Условия оптимального соотношения ресурсов




 

В долгосрочном периоде фирма может изменить количество любого фактора производства. Поэтому фирма может их использовать в любых сочетаниях. При этом фирма стремится найти такое сочетание ресурсов для производства продукции, при котором издержки производства были бы минимальны, а прибыль максимальна.

Для ответа на поставленные вопросы воспользуемся теорией предельной производительности и ранее приведенными формулами и преобразуем их:

 

МRРL = МR * МРL = w => МR =

МRРk = МR * МРk = rk => МR =

МRРt = МR * МРt = rt. => МR =

 

В условиях минимизации издержек предельный доход от всех факторов производства должен быть одинаковым:

 

МR = = = или = =

 

Таким образом, правило минимизации издержек гласит: производство любого количества продукции будет осуществляться с наименьшими издержками, если каждый последний рубль, истраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт.

Но соблюдение этого правила еще не гарантирует фирме максимизацию прибыли. Может существовать несколько объемов производства, при которых издержки минимальны, а объем производства, максимизирующий прибыль – один.

В краткосрочном периоде, как указано выше, фирма максимизирует прибыль при равенстве предельной доходности ресурса и предельных издержек на ресурс (MRP=MRC). Тогда при использовании разных видов ресурсов это условие выглядит так:

 

МRРL = МRСL – для труда =>

МRРk= МRСk – для капитала =>

МRРt = МRСt – для земли. =>

Тогда в обобщенном виде условие максимизации прибыли при использовании ресурсов можно представить так:

 

 

Формулировка условия максимизации прибыли такова: производство любого количества продукции будет осуществляться с наибольшей прибылью, если предельная выручка каждого ресурса равна предельным издержкам на него.

Необходимым условием максимизации прибыли является соблюдение условия минимизации издержек, но это условие не является достаточным условием максимизации прибыли.

Если ресурсный рынок совершенно конкурентен, то предельные издержки ресурса равны их цене, тогда условие максимизации прибыли будет иметь вид:

 

 

Следовательно, совершенно конкурентная фирма будет выбирать такую комбинацию факторов производства, при которой каждый из них будет привлекаться до тех пор, пока его предельная выручка не станет равной его цене.

 

Отраслевое и рыночное предложение факторов

Производства

 

Формирование спроса на различные факторы производства происходит примерно одинаково, но факторы их предложения различны. Поэтому и характер ценообразования на различных ресурсных рынках особенный для каждого такого рынка.

Различают отраслевое и рыночное предложение факторов производства. Отраслевое предложение определяется масштабами отрасли и большей конкретизацией самих факторов производства (например, для строительной отрасли не просто рынок труда, а рынок труда каменщиков, штукатуров-маляров, плотников и т.д.). Рыночное предложение факторов производства объединяет структурированные отраслевые рынки в четыре основных ресурсных рынка: рынок труда, рынок капитала, рынок земли, рынок предпринимательских способностей. Таким образом, характеризуя рыночное предложение труда, имеют в виду не предложение трудовых способностей и возможностей каменщиков или монтажников, а, агрегировав (объединив) предложение труда и каменщиков, и машинистов, и банковских служащих и предложение на всех других отраслевых рынках труда, анализируют рынок труда со стороны предложения на уровне макроэкономики. Исследование агрегированного рыночного предложения труда направлено на выявление основных тенденций развития рынка труда, факторов, оказывающих влияние на занятость населения и на уровень безработицы, на оценку эффективности государственной политики занятости населения и т.п.

Вернемся на микроуровень. Отдельная фирма, приобретающая ресурсы на рынке, обладающем признаками совершенной конкуренции, имеющая постоянные издержки, может купить любое количество единиц ресурсов по сложившейся на отраслевом рынке цене. Поэтому отраслевое предложение ресурсов на конкурентном рынке в условиях постоянного эффекта масштаба всегда совершенно эластично по фактору цены и представляет собой горизонтально расположенную линию. При этом отраслевое предложение ресурсов – это малая часть общего рыночного предложения ресурсов в связи и с наличием большого количества отраслей и подотраслей в экономике, а также видов экономической деятельности. Увеличение спроса в условиях эластичного предложения факторов производства мало изменяет их рыночные цены. Отрасли, в которых при увеличении масштабов производства издержки также растут, привлекают большое количество соответствующих ресурсов. Расширение этих отраслей, наращивание объемов производства приводит к росту спроса на факторы производства и, как следствие, к повышению их рыночных цен. Такие отрасли, как правило, привлекательны для собственников факторов производства, а растущие ресурсные цены стимулируют предложение ресурсов, и их предложенный рынке объем факторов производства возрастает. Следовательно, кривые предложения ресурсов в таких отраслях имеют положительный наклон и выглядят в виде восходящей линии.

Если рассмотреть ресурсный рынок со стороны собственников ресурсов, а именно они играют активную роль на рынке наряду с фирмами-покупателями, то предложение производственных факторов на отраслевом рынке будет определяться решениями собственников капитала, земли, трудовых ресурсов, предпринимательских способностей. В свою очередь данные решения базируются на сопоставлении цены ресурса с альтернативными издержками, т.е. с потенциальными выгодами при использовании фактора производства другим способом. Если сложившаяся рыночная цена выше альтернативных издержек, то ресурсы будут предлагаться и продаваться на данном рынке. Разница между доходами, полученными от предоставления возможности фирмам пользования ресурсом, и размером альтернативных издержек образует экономическую ренту собственников факторов производства.

 

 

Рынок труда

Формирование спроса на труд соответствует выше рассмотренным принципам. Между спросом на труд и ценой труда существует обратная зависимость. Чем выше цена ресурса, тем меньше величина спроса на труд конкретного вида, так как выше издержки производителя на оплату труда, и наоборот. (рис. 3).

Рис. 3 - Спрос на рынке труда

 

В роли цены труда выступает номинальная ставка заработной пла­ты, под которой понимают цену, которую уплачивает работодатель работнику за право использования его рабочей силы в течение определенного периода времени. В зависимости от метода оценки трудовых затрат применяют повременные (почасовую, дневную, недельную, месячную), сдельные, аккордные и другие виды оплаты.

В экономическом анализе различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой (w) называют сумму денег, полученную наемным работником за свой труд.

Реальная заработная плата — это совокупность товаров и услуг, которые работник может купить на свою номинальную заработную плату. Исходя из понимания номинальных и реальных величин заработной платы можно сделать вывод о том, что уровень номинальной зарплаты зависит, как правило, от состояния рыночной конъюнктуры на определенном профессиональном рынке труда, т.е. от соотношения сроса и предложения труда; а уровень реальной зарплаты зависит как от номинального размера заработанных денег, так и от уровня инфляции в стране.

Предложение труда формирует экономически активная часть населения страны. Экономически активное население – это население, которое активно на рынке труда: либо уже задействовано в общественном производстве (занятые), либо активно ищущие работу и готовые в любой момент приступить к ней (безработные). На агрегированном рынке труда предложение носит классический характер, т.е. количество желающих работать растет по мере увеличение уровня оплаты труда. Но индивидуальное предложение на рынке труда имеет особенности, не встречающиеся на каком-либо другом ресурсном рынке.

Особенности индивидуального предложения на рынке труда наглядно продемонстрированы на рисунке 4, и проявляются в особой форме кривой предложения, которая имеет традиционный растущий участок и уникальный участок, отражающий сокращение предложения труда работником при росте номинальной ставки заработной платы.

Такой вид кривой индивидуального предложения труда объясняется действием эффектов дохода и замещения на предложение труда индивидом. Каждый человек стоит перед достаточно сложным выбором: работать или отдыхать. Отдых рассматривается как экономическое благо и называется досугом. Но каждый дополнительный час досуга приводит к сокращению того количества потребительских благ, которое индивид приобретает для удовлетворения своих потребностей на определенную в том числе и количеством отработанного времени сумму трудового дохода или заработной платы. Пожертвовав часом досуга, индивид получит прирост количества потребляемых благ, которое будет куплено на доход, равный часовой ставке заработной платы. Таким образом, досуг и потребительские блага являются альтернативными благами, и в конкретный момент времени нужно сделать выбор в пользу одного или другого.

Делая столь важный выбор, индивид должен учесть тот факт, что в сутках всего 24 часа, и размер часовой ставки заработной платы, которая является альтернативной стоимостью 1-го часа досуга, т.е. выраженного в денежной форме того количества товаров и услуг, которыми индивид готов пожертвовать ради дополнительного часа отдыха. Каждый работник, оценивая предлагаемые условия трудоустройства, сравнивает их с «ценой досуга», от которого придется отказаться.

Увеличение ставки заработной платы сначала приводят к росту предложения труда, т.е. индивид готов пожертвовать досугом и увеличить количество часов работы при росте размера оплаты его труда, чтобы в большей степени удовлетворить свои потребности за счет большего количества экономических благ, которые он сможет приобрести благодаря возросшему доходу. Это эффект дохода, он действует на индивидуальное предложение на нижнем участке кривой до точки В (рисунок 4) Но свою стимулирующую функцию ставка заработной платы выполняет лишь до некоторого предела. Наступает момент, когда работать большее количество часов индивид не будет даже при дальнейшем росте ставки заработной платы. Это происходит в тот момент, когда индивид оценит час досуга выше, чем тот размер дополнительного дохода, который он получит при увеличении времени работы. И тогда предложение труда начинает понижаться под действием эффекта замещения, что графически выглядит как верхний участок кривой индивидуального предложения, начинающийся в точки В. Уровень дохода уже обеспечивает индивиду такой уровень жизни, который его устраивает и при котором он предпочитает работе досуг.

 

Рис. 4. Кривая индивидуального предложения труда

 

Особенностью рынка труда является наличие на нем разнообразных ситуаций:

1) множество фирм конкурируют между собой при найме рабочих, которые в большом количестве предлагают конкретный вид труда – это модель совершенной конкуренции;

2) продавцы на рынке труда сталкиваются с единственным покупателем – это модель монопсонии;

3) фирмы-покупатели сталкивается с единственным про­давцом - это модель монополии;

4) один покупатель на рынке противостоит единственному продавцу – это модель двусторонней монополии.

Каждая названная модель имеет отличия в системе ценообразования.

Модель конкуренции присутствует на рынке труда тогда, когда соблюдаются следующие условия:

- большое количество фирм-покупателей конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;

- большое количество рабочих одной квалификации независимо друг от друга предлагают данный вид труда;

- ни фирма, ни рабочий не в состоянии влиять на ставку заработной платы.

Рыночный спрос на рынке труда – это сумма индивидуальных спросов на труд со стороны отдельных фирм. Кривая рыночного предложение труда является функцией издержек упущенных возможностей и имеет положительный наклон. Ставка заработной платы должна покрывать эти издержки, чтобы рабочие выбрали данный вид деятельности и не использовали свой труд в альтернативных сферах. (рисунок 5)

 

Рис. 5. Спрос и предложение на рынке труда

 

В условиях совершенной конкуренции параметры рыночного равновесия формируются пересечением спроса и предложения труда. Установившаяся на рынке равновесная ставка заработной платы указывает на ту цену, по которой каждая фирма будет нанимать любое количество труда данного вида, а каждый рабочий будет получать такую же зарплату, как и другие. Для отдельной фирмы, принимающей рыночную цену, предложение труда абсолютно эластично. Рыночная цена имеет в условиях совершенной конкуренции максимальный уровень и равна предельным издержкам на труд. Отдельная фирма максимизирует свою прибыль в точке А, где ставка заработной платы равна предельной доходности этого ресурса: MRРL = w, количество привлеченного труда равно QL0. Изменение ставки заработной платы приводит лишь к изменению количества нанятых каждой фирмой рабочих.

Модель монопсонии это ситуация, когда покупатель обладает монопольной властью. Характеристики монопсонии:

- на рынке свой труд предлагают значительное количество квалифицированных работников;

- количество занятых на предприятии, нанимающем основную часть работников конкретного вида труда, составляет основную часть занятых этим видом труда;

- данный вид труда является относительно немобильным;

- фирма-монопсонист «диктует» заработную плату, которая находится в прямой зависимости от количества нанимаемого труда

В условиях монопсонии фирма представляет собой отрасль, которой предлагают свой труд подавляющее большинство работников конкретного вида труда (например, ОАО «Братский алюминиевый завод» - это единственная фирма в регионе, нанимающая литейщиков, т.е. она выступает на рынке литейщиков в роли монопсониста, и только этой фирме они могут предложить свой труд). Поэтому предлагая свой труд отдельной фирме-монопсонисту, работники формируют отраслевое предложение труда. Важным моментом при определении равновесия рынке труда в этой модели является то, что увеличение количества работников возможно только путем их привлечения из других отраслей. Фактором, позволяющим фирме это сделать, выступает увеличение ставки заработной платы, причем большую заработную плату приходится выплачивать не только новым работникам, но и тем, кто уже трудится на предприятии. Поэтому кривая предложения на рынке труда в условиях монопсонии – это кривая средних издержек на труд (SL=ASL), а предельные издержки на наем труда превышают средние издержки (MRSL>ASL), и кривая предельных издержек располагается выше кривой средних издержек. (Рис. 6)

 

Рис. 5. Равновесие на рынке труда в условиях монопсонии

Равновесие на монопсоническом рынке определяется пересечением кривых предельных издержек и предельной доходноститруда. Количество привлекаемого труда при этом будет меньше, чем в условиях совершенно конкурентного рынка (QLм<QLск), и цена труда ниже (Wм<Wск). Последствия монополизации рынка со стороны спроса для рабочих отрицательные: сокращение рабочих мест и снижение заработной платы. Сокращение занятости монопсонистом предпринимается для снижения ставки заработной платы (аналогично монополист на товарном рынке сокращает объем производства для повышения цен на свою продукцию). Площадь заштрихованного прямоугольника на рисунке 5 – это та сумма, на которую сократились затраты фирмы на наем труда, став ее прибылью

Профсоюзы и их влияние на рынок труда. Профсоюз— это общественная организация, созданная на основе членства работников (чаще всего одного вида труда), обладающая правом на веде­ние переговоров с работодателем от имени и по поручению своих членов. Профсоюзы призваны защищать права своих членов, но главная цель объединения работников в профсоюз — это объединение усилий в борьбе за повышение заработной платы.

Рассмотрим деятельность профсоюзов в условиях как совершенной, так и несовершенной конкуренции. На конкурентном рынке труда профсоюзы преимущественно либо предпринимают действия, направленные на повышение спроса на труд, либо действия, направленные на сокращение предложения труда.

Поскольку спрос на труд является производным от спроса на товары, производимые посредством использования этого труда, то для повышения спроса на труд следует стимулировать спрос на продукт, используя рекламу, по литическое лоббирование и т. п. Повышению спроса на труд способству­ет также рост эффективности и качества труда, изменение цен на другие ресурсы. Это неценовые факторы ресурсного спроса, изменение которых в нужном направлении делает труд боле востребованным фактором производства. Графически это отражено на рисунке 6.а сдвигом кривой спроса на труд вправо-вверх.

В итоге это приводит к увеличению заня­тости с QLe до QLe’ и росту заработной платы с we до we’. Столь положительные для работников изменения равновесных параметров рынка труда делают использование профсоюзом данного способа улучшения ситуации на данном рынке наиболее желательным. Но конечный успех деятельности профсоюзов в данном направлении зависит от эластичности предложения труда: чем менее эластично пред­ложение труда, тем больше увеличится заработная плата при незначительном увеличении числа занятых; чем более эластично предложение труда, тем меньше возрастает зарплата и в большей степени возрастет занятость.

 

Рис. 6.Тактика профсоюзов на конкурентном рынке труда

 

Возможности профсоюзов в увеличении спрос на труд не велики, поэтому часто профсоюз использует тактику ограничения предложения труда. При этом профсоюз предпринимает действия по включению данной специальности в список лицензируемых профессий, по запрету или уменьшению объе­ма сверхурочных работ, по сокращению рабочей недели, по понижению пенсионного возраста и обязательному уходу на пенсию, по ограни­чению детского и женского труда, по сдерживанию иммиграции ино­странных рабочих и т.п. Часто встречающаяся практика – ограничение приема работников в члены профсоюза.

Итогом действий профсоюза, сокращающих предложение труда, становится сокращение количества занятых и повышение их заработной пла­ты (рисунок 6 б) в результате сдвига кривой предложения влево вверх. Степень изменения равновесной ставки заработной платы и количества нанимаемого труда зависит от эластичности спро­са на труд, которая, в свою очередь, зависит от наличия альтернативных ресурсов и легкости ресурсозамещения.

Модель монополии на рынке труда. Стремление к ограничению предложения труда велико в условиях, когда профсоюз обладает абсолютной монопольной властью. Тогда он рассматривается как единственный продавец труда, т.е. чистый монополист, а оценка его влияния на рынок труда в графическом варианте представлена на рисунке 7.

 

Рис. 7.Влияние монопольной власти профсоюза

на равновесие на рынке труда

При сравнении монопольной ситуации на рынке труда с равновесием рынка в условиях совершенной конкуренции можно сделать вывод, что количество занятых в условиях монополии меньше (QLм<QLск), а заработная плата рабочих выше (wм >wск). И хотя как и все «абсолютное», абсолютная монополия профсоюза явление редкое, тем не менее заработная плата членов профсоюза выше заработной платы тех, кто не является членом этой организации, в среднем по экономически развитым странам на 10-25%.

Модель двусторонней монополи. Это ситуация, когда рынке два монополиста противостоят друг другу: монополист-покупатель в лице крупной фирмы и монополист продавец в лице профсоюза. Противостояние двух монополистов однозначно приведет к сокращению занятых, так как фирме выгодно это сокращение – снижается ставка заработной платы и, как следствие, растет прибыль, а профсоюзы будут использовать тактику сокращения предложения труда в целях увеличения уровня заработной платы. (рис. 8)

В условиях совершенно конкурентного рынка ставка заработной платы составила бы Wск, а количество привлеченного труда QLск. Фирма-монопсонист, определяющая оптимальное количество ресурса равенством MRСL=DL, сократит количество труда по сравнению с конкурентным рынком до QLм/пс, что позволит ей снизить ставку заработной платы Wм/пс.

Рис. 8.Двусторонняя монополия на рынке труда

 

Профсоюз для увеличения уровня оплаты труда до Wм/п предпримет меры по сокращению предложения труда. Пересечение кривых MRРL и SL укажет на тот факт, что равновесное количество труда сократится по сравнению с совершенно конкурентным рынком до QLм/п.

Ставка заработной платы может быть любой в интервале от Wм/пс до Wм/п. Каков будет ее уровень, однозначно предсказать нельзя – все будет зависеть от силы монопольной власти той и другой монополии.

Рассмотренные модели рынков труда объясняют, почему существует дифференциация в оплате труда представителей различных профессий. Углубление дифференциации в оплате труда связано с различными способностями, которыми обладают работники, различным уровнем образования, профессиональной под­готовки, квалификации и т.п.

 

 

Неравенство доходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: