Этика
Предмет и задача этики
1. Соотношение понятий этика, мораль, нравственность
2. Структура этического знания
Этика возникла в древности как первая попытка философско-теоретического осмысления процессов нравственной жизни. Этика не просто изучает мораль, но и обосновывает нравственные ценности категории и принципы, а также решает проблемы нравственного совершенствования человека и общества. Этика раскрывает законы возникновения и исторического развития морали, её современное состояние и функции, а также анализирует социальную сущность нравственности. Этику относят к философским дисциплинам, называя её практической философией, но и для культурологов она является одним из важнейших элементов в культуре. Этика рождается как знание о том, что именно необходимо культивировать в человеке, поэтому этику иногда называют «культурой в культуре»», цель которой установление гармонии между природой, человеком, обществом и культурой.
Подходы на соотношении этики, морали и нравственности:
· Первый подход сформировался еще в немецкой классической философии (Гегель, Кант) и был продолжен Ленинградской школой Этики (Иванов, Рыбаков). Под этикой понимается область философского знания, изучающая моральные нормы и нравственные качества человека. Этика – способ познания нравственной жизни личности и общества. Мораль – система абсолютных ценностей, задающих устойчивый объективный порядок обществу, это совокупность норм и правил духовных, регулирующих социальную жизнь. Нравственность – область непосредственных практических поступков каждого человека, это его реальная жизнь со всеми её запретами, табу, ограничениями и неписаными правилами.
|
· Понятия этика, мораль и нравственность – синонимы, наиболее аргументированно эту точку зрения высказывает Гусейнов. Гусейнов для доказательства этой точки зрения изучает этимологию данных слов, Этика – термин древнегреческого происхождения, берущий начало от слова Ethos(место пребывания). Позднее к слову добавляется новое значение – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, нрав живых существ. Отталкивая от этого значения слова Ethos, Аристотель образовал прилагательное Этический, которым обозначил особую категорию качеств, относящихся к характеру человека. Мораль – это латинский аналог слова Этика, который так же обозначает нрав, устойчивый порядок, обычай. На его основе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля, образовал прилагательное Моральный. Нравственность – самобытный русский термин, означающий то же, что и слова Этика и Мораль в греческом и латинском языке. Таким образом, по мнению Гусейнова, эти слова однотипны и по своему происхождению и по своему содержанию и их можно считать синонимами, но при этом он признает, что у Этики есть ещё особый теоретический статус, связанный со стремлением ученых заниматься философским осмыслением нравственного опыта. Главное назначение этики как теоретической дисциплины состоит в обосновании определённого типа поведения, ориентированного на высокие духовные идеалы.
Структура этического знания
В настоящий момент выделяются следующие элементы в структуре этического знания:
|
1) История этических учений (история этики), описывает развитие этических учений от самых ранних этапов человеческой истории, до сегодняшнего дня. Особенность заключается в том, что любая современная теория морали, так или иначе, вбирает в себя мировой опыт этических размышлений. То есть этическое знание всегда остаётся актуальным. Любая мысль, идея, как бы давно она не была сформулирована, может поразить людей своей «вечной» новизной.
2) Теоретические проблемы этики, в этом разделе осмысляются важнейшие проблемы этики, связанные со спецификой и сущностью морали, её функциями, а также изучаются разнообразные стратегии «правильной жизни». Данные стратегии тесно связаны с вопросом, как следует жить. Каждый человек в жизни сталкивался с подобным вопросом, задумывался о смысле жизни, сущности свободы и счастья, но какой бы ответ он для себя не формулировал, его рано или поздно приходится реализовывать в практической жизни. Поэтому теория этики тесно связана с практикой и поэтому стремится сформулировать конкретные правила или идеалы, которым должен следовать человек. Особенность предмета этики является тот факт, что, несмотря на всю важность и ценность обсуждаемых ею вопросов, далеко не каждый человек способен внутренне усвоить и всегда следовать высшим моральным идеалам, но изучение данных проблем может стать средством обогащения человека, подтолкнуть его к размышлениям о правильности своей жизни и изменении поведения, еще Аристотель говорил, что: «Цель этики – не знание».
3) Прикладная этика. Специфика данного раздела связана с её принципиальной ориентацией на практические проблемы, с которыми сталкивается человек и общество в целом. Но прикладная этика это не просто переложение этической теории на практике, это самостоятельная отрасль знания, имеющая междисциплинарный характер. Она формируется на стыке не только с гуманитарным, но и с естественнонаучным знанием. В рамках прикладной этики решаются проблемы профессиональной этики (педагоги, юристы, врачи, инженеры и т.д.), экологические проблемы, научные, технические, юридические и т.д.
|
Мораль и её функции
Мораль, с одной стороны, является основным предметом этики как научной дисциплины, с другой стороны, мораль для людей, не имеющих отношения к науке, это, прежде всего, совокупность правил и норм поведения, регулирующих отношения в обществе. В современной науке выделяют следующие элементы в структуре морали: моральное сознание, моральная деятельность, моральные отношения. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны и отдельно друг от друга не существуют.
Функции морали:
1) Мотивационная. В результате воспитания или самовоспитания у людей вырабатываются установки, заставляющие их совершать поступки, которые необходимо совершать в соответствие с нормами морали и не отступать от них, даже если очень хочется. Нередко моральные нормы укореняются в психике и сознании человека, входит в структуру его личности как собственные внутренние мотивы. Следовательно, мотивационная функция морали формирует нравственный опыт личности.
2) Конститутивная. Эта функция подчеркивает решающую роль морали в культуре, так как именно она лежит в основе всех других форм культуры. Принципы моральной нравственности главенствуют над всеми другими способами регуляции поведения людей.
3) Координационная. Мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в различных обстоятельствах. Уверенность в том, что оказавшийся рядом с вами человек придерживается тех же нравственных принципов, что и вы, позволяет предвидеть общую направленность его действий полагаться на него и доверять ему. Но мораль выполняет данную функцию только тогда, когда её принципы одинаковы для всех людей. Поэтому мораль должна быть одна для всех, а не своя у каждого. Люди должны по одним и тем же критериям оценивать, что есть добро и что есть зло. Поэтому нравственное воспитание людей начинается с раннего детства и в любом обществе является предметом особых забот, как семьи, так и государства в целом.