Контакт зубьев в передаче и его нормирование




Для наибольшей долговечности работы передачи необходимо обеспечить наиболее полное использование активной боковой поверхности зубьев колеса, т.к. чем больше площадь контакта, тем меньше контактное давление и износ зубьев. Показателем контакта является суммарное пятно контакта, т.е. часть активной боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы его прилегания (надиров или краски) к зубьям парного колеса при вращении собранной передачи с легким торможением, чтобы обеспечить непрерывное контактирование зубьев колес.

 

 

Суммарное пятно контакта характеризуется относительными размерами:

− по длине зуба , где c – это разрывы краски, превышающие модуль m;

− по высоте зуба , где − средняя высота пятна контакта; − рабочая высота зуба.

На контакте зубьев влияют параметры, вызывающие погрешности в относительном расположении зубьев (непараллельность и перекос осей зубчатых колес, погрешность направления зуба и т.п.).

Контакт зубьев важен для силовых передач.


Виды сопряжений зубчатых колес

 

Вид сопряжения характеризуется величиной бокового зазора .

Боковой зазор − это зазор между боковыми нерабочими профилями зубьев. Он рассматривается в направлении, перпендикулярном боковым поверхностям зубьев в плоскости, касательной к начальным окружностям. Боковой зазор необходим для размещения смазки, компенсации температурных деформаций, погрешностей изготовления и сборки зубчатых колес и др.

,

где − это часть бокового зазора, предусмотренная для компенсации температурных деформаций; − часть бокового зазора, предусмотренная для размещения смазки.

 

,

где − межосевое расстояние; и − коэффициенты линейного расширения материалов зубчатых колес и корпуса; и − отличие температуры от нормальной для зубчатых колес и корпуса; − угол зацепления.

, мкм,

где m – это модуль в миллиметрах; 10 – для тихоходной передачи; 30 – для быстроходной передачи.

Для обеспечения нормальной работы передачи необходимо гарантировать наименьшую величину бокового зазора. Стандартами устанавливают гарантированный боковой зазор и допуск на боковой зазор . В зависимости от величины бокового зазора установлено шесть видов сопряжений зубчатых колес:

А – с увеличенным гарантированным боковым зазором;

B − с нормальным гарантированным боковым зазором;

C − с уменьшенным гарантированным боковым зазором;

D − с малым гарантированным боковым зазором;

E − с весьма малым гарантированным боковым зазором;

H − с нулевым гарантированным боковым зазором;

а также восемь видов допуска на боковой зазор:

aА; bB; cC; dD; hE, E; z, y, x.

Допускается комбинировать вид сопряжения и допуск, используя в том числе z, y, x.

 

Боковой зазор создается путем смещения исходного контура (зуборезного инструмента) при нарезании зубчатых колес в радиальном направлении к центру колеса.

 

 

− смещение исходного контура.

В ГОСТе устанавливается наименьшее смещение исходного контура и .

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: