Плавность работы зубчатых колес и передач,




ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Зубчатые передачи служат для передачи моментов сил с одного вала на другой с заданным соотношением угловых скоростей.

Классификация зубчатых передач:

1. отсчетные передачи (измерительные приборы, делительные цепи металлорежущих станков, счетно-решающие механизмы, кассы);

2. скоростные передачи (турборедукторы, зубчатые передачи автомобильных коробок скоростей);

3. силовые передачи (грузоподъемные механизмы, краны).

Основные точностные требования:

1. для отсчетных передач это согласованность углов поворота ведомого и ведущего колес;

2. для скоростных передач – плавность работы (отсутствие вибрации и шума);

3. для силовых передач, которые передают большие крутящие моменты и работают при малых скоростях, – прочностные требования.

Установлено двенадцать степеней точности для зубчатых колес: 1,2,3, …, 10, 11, 12. Для каждой степени точности установлены три нормы точности:

1. норма кинематической точности;

2. норма плавности;

3. норма контакта.

 

Кинематическая точность зубчатых колес и передач,

Ее нормирование

 

Кинематическая точность характеризуется с помощью кинематической погрешности.

Кинематическая погрешность передачи − это разность действительного и номинального углов поворота ведомого колеса передачи. Они выражаются в линейных единицах длиной дуги делительной окружности.

 

,

где

.

 

− наибольшая кинематическая погрешность передачи;

− допуск на наибольшую кинематическую погрешность передачи.

Кинематическая погрешность колеса − это разность действительного и номинального углов поворота колеса на его рабочей оси, ведомого точным измерительным колесом при отсутствии непараллельности и перекоса их осей.

 

 

1 − приводное зубчатое колесо;

2 – исследуемое зубчатое колесо;

3 – эталонное измерительное зубчатое колесо;

4 – датчик рассогласования углов поворота зубчатого колеса;

5 – регистрирующее устройство (самописец).

 

 

− наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса;

− допуск на наибольшую кинематическую погрешность зубчатого колеса.

Кинематическая погрешность определяется параметрами, погрешности которых проявляются один раз за оборот колеса:

1. погрешность обката ;

2. накопленная погрешность шага ;

3. радиальное биение зубчатого венца ;

4. погрешность колебания длины общей нормали ;

5. колебание измерительного межосевого расстояния за один оборот .

, , , , − частные (дифференцированные) показатели.

, − комплексные показатели кинематической точности.

, , характеризуют тангенциальную составляющую кинематической погрешности, , − радиальную составляющую.

При контроле кинематической точности зубчатого колеса с помощью дифференцированных показателей используют комплексы из двух показателей, один из которых характеризует тангенциальную составляющую, а другой – радиальную. Например, и ; и .

Норма кинематической точности важна для отсчетных передач, т.к. она характеризует согласованность углов поворота ведущего и ведомого колес.

Плавность работы зубчатых колес и передач,

Ее нормирование

Плавность работы определяется наличием погрешностей, многократно циклически повторяющихся за оборот колеса и вызывающих скачкообразный характер кривой кинематической погрешности. Т.к. функция кинематической погрешности является периодической, то ее можно разложить в ряд Фурье аналитически или с помощью приборов-анализаторов.

 

,

где − это спектр амплитуд; k – номер гармоники.

Плавность работы характеризуется параметрами, погрешности которых многократно повторяются за оборот колеса. Например, погрешности шага, погрешности профиля зуба.

 

Для характеристики плавности работы используют разложение в ряд Фурье функции кинематической погрешности. Частота, амплитуда гармоник этого разложения позволяют характеризовать плавность работы.

 

 

Показателем плавности является циклическая погрешность передачи и циклическая погрешность колеса , равные удвоенной амплитуде соответствующей гармонической составляющей кинематической погрешности передачи или колеса. Эти показатели ограничены допуском на циклическую погрешность передачи и колеса . Данные показатели являются комплексными. Наиболее часто используется циклическая погрешность зубцовой частоты, у которой номер гармоники равен числу зубьев колеса k = z: и . Одним из показателей плавности работы является местная кинематическая погрешность , равная наибольшему скачку на кривой кинематической погрешности. Она ограничена допуском .

Плавность работы важна для скоростных передач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: