Карта обследования ребёнка с дизартрией
Анкетные данные
Фамилия имя_________________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________________
Заключения врачей
Невропатолог_________________________________________________________________________
Психиатр____________________________________________________________________________
ЛОР_________________________________________________________________________________
Офтальмолог___________________________________________________________________
Анамнез
Неблагоприятные факторы биологического развития
Во внутриутробном периоде____________________________________________________________
Протекание родов_____________________________________________________________________
После рождения______________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
В каком возрасте ребёнок:
Начал удерживать голову___________самостоятельно сидеть________________________________
Стоять без поддержки_____________ходить без поддержки__________________________________
Реагировать на свет_______________реагировать на звук____________________________________
Узнавать близких_____________________________________________________________________
Речевой анамнез
В какм возрасте ребёнок:
Начал гулить____________________ лепетать_____________________________________________
Произносить первые слова________________ произносить фразы_____________________________
Начал понимать речь__________________________________________________________________
Особенности хода речевого развития. В каком возрасте наблюдались:
Ретардация_____________ регресс__________________ отставание в развитии________________
Другие особенности___________________________________________________________________
Без особенностей______________________________________________________________________
Сведения о семейном воспитании
Состав семьи _________________________________________________________________________
Ф.И.О., год рождения, образование матери________________________________________________
Ф.И.О., год рождения, образование отца__________________________________________________
Наличие у семьи дефектов речи_________________________________________________________
Оценка родителямиречи ребёнка и возможностей её развития________________________________
_____________________________________________________________________________________
Данные актуального обследования
Общая характеристика речи
Импрессивная речь
Понимание ситуативной речи:
Где мама?____________________________________________________________________________
Возьми куклу_________________________________________________________________________
Подойди к окну_______________________________________________________________________
Понимание контекстной речи:
На чём ты приехал в детский сад?________________________________________________________
Какие игрушки есть у тебя дома?________________________________________________________
Экспрессивная речь
Наличие ______________________________________________________________________
Развёрнутость(отдельные слова, фразы, связная речь)
Внятность_____________________________________________________________________
Использование жестов при общении______________________________________________
Специфические проявления______________________________________________________
Состояние дыхания
Тип дыхания диафрагмальный, грудной, ключичный.
Объём дыхания - достаточный для произнесения_________________слогов.
Темп нормальный, частый.
Ритм – ритмичное, аритмичное.
Состояние фонации
Голосоподача – мягкая, твердая, придыхательная.
Сила голоса (громкость) – нормальная, слабый голос.
Тембр голоса – нормальный, назализованный, приглушенный, сиплый, хриплый.
Модуляция (изменение по высоте) – голосоподача интонированная или монотонная.
Строение артикуляционного аппарата
Губы________________________________________________________________________________
Зубы________________________________________________________________________________
Челюсти_____________________________________________________________________________
Нёбо________________________________________________________________________________
Язык________________________________________________________________________________
Выполнение мимических движений
Поднимание бровей: вместе _______________поочерёдно___________________________________
Улыбка______________________________________________________________________________
Надувание щек_______________________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики
Объем и симметричность выполнения движений
Подвижность губ:
Оскал_______________________________________________________________________________
Вытягивание губ вперёд________________________________________________________________
Подвижность языка:
Подъём языка внутри рта_______________________________________________________________
Высовывание распластанного языка______________________________________________________
Подъём языка на верхнюю губу_________________________________________________________
Опускание языка на нижнюю губу ______________________________________________________
Движения языка вправо – влево_________________________________________________________
Облизывание губ______________________________________________________________________
Высовывание узкого языка_____________________________________________________________
Подвижность мягкого нёба
Произнесение «а» с открытым ртом:_____________________________________________________
Наличие неврологической симптоматики в оральной области
Повышенная саливация________________________________________________________________
Тонус мышц__________________________________________________________________________
Наличие синкинезий___________________________________________________________________
Наличие гиперкинезов_________________________________________________________________
Наличие атаксии______________________________________________________________________
Нередуцированные рефлексы орального автоматизма: поисковый, хоботковый, сосательный, рефлекс Бабкина, ладонно – ротовой.
Асимметричность поперечного рефлекса_________________________________________________
Проявление выталкивающих рефлексов (норма, оживленность):
Кашель______________________________ рвотный________________________________________
Синхронность дыхания, фонации и артикуляции
_____________________________________________________________________________________
Чувство ритма
Воспроизведение хлопками ритмического рисунка: //______///______/ //_____// /______// ///_____
Состояние фонематической системы
Состояние дифференциации фонем по признакам:
Звонкие – глухие:_____________________________________________________________________
Ротовые – носовые:____________________________________________________________________
Твёрдые – мягкие:_____________________________________________________________________
Переднеязычные - заднеязычные: _______________________________________________________
Губно – губные – переднеязычные:______________________________________________________
Губно - губные - губно - зубные:________________________________________________________
Смычные – щелевые:__________________________________________________________________
Свистящие – шипящие:________________________________________________________________
Аффрикаты - фрикативные:____________________________________________________________
Вибранты – смычно - проходные - ротовые:______________________________________________
Состояние фонематического анализа слов, состоящих из 3 – 5 звуков:
Определение наличия звука в слове______________________________________________________
Выделение первого звука из слова_______________________________________________________
Количественный звуковой анализ слов___________________________________________________
Последовательный (порядковый) звуковой анализ слов_____________________________________
Позиционный звуковой анализ слов______________________________________________________
Состояние фонематического синтеза
Синтез слова из звуков, данных в правильной последовательности____________________________
Состояние фонематических представлений
Отбор картинок в названии которых есть данный звук______________________________________
Состояние фонетической системы
Состояние просодии:
Темп речи____________________________________________________________________________
Ритм речи____________________________________________________________________________
Наличие разных видов интонации:
Повествовательная_____________ вопросительная__________________побудительная__________
Состояние звукопроизношения:
Звук | Изолированное произношение | Открытый слог | Закрытый слог | Слог со стечением согласных | Начало слова | Середина слова | Конец слова | фраза | Спонтанная речь |
с | |||||||||
сь | |||||||||
з | |||||||||
зь | |||||||||
ц | |||||||||
ш | |||||||||
ж | |||||||||
щ | |||||||||
ч | |||||||||
р | |||||||||
рь | |||||||||
л | |||||||||
ль | |||||||||
к | |||||||||
кь | |||||||||
г | |||||||||
гь | |||||||||
х | |||||||||
хь | |||||||||
й | |||||||||
а | |||||||||
о | |||||||||
и | |||||||||
э | |||||||||
у | |||||||||
ы | |||||||||
п | |||||||||
пь | |||||||||
б | |||||||||
бь | |||||||||
м | |||||||||
мь | |||||||||
ф | |||||||||
фь | |||||||||
в | |||||||||
вь | |||||||||
т | |||||||||
ть | |||||||||
д | |||||||||
дь | |||||||||
н | |||||||||
нь |
Состояние звукослоговой структуры слов и фраз:
Без стечения согласных________________________________________________________________
Со стечением согласных_______________________________________________________________
Состояние лексической стороны речи
_____________________________________________________________________________
Состояние грамматической стороны речи
_____________________________________________________________________________
Состояние связной речи
_____________________________________________________________________________
Состояние ручной моторики
Ведущая рука____________________ Участие обеих рук в движениях________________________
Координация, переключаемость, последовательность движений (Попеременное соединение всех пальцев руки с большим пальцем)_______________________________________________________