиях при отсутствие совершенной конкуренции на товарном рынке объемы привлекаемых ресурсов будут меньше.

Далее определим факторы, влияющие на спрос на ресурс, которые имеют неценовой характер и сдвигают кривую ресурсного спроса:

1. Изменение спроса на товарном рынке (зависимость прямая, т.е. снижение спроса на товар, выпускаемый фирмой, ведет к сокращению спроса на ресурсы, привлекаемые для производства данного товара);

2. Изменение производительности ресурсов (зависимость прямая);

3. Изменение цен на другие факторы производства. Здесь, как и на товарном рынке, возможны две ситуации: факторы производства имеют субституциональную связь, т.е. заменяют друг друга в производстве (грузчики-кран) и факторы производства, имеющие комплиментарную связь, т.е. дополняющие друг друга в производственном процессе (крановщик-кран).

Если факторы производства – субституты, то одновременно действуют два эффекта – эффект замещения и эффект объема производства. Эффект замещения связан с тем, что снижение цены на ресурс-заменитель будет приводить к росту спроса на этот ресурс и сокращению спроса на рассматриваемый фактор производства, т.е. снижение цены крана приведет сокращению спроса на труд грузчиков. Эффект объема производства проявляется в том, что снижение цены крана сократит производственные издержки, что стимулирует фирму увеличивать объем производства. А это требует привлечения дополнительных ресурсов, в том числе и трудовых, следовательно, спрос на труд возрастет. Действие эффектов замещения и объема производства противоположно, и результат будет зависеть от силы действия каждого из эффектов. Если сила действия эффекта замещения выше, чем эффекта объема производства, то спрос на труд сократиться и наоборот;

Если факторы производства – комплименты, то снижение цены крана приведет к росту спроса на краны и к росту спроса на труд крановщиков.

Эластичность спроса на факторы производства определяется также, как ценовая эластичность спроса на товар, т.е. как степень реакции объема спроса на ресурс на изменение цены этого ресурса и рассчитывается по формуле:

 

 

где Еd фп - эластичность спроса на факторы производства;

DQd фп – относительное изменение объема спроса на ресурс, (%);

фп - относительное изменение цены ресурса, (%).

Факторы эластичности спроса на ресурсы:

1. Эластичность спроса на производимую продукцию (зависимость прямая);

2. Легкость ресурсозамещения (зависимость прямая);

3. Время ресурсозамещения: в долгосрочном периоде спрос на ресурсы более эластичен;

4. Доля затрат на ресурс в общих издержках производителя: чем ниже доля затрат на ресурс в общих издержках, тем ниже эластичность спроса на ресурсы.

Следует отметить, что эти факторы (последние три) аналогичны факторам ценовой эластичности спроса на товары.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: