II. Понятия, используемые в Концепции




Концепция

Развития инклюзивного образования в Новосибирской области

На 2021-2027 годы

I. Общие положения

 

Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2021-2027 годы (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 05.07.2013 № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», Законом Новосибирской области от 12.03.1999 № 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 572-п «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях», постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 01.04.2015 № 925 «О Единой базе учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 25.03.2013 № 771 «О расширении проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 29.10.2013 № 2457 «О реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в сфере образования на территории Новосибирской области».

В соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами государство обеспечивает доступность и качество образования детям с учетом их способностей, возможностей, желаний и интересов, в том числе посредством развития инклюзивного образования.

Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью. Достижение цели обеспечивается в процессе развития образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование в условиях развивающей образовательной среды, при решении следующих задач: формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса; создание инклюзивной политики; развитие инклюзивной практики (далее - инклюзивные образовательные организации).

Концепция разработана с целью обеспечения управления развитием инклюзивного образования как инновационного процесса на основе программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, развития сетевого взаимодействия, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием. В Концепции раскрыты основные принципы и стратегические направления развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в системе образования Новосибирской области как наиболее уязвимых групп детского населения с особыми образовательными потребностями с позиции гарантии обеспечения прав на инклюзивное образование.

Стратегия реализации основных принципов и концептуальных идей развития инклюзивного образования отражается в плане действий по развитию инклюзивного образования в Новосибирской области.

 

II. Понятия, используемые в Концепции

 

Основные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В целях настоящей Концепции также применяются следующие понятия:

Инклюзивная культура –формирование системы принципов и ценностей инклюзивного образования и обеспечение психологической безопасности, комфортности, сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Инклюзивная политика обеспечение нормативно-правовых основ инклюзивного образования; развитие архитектурной, материально-технической и доступной пространственно-предметной среды.

Инклюзивная практика–удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе с обучающихся ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом их разнообразия и индивидуальных возможностей, повышение профессиональной компетентности педагогов и обеспечение целенаправленного просвещения, консультирования, информирования всех участников образовательного процесса и других ведомств по вопросам инклюзивного образования.

Инклюзивное образовательное пространство Новосибирской области – совокупность образовательных пространств инклюзивных образовательных организаций и организаций, обеспечивающих организационное и методическое сопровождение инклюзивного образования, в том числе, осуществляющих сотрудничество в единой системе сетевого взаимодействия.

Образовательная среда – это совокупность всех условий в образовательном пространстве, способствующая обучению, воспитанию и развитию обучающихся и воспитанников, включающая пространственно-предметный, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты.

Особые образовательные потребности (нужды) – это потребности обучающихся, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с физическими и умственными недостатками, а также с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими иди другими факторами.

К особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов относятся:

начало специального обучения сразу же после выявления нарушения развития ребенка;

учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации образовательного процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательной организации.

Региональный ресурсный центр инклюзивного образования (РРЦИО) - государственное бюджетное учреждение Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования».

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (далее – ППМС-помощь) – оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам по решению проблем обучения, воспитания, развития обучающихся с трудностями в освоении основных образовательных программ, в том числе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение (далее – ППМС-сопровождение) – профессиональная согласованная деятельность педагогов и специалистов сопровождения – педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, направленная на создание социально-психологических условий, в которых обучающийся достигнет максимально возможных для него результатов.

Психолого-педагогический консилиум – одна из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для ППМС-сопровождения обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) – коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.

Сетевое взаимодействие в инклюзивном образовательном пространстве – система взаимосвязей организаций, обеспечивающих и реализующих инклюзивное образование с целью развития доступности качественного образования для всех категорий граждан, вариативности образования, открытости образовательных организаций и насыщенности информационного поля, повышения профессиональной компетентности педагогов.

Ресурсные организации инклюзивного образования – общеобразовательные организации, реализующие практику инклюзивного образования, и, сопровождающие развитие инклюзивного образования в других образовательных организациях, на условиях договорных отношений.

Стажировочные площадки инклюзивного образования - общеобразовательные организации, реализующие практику инклюзивного образования и обеспечивающие повышение профессиональной компетентности педагогических работников других образовательных организаций по заявительному принципу.

Образовательная организация-партнер – образовательная организация, ориентированная на развитие инклюзивного образования, получающая на договорной основе помощь ресурсной организации инклюзивного образования.

Социализация – процесс становления личности, усвоение социальных норм и моделей социально приемлемого поведения.

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (далее – ППМС-центр) – организация, оказывающая помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также предоставляющая помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся. Осуществляет мониторинг эффективности, оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: