IV. Основные принципы и концептуальные идеи развития инклюзивного образования в Новосибирской области




 

Развитие системы инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в Новосибирской области базируется на следующих принципах:

признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;

максимально возможное обеспечение социальной компетентности, независимости и самостоятельности в жизни человека с ОВЗ и инвалидностью средствами образования;

индивидуализация целей, задач, содержания и условий обучения и социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

максимально возможное расширение образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов за пределы образовательной организации;

межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных исполнительных и законодательных органов государственной власти, социальных институтов, образовательных учреждений, заинтересованных лиц) с целью оптимизации процесса образовательной инклюзии обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).

Развитие инклюзивного образования в Новосибирской области базируется на следующихконцептуальных идеях:

1. Инклюзивное образование в Новосибирской области как направление в системе образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов предполагает повышение доступности общего образования, повышения качества образования в образовательных организациях, в том числе обеспечения психологической безопасности, комфортности, сохранение здоровья для всех без исключения детей.

2. Инклюзивное образование рассматривается как возможность инициации системных изменений в образовательной среде в направлении решения всех стратегических задач, что определяет его социальный смысл в контексте модернизации системы образования Новосибирской области.

3. Инклюзивное образование подразумевает создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях совместно со своими сверстниками, на основании норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что определяет сферу ответственности руководителей образовательных организаций и органов управления образованием в соответствии с их компетенцией.

4. Инклюзивное образование развивается как социально-востребованный, экономически обоснованный, концептуально оформленный, программно реализуемый вариант соблюдения прав образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на доступное и качественное образование и полноценную социализацию, соответствующий специфике социально-экономического и демографического развития Новосибирской области.

5. Инклюзивное образование развивается в Новосибирской области как инновационное направление организации обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, наряду с другими, законодательно закрепленными нормами (в отдельных классах, группах, в отдельных организациях, с использованием дистанционных образовательных технологий). При этом все варианты образования детей с ОВЗ и инвалидностью рассматриваются как равноценные и взаимосвязанные компоненты единой образовательной системы. Развитие инклюзивного образования не предполагает сокращения сети и ухудшения условий функционирования отдельных образовательных организаций, создаваемых для различных категорий обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

6. Инклюзивное образование основывается на целостном, специфическом психодидактическом подходе к совместному (включенному) обучению детей. Включение образовательных организаций и педагогических коллективов в практику инклюзивного образования требует разработки, апробации, внедрения инновационных программ, технологий, методов и приемов организации образовательного процесса, либо адаптации существующих дидактических подходов и средств к условиям совместного образования детей с ОВЗ и инвалидностью и их здоровых сверстников, а также совместного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с особыми образовательными потребностями (например, с комплексными нарушениями) с другими обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. В условиях инклюзивного образования наиболее эффективными дидактическими подходами признаются личностно-ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный; наиболее адекватными формами и методами обучения – интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и др.); наиболее адекватной моделью образовательной среды – творчески развивающая.

7. Инклюзивное образование должно развиваться на основе широкой социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родительской общественности, населения, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и других заинтересованных ведомств по всем вопросам образовательной инклюзии.

8. Развитие инклюзивного образования на территории Новосибирской области обеспечивается организациями, осуществляющими научно-методическую, психолого-педагогическую, информационную и организационную помощь на основе единых ценностно-смысловых подходов и скоординированных действий. Согласование действий этих организаций и сложившихся практик образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью должно способствовать повышению синергетического эффекта и минимизировать инновационные риски инклюзивного образования.

9. Развитие инклюзивного образования в Новосибирской области осуществляется посредством организации сетевого взаимодействия ресурсных организаций инклюзивного образования, стажировочных площадок инклюзивного образования с образовательными организациями, реализующими инклюзивное образование на договорной основе.

10. Развитие инклюзивного образования в Новосибирской области осуществляется в рамках проектно-программного метода управления, что повышает ответственность субъектов управления образовательной системой всех уровней с разделением полномочий и определением зон ответственности: уровень субъекта Российской Федерации, муниципальный уровень, уровень образовательной организации.

11. Инклюзивное образование развивается на территории Новосибирской области поэтапно с постепенным расширением инклюзивного образовательного пространства по мере обеспечения всех необходимых условий: кадровых, нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических, финансово-экономических.

12. Инклюзивное образование в Новосибирской области реализуется как практика постепенного увеличенияреальных возможностей включения в образовательный процесс различных групп обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В этих условиях значительно возрастает роль и ответственность центральной и территориальных ПМПК, определяющих и рекомендующих специальные образовательные условия для каждого ребенка, а также роль психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций, осуществляющих реализацию рекомендаций ПМПК в практике инклюзивного образования.

13. Инклюзивное обучение и полноценная социализация обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможны только в условиях инклюзивной образовательной организации, настойчиво и целенаправленно формирующей инклюзивную культуру, создающей инклюзивную политику и развивающей инклюзивную практику.

Показателями готовности образовательной организации к реализации эффективной и безопасной для всех участников образовательного процесса инклюзивной образовательной практики являются достижения в аспекте развития трех обозначенных компонентов образовательной инклюзии.

Развитие инклюзивного образования определяется совокупностью следующих управленческих задач:

1) развитие нормативно-правовой основы организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в классах и группах совместно со сверстниками;

2) совершенствование материально-технической базы образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование (доступная пространственно-предметная среда);

3) обеспечение необходимыми программно-методическими ресурсами образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование (качественная и соответствующая психофизическим возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью дидактическая среда),

4) существенное повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование;

5) развитие службы комплексного ППМС-сопровождения образовательного процесса;

6) развитие межведомственного сотрудничества по вопросам обучения и социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

7) развитие сотрудничества образовательной организации и семьи с целью оказания ППМС-помощи и поддержки родителям и повышения социальной ответственности семьи, воспитывающей ребенка - инвалида и обучающегося с ОВЗ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: