Словарный диктант для 8 класса № 2




Прочитать текст.

Чужое высказывание может быть передано с помощью прямой речи:

«Мне нужен мощный телескоп», – уверенно сказал Мишка.

или с помощью косвенной:

Мишка уверенно сказал, что ему нужен мощный телескоп.

Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания.

Предложение с косвенной речью по структуре сложное:1-я часть главная часть сложного предложения) соответствует словам автора при прямой речи, а 2-я часть (зависимая) передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». – Прямая речь.

Петров сказал, что хочет найти клад сам. – Косвенная речь.

Косвенная речь

Цель высказывания Способ присоединения Примеры
Повествовательное предложение Союзы будто, что Он сказал, что прилетит утром.
Вопросительное предложение Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза Мама спросила, когда прилетит самолет.
Побудительное предложение Союз чтобы Начальник приказал, чтобывсе вышли на улицу.

Высказывание, передаваемое с помощью косвенной речи, претерпевает некоторые изменения.

Предложения с прямой речью Изменения Предложения с косвенной речью
«Я очень хочуувидеть настоящих инопланетян», – шепотом сказал Мишка. Меняются формы местоимения и глагола Мишка шепотом сказал, что он очень хочет увидеть настоящих инопланетян.
«Анюта, милая, принеси, пожалуйста, еще мороженого», – попросила сестра. Обращения опускаются, заменяются другими средствами Сестра ласково попросила Анюту, чтобы она принесла еще мороженого.
«Как же здорово ты все придумал!» – восхитился Петров. Восклицательныеи вопросительные предложения: междометия, эмоциональные частицы исчезают, а эмоциональность высказывания передается описательно. Петров восхищенно воскликнул, что я очень здорово все придумал.

Не всякое высказывание можно перевести из прямой речи в косвенную:

Речевые ошибки – смешение предложений с:

Прямойречью Косвенной речью
  Ошибочно Правильно
Он сказал: «Я буду бороться!» Он сказал, что я буду бороться. Он сказал, что он будет бороться.
Ведь одна из заповедей гласит: «Не убий». Ведь одна из заповедей гласит, что никогда не убей. Ведь в одной из заповедей говорится, что нельзя убивать.

В косвенную форму могут быть переведены сообщение, побуждение или вопрос (прямой или косвенный).

Примеры вопросов

Прямой Косвенный
Я спросил: «Зачем вы идете в горы вы?» «Скоро ли они вернутся? Не пойти ли мне с ними?» – думал о нас Петров. Я их спросил, зачем они идут в горы. Петров думал о том, скоро ли мы вернемся и не пойти ли ему с нами.

 

Параграф 68. Стр. 228 п. 69 стр. 230, 232 Выучить правило. Стр. 231 упр. 411. Выполнить

Параграф 70 стр 233. Правило. упр. 414, 415, 416.

Задания для повторения. Выполнить упражнения. Переписать текст, вставить пропущенные буквы.

Словарный диктант для 8 класса № 1

Экспр…с…ивный, д…алект, ситуац…я, раздр…жение, насл…ждение, ат…ракцион, тысяч..летие, будущее, бахр…ма, ком…уникации, иниц…атива, вет…ран, аромат, ровес(?)ник, сверс(?)ник, труже(?)ик, моше(?)ик, ид…ология, кандидат, мир..воззрение.

Задание:

- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;

- подчеркните 5 - 7 слов, которые можно использовать в текстах публицистического стиля.

Словарный диктант для 8 класса № 2

Об(?)яние, арти(?)ерия, эшелон, ансамбль, энц(?)клопедия, фил(?)софский, мел(?)нхолия, в(?)трина, канонада, конгрес(?), маг(?)страль, навигация, о(?)упировать, зодчество, компьютер, ед(?)номышленник, пр(?)дшественник, гарнизон, кандидатура, ком(?)юнике.

Задание:

- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;

 

Словарный диктант для 8 класса № 3

Традиц(?)я, иллюминац(?)я, к(?)морка, мас(?)а, к(?)фтан, орнамент, отразить, реставрация, веретено, талант, тер(?)аса, ур(?)ган, фантазия, ц(?)клон, б(?)тфорты, э(?)ект.

Задание: - составьте с данными словами словосочетания, определите вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание);подчеркните устаревшие слова.

 

ЛИТЕРАТУРА. Сергей Лукьяненко. Биография. Составить хронологическую таблицу. Повесть «Чужая боль». Читать. Ответить (П) на вопросы. 1. Теоретическая разминка.

Выберите правильный ответ или ответы.

1. Рассказ – это…

а) лиро-эпический жанр, для которого характерно наличие сюжета и образа лирического героя;

б) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека;

в) устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества.

2. Для рассказа характерно….

а) наличие сюжета;

б) стихотворная форма повествования;

в) малое количество героев.

3. Рассказ может быть…

а) сатирическим;

б) юмористическим;

в) о любви.

Установите соответствие.

4. Сюжет – это… а) построение произведения.

5. Композиция – это… б) совокупность поставленных автором в

произведении проблем

6. Идея – это … в) ряд событий, описанных в художественном

произведении

7. Проблематика – это г) основная мысль художественного произведения

 

2. Ответить на вопросы

А) Что мне расскажет словарь?

Пользуясь словарем С.Ожегова, дайте определение фантастики. В чем особенность научной фантастики?

Б) Объясните, что обозначают географические названия, упоминающиеся в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль». За помощью обратитесь к материалам Википедии..

В) Пользуясь фрагментами рассказа, восстановите сюжетную линию, разделив рассказ на 2 части.

Г) Подберите ассоциативные поля к словам игра и убийство.

Объясните значение выражения чужая боль.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: