Глава I. Сад
Яхья Эмерик
- Я надеюсь, никто не видит нас, Роза!
- Не волнуйся, - ответила Роза. - Нас точно еще не заметили.
Две подружки, Роза и Мария, быстро свернули на улицу, ведущую к дому Изабеллы. Они прошли мимо уличных торговцев хлебом, бижутерией и одеждой, но даже не остановились, чтобы купить что-нибудь. Достигнув главных ворот, подруги вошли в них и тут же увидели Изабеллу, шедшую им навстречу.
- Здравствуй, Изабелла!
- Здравствуй, Роза! Привет, Мария! - Изабелла махнула рукой в сторону дома. - Мои уроки на сегодня закончились. Пойдемте!
Подруги покинули двор и направились вниз по улице к весьма необычному месту – саду Джунайна в Кордове.
- Я надеюсь, мы доберемся до нашего тайника раньше, чем придут садовники, - сказала Изабелла.
Спустя несколько минут, они достигли входа в сад и быстро направились к своему секретному месту.
Сад Джунайна был известен своей необыкновенной красотой: разноцветными цветочными клумбами, низко свисающими ветвями деревьев и удобными скамейками вдоль широких аллей. Яркие цвета свежих роз, фиалок и зеленых листьев соединялись в гармонии, а их нежные ароматы сливались в благоуханном дыхании сада. Несколько маленьких фонтанов, расположенных на равном расстоянии друг от друга, служили для прохожих постоянным источником освежающей влаги.
Каждым утром из сада доносилось разноголосое пение птиц. Здесь также обитало множество диких животных. Белки и мелкие млекопитающие давно приучили посетителей сада к своему присутствию. Днем можно было видеть, как они снуют с места на место, поглощенные своими тайными делами, устремляясь в тень или выпрыгивая на свет. И хотя сад занимал всего несколько дюжин акров в конце города, многие люди говорили, что он похож на кусочек Рая, возродившегося на земле.
|
Подруги шли рядом и говорили о своих скучных домашних учителях и о покупках на рынке.
Шедшая в центре Изабелла была стройной девушкой шестнадцати-семнадцати лет. На ней было легкое голубое платье, с накидкой, окутывавшей ее плечи и ниспадавшей сзади в виде шали. Ее золотисто-каштановые волосы средней длины, по цвету похожие на светлое золото, ниспадали на плечи.
Она была столь красива, что некоторые называли ее даже ангелом, и многие молодые люди просили ее руки. Но ее отец, кардинал Кордовы, категорически отказывал всем. Он решил, что дочь должна последовать примеру Девы Марии. Со временем он хотел отправить ее в монастырь[1], пока же Изабелла должна была изучать религию, чтобы у нее было меньше свободного времени.
Рядом с Изабеллой шли две ее самые близкие подруги – Мария и Роза. Мария всегда носила темно-голубые платья, все говорили, что этот цвет ей к лицу, а Роза была вся в белом, с наброшенной на плечи накидкой, как у Изабеллы. Все трое любили поболтать, поэтому часто встречались в саду.
Стук их туфель с деревянными каблуками эхом отдавался от булыжников. Несколько минут девушки шли по главной аллее, а затем свернули на боковую дорожку. Они остановились на минуту посмотреть на дворец Амира, расположенный на противоположном берегу реки, которая текла вдоль восточной части парка. Наслаждаясь прекрасным видом, каждая из девушек погрузилась на время в собственные мысли.
Достигнув группы деревьев в белом цвету и убедившись, что за ними никто не следит, девушки зашли за деревья и быстро пробрались в густые заросли ежевики. Внутри непроходимых на вид кустарников находилось пустое пространство около шести футов в диаметре. Об этом месте никто, кроме них, не знал – даже садовники.
|
Девушки обнаружили это место случайно, однажды услышав странные звуки, доносившиеся из-за кустов. Пойдя на звук, они обнаружили в зарослях ежевики маленькую лазейку, пробравшись через которую и нашли эту крохотную полянку. В убежище они нашли тогда кошку и трех крошечных котят, и каждой досталось по одному котенку.
С тех пор девушки часто посещали свой потаенный уголок. И на этот раз подруги, расположившись на небольшом куске ткани, захваченный с собой, намеревались было уже начать серьезный разговор, как вдруг услышали голоса.
- Ш-ш-ш. Тихо, - шепнула Мария остальным. - Кто-то рядом.
- Думаешь, это садовники? - спросила Роза.
- Если они найдут нас здесь, нам здорово попадет, - сказала Изабелла.
Девушки осторожно выглянули из-за кустов, чтобы посмотреть, кому принадлежат эти голоса. И увидели в пяти ярдах от себя двух мужчин, сидевших на серой каменной скамье. Один из них был похож на шейха, исламского ученого, - у него была длинная борода и белое покрывало на голове. Другой был молодым человеком, вероятно, купцом, - на нем была хорошая одежда и он носил аккуратно подстриженную бороду.
- Давайте послушаем, о чем они говорят, - прошептала Роза.
Девушки придвинулись поближе друг к другу и затаили дыхание.
Молодой человек заговорил первым:
- Павел написал в одном из своих писем, что религиозные заповеди - это проклятие, а Иисус[2] освободил людей от этого проклятия. Как ты думаешь, что это значит?
|
Шейх засмеялся:
- Умар, ты хочешь, чтобы я ответил тебе, когда даже христианские священники...
Глаза Изабеллы расширились, когда она услышала о священниках:
- Должно быть, мусульмане разговаривают о нашей религии, - прошептала она с волнением.
- С тех пор, как появились мусульмане, наша религия в опасности, - сказала Мария.
- Ш-ш-ш, - прервала ее Изабелла. - Давай послушаем, что они скажут.
- Шейх Самир, - продолжал Умар, - ты сказал, что христианские священники даже не понимают, о чем мы их спрашиваем. Неужели это значит, что они исповедуют свою религию, даже не понимая ее?!
Шейх поправил покрывало на голове и сказал:
- Задай этот вопрос какому-нибудь известному священнику и послушай, что он скажет. Но сначала расскажи мне, в чем суть той проблемы, о которой говорил Павел?
Умар изменил позу и ответил:
- Я больше не нашел никакой проблемы в его письме. Я просто хочу понять его концепцию. После того, как ты несколько раз говорил с христианскими священниками, я надеялся, что ты объяснишь ее мне. Вот что я хочу знать: если религиозные заповеди – это проклятие[3], и Пророк Иисус (мир ему) пришел, чтобы освободить людей от этого проклятия, неужели это значит, что воровство, ложь и прелюбодеяние позволительны для христиан, потому что им больше не нужно следовать Божьим законам?
- Подожди, - перебил его Самир. – Как религиозный закон, запрещающий воровство, ложь и все подобное, может быть проклятием? Я не согласен с тобой.
- Христианские писатели приводят заповеди, которые запрещают воровство, убийство и все виды грехов, однако, если эти заповеди действительно являются для них проклятием, то было бы неправильно следовать им – ведь они прокляты! Если то, что сказал Павел, верно, то «освобожденным» христианам больше ничто не будет препятствовать совершать эти грехи как свободным от Божьих заповедей. Но, как видите, христиане все-таки похожи на нас, ибо они высказываются против грехов и продолжают следовать религиозным заповедям. В таком случае они либо имеют неверное представление о миссии пророка Иисуса (мир ему), либо лицемерят.
Самир глубоко вздохнул и улыбнулся:
- Забавно... Ты хочешь, чтобы я объяснил то, что не могут объяснить сами христиане.
- Ты когда-нибудь задавал вопросы христианам? - спросил Умар. – Как они отвечали?
- Чаще всего они пытались оправдаться с помощью какой-нибудь бессмыслицы или делали вид, что они в недоумении, и рассказывали о тайнах веры.
Минуту собеседники сидели молча. Издалека донесся призыв на вечернюю молитву. Оба мусульманина шепотом повторяли слова азана[4]. Затем они поднялись и неторопливо направились в сторону ближайшей мечети.
Изабелла, в отличие от подруг, со всей серьезностью отнеслась к беседе двух незнакомцев, так как она интересовалась богословскими вопросами и чувствовала, что за словами говорившего скрывается нечто очень важное и весомое.
Она лихорадочно пыталась осмыслить, а что бы сказала она, если бы ее спросили о том же, о чем купец спросил шейха. Но так и не смогла найти вразумительный ответ, который удовлетворил бы ее.
Все еще поглощенные услышанным разговором, подруги в сумерках покинули сад.
Изабелла решила посоветоваться с отцом. Она попрощалась с подругами на перекрестке и отправилась к своему дому, который находился в северной части города.
[1] Место, куда отправляли молодых христианских девушек, где они становились монахинями. Им не разрешалось покидать монастырь или выходить замуж. Они проводили жизнь в посте и в молитвах.
[2] Иса - имя Иисуса в арабском произношении
[3] Галатам 3:10
[4]- Призыв на молитву в мечеть
Глава II. Вопрос
Изабелла шла медленнее, чем обычно, наконец она достигла предместий христианского квартала в городе. Прогулки вечером не представляли опасности - улицы были широкими и хорошо освещались. Мусульманское правительство заботилось о красоте и благоустройстве города по последнему слову тогдашней техники, на внедрение которой здесь не жалели средств из городской казны.
Изабелла остановилась на минуту, чтобы посмотреть, как падает листок в свете одной из масляных ламп, заключенных в стекло. Понимая, что ей нужно серьезно подумать над услышанным, Изабелла решила сегодня не приглашать друзей и направилась прямиком домой.
Она вошла в каменную арку ворот большого особняка, который принадлежал ее отцу, и быстро пересекла маленький двор. Открывшая дверь служанка робко поприветствовала ее. Едва ответив, Изабелла поднялась по лестнице в свою комнату. Переодевшись, она уютно устроилась в широком кресле, вытянув ноги на подставке, взяла лежавшую поблизости Библию и начала рассеянно перелистывать ее.
Вскоре служанка принесла ужин и, поставив поднос на маленький столик перед Изабеллой, быстро ушла. Но девушка уже настолько увлеклась чтением, что поблагодарила служанку только жестом.
Изабелла изучала написанное апостолом Павлом в «Новом Завете», сосредоточив все свое внимание на дискуссии о религиозных заповедях, как будто бы проклятых. Перечитывая все снова и снова, она, тем не менее, так и не смогла найти приемлемого ответа на вопрос, что так мучил ее[5].
После нескольких часов глубоких раздумий Изабелла устала и решила утром расспросить отца. Безусловно, он сможет все объяснить, ведь он был самым известным священником в городе, кардиналом, уважаемым за знания человеком. Почувствовав некоторое облегчение, Изабелла наскоро поужинала фруктами и сырами и легла спать.
Следующий день был воскресным, и Изабелла приготовилась к мессе[6]. Роза, Мария и еще несколько подруг зашли за Изабеллой, и под яркими солнечными лучами они направились к главному кафедральному собору.
Вернувшись домой после мессы, Изабелла встретилась с отцом в его кабинете. Он был рад видеть дочь и спросил, какие главы из Библии она прочла вчера вечером. Он очень гордился умом дочери и был уверен, что она однажды станет аббатисой или займет какой-нибудь важный пост в монастыре.
Изабелла поцеловала ему руку и сказала:
- Отец, я читала главу 4 «Послания к Римлянам» и, если ты позволишь, хотела бы задать тебе вопрос, ответа на который я не смогла найти.
Кардинал откинулся на спинку плетеного кожаного кресла и улыбнулся:
- Конечно, дитя мое. Спрашивай, я помогу разрешить твою проблему.
Изабелла собралась с мыслями и начала говорить:
- Господь Бог послал нам десять заповедей в «Ветхом Завете» через пророка Моисея. Являются ли они религиозными заповедями?
- Да, это Божественные заповеди, по которым должен жить каждый человек, чтобы избегать пороков.
- Но в одном из своих писем святой Павел написал, что религиозные заповеди – это проклятие.
- Да, религиозные заповеди – проклятие.
Изабелла помолчала немного, затем продолжила:
- Итак, религиозные заповеди – это проклятие, и Иисус Христос пришел, чтобы умереть и спасти нас от этого проклятия. Неужели это значит, что исполнение всех религиозных заповедей – грех?
Кардинал поправил свою черную сутану и почесал затылок:
- Конечно, религиозные заповеди являются проклятием. Вместо того, чтобы думать о религиозных заповедях, христианам следует верить в Христа. С тех пор, как Иисуса распяли за грехи людей, религиозные заповеди больше не служат нашему спасению.
- Итак, нам разрешается воровать? - робко спросила Изабелла.
Кардинал нахмурился и сердито ответил дочери:
- А что нам делать с религиозными заповедями!? Дитя мое, тебе следует хорошенько думать, прежде чем задавать такие вопросы. Люди могут подумать, что ты глупа.
Изабелла отстранилась от отца, но, даже видя его недовольство, она не собиралась отступать.
- Прости меня, - сказала она. - Я недостаточно ясно выразилась. Вот что я имела в виду: заповеди, которые, как ты согласился, являются религиозным законом, гласят, что мы не должны воровать, убивать, ослушиваться родителей и так далее. Святой Павел назвал религиозные законы проклятием. Итак, означает ли это, что исполнять все десять заповедей, в которые входит не воровать, не убивать или не ослушиваться родителей, - грех?
- Дитя мое, - сказал снисходительно кардинал, - ты еще не поняла значения религиозных заповедей. Если мы верим в Христа, то, согласно религиозному закону, нас не будут судить по заповедям.
- Но, веря в Христа, мы нуждаемся в заповедях, как в руководстве для очищения, потому что любой знает, что Христос жил по этим заповедям, не так ли?
Кардинал не на шутку разозлился на дочь за то, что она осмелилась задавать ему подобные вопросы:
- Кто навел тебя на такие глупые мысли? Какой дьявол заронил сомнения в твою душу?
Изабелле хотелось убежать в свою комнату, но она не посмела. После недолгого молчания она робко рассказала о беседе, которую с подругами услышала в саду.
Когда она закончила, отец немного успокоился и сказал:
- Дитя мое, эти проклятые мусульмане - неверующие люди, они никогда не уважали нашу религию. Критика христианства - результат наущений дьявола. Дитя мое, тебе следует немедленно покаяться и больше никогда не слушать разговоры мусульман. Им не нужна правда, они умаляют веру других людей. Знаешь, на чем строится их религия? Им позволяется проливать кровь за веру. Ты только посмотри: в то время, когда был жив мой дедушка, они вторглись в нашу любимую Испанию, а теперь и вовсе пытаются навязать нам свою религию. Сейчас я полностью уверен, что это мусульмане вбили в твою голову такие мысли. Но, если ты сама поразмышляешь над ними, ты не придашь им серьезного значения. Итак, как я могу обращаться к мусульманам? Оставь меня и серьезно подумай над своими ошибками.
Изабелла тихо извинилась и покинула гостиную. Ей стало стыдно, что она расстроила отца. Но у нее появилось новое чувство, которое она не могла описать. Ее любопытство осталось неудовлетворенным. Изабелла не получила ответа на важный вопрос, ее вера пошатнулась. Она остановилась на минуту в длинном коридоре. Сейчас ей казалось, что она впервые видит эти стены и картины на них. Она не знала, что делать с этим чувством.
На следующий день Изабелла обратилась с волнующим ее вопросом к одному из домашних учителей. Ему также не удалось ответить на него, он извинился, промямлив что-то о покаянии и о крови на распятии. Изабелле даже показалось, что прозвучало нелестное замечание по поводу женщин из его уст, но она решила не обращать на это внимание. Сейчас она понимала, что не может сама разрешить свои сомнения из-за недостатка знаний, но внутренне ощущала, сколь важен для нее этот вопрос. Ее сомнения усиливались.
[5]Она сравнивала следующие главы: от Матфея 5:16, Римлянам 4:2, Галатам 2:16 и от Иакова 2:14-26
[6]Месса - это главное богослужение католиков, аналог православной литургии. У христиан существует убеждение, что во время мессы хлеб превращается в плоть, а вино – в кровь Иисуса Христа. Ритуальное вкушение этих продуктов называется «причастием тела и крови Бога».
Глава III. Письмо
Несколько дней спустя Изабелла и обе ее подруги, Роза и Мария, вновь встретились в тайном месте в саду. Солнце стояло в зените и заливало все вокруг ярким светом. Мария начала было говорить о том, какой чудесный день выдался сегодня, как вдруг заметила сквозь ветки кустарника двух мусульман, беседу которых они слышали раньше, во время своего предыдущего пребывания в саду.
Незнакомцы неторопливо приблизились к той же самой скамье и сели на нее.
Сегодня на Умаре, купце, была нарядная одежда зеленого цвета с богатой вышивкой. Шейх Самир был одет как в прошлый раз. Девушки замолчали и прислушались.
- Сегодня я услышал кое-что интересное, - сказал Умар.
- Что же? - спросил Самир.
- Помнишь, несколько дней назад мы говорили о религиозных заповедях и послании святого Павла?
- Да, - кивнул Самир.
- Кажется, среди священников начались волнения по этому поводу. Говорят, что они не обошли стороной и кардинала. Я слышал, что некоторые влиятельные христиане очень огорчены тем, что появился вопрос, на который невозможно найти ответ.
- Может быть, это просто случайное совпадение? Я не знаю никого, кто мог бы рассказать об этом христианам. Кто мог услышать наш разговор?
- Я также не могу этого объяснить. Я только знаю, что священники провели несколько собраний, и церковь пытается найти ответ. Эти новости я узнал от своих христианских компаньонов, которым можно доверять.
Самир поднялся, ухмыльнулся и сказал:
- Одно только наше возражение заставляет этих священников волноваться! Аллах, Самый Мудрый, знает, что вера большинства христиан полна противоречий. Они как один говорят: из-за того, что Адам согрешил, все люди: ты, я, моя мать и все остальные – являются грешниками изначально, то есть имеют «первородный грех». Я спрашиваю тебя, имеет ли эта вера какое-либо логическое оправдание, справедлива ли она?
Они также говорят, что Иисус, мир ему, был божеством и пришел на землю, чтобы умереть за грехи Адама. Они все еще отказываются верить, что только Бог может прощать грехи, когда захочет и кому хочет. Они действительно идут против Всевышнего, говоря о Нем подобное и представляя Его слабым. Если кто-нибудь из христиан сможет прийти и ответить на этот вопрос, то пусть приходит!
Умар разразился добродушным смехом:
- Если бы христиане не верили в это, кто бы еще верил? Каждый может понять логику и причины, но должен же быть кто-нибудь, кто говорит абсурдные вещи. Если бы христиане доказали мне, что заповеди Господа - проклятие, я бы не сомневался ни минуты!
Самир снова сел на скамейку:
- Может быть, мы используем эти волнения для того, чтобы наставить несколько заблудших людей на путь истины. Думаю, это отличная возможность для призыва к Исламу!
- Да, это хорошая идея, - подтвердил Умар. - Давай напишем большими буквами на бумаге все теологические странности христианства.
- Да, отлично. Тогда мы сможем раскачать самые корни Испании.
Изабелла с подругами тихо слушали разговор, но не могли сдержаться, чтобы не щелкнуть пальцами и не сжать при этом нервно кулаки. Наконец, Изабелла потеряла терпение и шепнула девушкам:
- Мы должны опровергнуть их утверждения и сделать все возможное, чтобы убедить их в истинности нашей религии. Может быть, наш Господь Иисус Христос обратит их в нашу веру.
Роза, волнуясь, сказала:
- Если мы переубедим этих мусульман, это будет величайшая победа христианства.
Мария вставила:
- И мусульмане больше никогда не поднимут головы в этой стране.
Девушки сложили ладони и помолились святой Марии и другим святым. Несколько минут спустя Роза спросила Изабеллу:
- Эти неверные – горячие головы. Как же они смогут уйти от сатаны и признать Господа Иисуса? Ты знаешь, что даже священники боятся говорить с ними о религии.
Мария сказала:
- Вчера, когда я разговаривала с домашним учителем о религиозных заповедях и послании святого Павла, он просто проигнорировал меня и сказал, что не нужно обращать внимание на разговоры мусульман. Почему наши священники и ученые отворачиваются от мусульман и молчат в ответ на их вопросы?
Изабелла немного подумала и ответила:
- Может быть, священники просто не хотят разговаривать с этими неверующими. Но в любом случае, не означает же их молчание, что они не могут решить этот вопрос? Если бы они были уверены, что мусульмане обратятся в христианство после того, как будут опровергнуты их убеждения, то захотели бы встретиться с ними.
Мария кивнула:
- Да, пусть мусульмане напишут бумагу и встретятся с нашими священниками. Тогда священники будут вынуждены поговорить с мусульманами, и мусульмане примут нашу веру.
- Хорошо придумано, - сказала Изабелла. – Думаешь, мусульмане согласятся на это?
- Почему нет? - ответила Роза. - Посмотри, что мы сейчас услышали от них.
- Тогда не будем ждать. Давайте сейчас же напишем им, чтобы они приготовились к встрече с нашими священниками. Я напишу им записку, и кто-то из нас отнесет ее.
Изабелла достала из своей сумки листок бумаги, пузырек с чернилами и гусиное перо для письма.
Мария придвинулась ближе, когда Изабелла приготовилась писать:
- Как ты думаешь, нам следует сначала спросить священников? Что, если они откажутся?
- Если мусульмане согласятся принять христианство, когда им докажут, что они заблуждаются, наши священники не откажутся встретиться с ними, - сказала Изабелла.
Затем она написала следующее:
«Уважаемые мусульмане!
Пожалуйста, простите меня. Я услышала ваш разговор, так как по воле случая находилась неподалеку. Так как я тоже интересуюсь богословием, то молюсь, чтобы вы не стали возражать против вмешательства в вашу беседу. Один из вас только что сказал, что если вопросы религиозного проклятия были бы грамотно вам объяснены, вы бы обратились в христианство. Как покорные слуги Иисуса Христа, мы с радостью принимаем ваш вызов в случае, если вы письменно подтвердите свое согласие.
Смиренная христианка».
Мария взяла письмо и, выйдя из кустов, направилась к мусульманам. Она осторожно обошла цветы и, пройдя вдоль зарослей ближайшей аллеи, уверенно подошла к мужчинам. Без слов Мария отдала записку удивленному Умару.
Умар прочел записку, взглянул на девушку и передал письмо Самиру. Пока Самир читал, Умар начал искать в сумке бумагу для письма. Шейх закончил читать письмо и отложил его в сторону.
- Это твое письмо, юная девушка? - спросил он.
- Нет, я только передала его, - бесстрастно ответила Мария.
Когда Умар написал ответ и отдал записку Марии, она быстро вернулась к подругам. От волнения подруги не сразу смогли развернуть листок. Вот что там было написано:
«Уважаемая незнакомка!
Мы благодарим Вас за приглашение, и если ваши старейшины объяснят, почему религиозные заповеди – это проклятие, заверяю Вас, я первым приму вашу религию. Напишите, когда и где состоится беседа?
Покорный слуга Ислама, Умар Абдул Хаким».
Изабелла написала еще одну записку, в которой было сказано:
«Я сообщу Вам завтра в этот же час и в этом же месте.
Смиренная христианка».
После того, как Мария передала записку и вернулась, взволнованные девушки покинули сад. Они решили, что Изабелла поговорит со священниками, ведь ее отец – кардинал. Подруги попрощались и разошлись по домам.
Изабелла решила встретиться с одним из своих любимых учителей, пожилым монахом Михаилом. Он был очень набожным священником, и Изабелла любила его за веселый нрав и оптимизм.
Однажды он так громко засмеялся на собрании, что кардинал осудил его и принудил вернуться к жизни смиренного монаха. Отец Изабеллы, теперешний кардинал, освободил его от должности учителя своей дочери после того, как узнал, что Михаил недостаточно строг с Изабеллой.
Домохозяйка поприветствовала девушку и быстро отвела ее к монаху. Он был полным мужчиной, короткая жесткая борода обрамляла его доброе лицо. Он носил легкую коричневую рясу, соответствующую его сану.
- Чем я могу быть полезен тебе, дитя мое? - любезно спросил монах.
Изабелла опустилась в стоящее поблизости кресло и рассказала ему о том, что задумала. Монах внимательно слушал, а когда Изабелла закончила, рассмеялся:
- Ах, Изабелла! Ты – самый дикий шторм, с которым не справятся ни мужчины, ни священники. Я недостаточно хорошо осведомлен, чтобы ответить на твой вопрос, но могу сказать, что твой план полон энергии и смелости.
Изабелла благодарно улыбнулась. По крайней мере, хоть один взрослый человек поверил ей.
После небольшой беседы монах решил рассказать о плане Изабеллы нескольким выдающимся теологам, с которыми он должен был встретиться в полдень следующего дня. Он также уверил девушку, что постарается организовать встречу с мусульманами в это же время два дня спустя.
Затем монах проводил девушку к двери. Но перед тем как уйти, Изабелла крепко обняла его, монах ответил ей тем же, и она быстро побежала по улицам домой.
Изабелла почти не спала в ту ночь. Ее одолевало беспокойство: вдруг что-то пойдет не так? А если христиане не дадут удовлетворительного ответа на вопрос мусульман? Тогда христиане могут показаться лишенными логики глупцами! Она тщетно старалась выбросить это из головы.
При первых проблесках утренней зари Изабелла вскочила с постели, полная энергии и целеустремленности. Наспех позавтракав, она вернулась в свою комнату и начала внимательно перечитывать Библию.
Приблизительно в полдень Изабелла закончила свое чтение и поспешила к дому Марии, где подруги договорились о встрече. Отец Марии был известным христианским ученым, теологом и, кроме того, богатым человеком. Его большой и просторный дом часто был местом проведения многих собраний, и сегодня здесь, как и обещал монах Михаил, собралось несколько теологов и множество священников.
Мария и Роза стояли на балконе и, увидев Изабеллу, входящую через парадную дверь в главный зал, окликнули ее. В комнате было множество христианских сановников и священников, поэтому Изабелле пришлось осторожно пробираться между ними к лестнице, ведущей на второй этаж. Только она поднялась к друзьям, как внизу, на первом этаже, зазвонил колокольчик, приглашая собравшихся сесть. Три девушки жадно наблюдали с балкона за собранием внизу.
Мужчины сидели на стульях, расставленных рядами, а за столом на возвышении расположились наиболее важные гости. Хозяин дома, отец Марии, призвал собравшихся к порядку.
- Мои возлюбленные братья! - сказал он. - Мы собрались в присутствии нашего Святого Спасителя Иисуса Христа, чтобы просить его мудрости и спасительной силы. Как вы все хорошо знаете, сатана разжег большую смуту. Используя все способы на своем пути, он позволил мусульманам заронить сомнения относительно нашей теологии и учений.
Общий одобрительный шепот пронесся по залу.
- Наш уважаемый брат монах Михаил сообщил мне, что покорный христианский слуга, который отказался назвать свое имя, сказав, что это воля Христа, предложил диалог между нами и мусульманами.
Один из мужчин, сидящих возле отца Петра, громко сказал:
- Мы интересовались, для чего созвали это столь срочное собрание. Теперь стало очевидно, что неотложная проблема в действительности довольно проста; если мы собираемся встретиться с мусульманами и обратить их, пригласите их сюда, и сейчас любой из нас сделает это.
Другой священник ответил:
- Да, конечно, это несерьезное решение, так как мы часто проводили дискуссии с мусульманами. Но с тех пор, как появились новости, что у христиан нет ответа на определенные возражения мусульман, проблема, стоящая перед нами, приобрела большую важность. Мы должны подготовиться и определить день.
Монах Михаил поднялся со своего места:
- Ваши преподобия! - сказал он, обращаясь к высокопоставленным священникам, сидящим за столом. - Завтра воскресенье, и многие христиане соберутся в кафедральном соборе. Нам следует предложить мусульманам прийти туда, дабы поразить их числом искренних христиан. И может быть, Господь Бог, Иисус Христос, увеличит мудрость, которой Он наградит вас, окруженных славой Его слуг.
Все мужчины кивнули в знак согласия, а один из священников подтвердил:
- Это превосходная мысль. В тот день кардинал будет присутствовать в большом соборе, и нет во всей Испании большего ученого, чем он. Нам может потребоваться его мудрость на некой стадии нашего диалога.
После обсуждения стратегии ответа на вопрос о заповедях-проклятиях, собрание было закрыто, и священники стали готовиться к обеду, а Изабелла, Мария и Роза покинули большой зал. На пути из дома они встретили монаха Михаила.
- Отец Михаил, вы не остаетесь на обед? - удивилась Мария.
- Нет, дитя мое. Наш Господь Иисус часто постился и, если ел, то немного. Я стремлюсь идти по его стопам, вот и все.
Перед тем, как уйти, он передал Изабелле написанное от руки разрешение, которое позволяло Умару и его товарищам войти в церковь[7]. Девушки взяли разрешение и направились прямо в сад.
Подойдя к месту встречи, они встретили Умара и шейха Самира вместе с другими мусульманами. Двое из них походили на купцов, один явно был художником, еще двое были темнокожими мусульманами, видимо прибывшими с другой стороны пролива Гибралтар.
Умар приветствовал трех молодых девушек, будучи крайне удивленным, что им удалось организовать встречу.
- Добро пожаловать и мир вам, - сказал он.
Изабелла ничего не сказала в ответ – из-за волнения или недоверия она не могла говорить – и только вручила разрешение Умару, который встал, чтобы принять его. Он прочел разрешение вслух, чтобы слышали все, затем спрятал в карман.
Шейх Самир обратился к девушкам:
- Мы благодарны вам за ваши усердные старания, и, если кто-нибудь получит руководство Аллаха после этого дела, то вера придет прежде всего к вам.
- Это молодые специалисты по христианской философии, они хорошо разбираются и в богословии. Их усердие достойно похвалы, - интонировал Умар.
Изабелла коротко ответила:
- Мы, покорные слуги Иисуса Христа, благодарим вас за принятие приглашения.
Один из темнокожих мужчин сказал во всеуслышание:
- Астагфируллах! Посмотрите, как христиане делают других равными Аллаху и обожествляют Христа. Они...
Умар повернулся и перебил его:
- Мой брат, ты поднимаешь еще одно противоречие, хотя еще не разрешено первое, которое будет обсуждаться завтра.
Затем он повернулся к Изабелле, которая, как он думал, возглавляет девушек:
- Вы можете сообщить священникам, что, инша’Аллах [8], мы будем в церкви в назначенный час.
Изабелла попрощалась с ними и увела подруг. Был уже вечер, а ей еще надо было много заниматься и молиться. Пока она возвращалась домой, ее беспокоила одна мысль. Мусульмане могут сидеть друг с другом, им неважно, какой у их товарищей цвет кожи или общественное положение, думала она, в то время как наши священники никогда не сели бы с солдатами или ремесленниками и, тем более, с бедными темнокожими христианами с юга. Странное чувство зародилось в ее сердце, но она постаралась больше об этом не думать.
[7] Исламское правительство было ответственным за сохранность и безопасность христианских мест поклонения. Поэтому разрешение для входа в церковь нужно было получать у местных священников.
[8] Инша Аллах – если будет на то воля Бога.
Глава IV. Первая встреча
Вечером Умар и шейх Самир провели много времени в доме Умара, читая Коран и Библию. Они записали важные вопросы и нашли несколько новых утверждений, которые можно было пересказать христианам.
Кроме того, помолившись, они попросили Аллаха даровать им силу и умение для наилучшего увещевания, как говорит Коран. Наконец, все приготовления были завершены, и Умар предложил своему другу переночевать в комнате для гостей, так как была уже поздняя ночь.
Тем временем, Кордова полнилась слухами. Новость о беспрецедентной встрече христианских и мусульманских теологов вызвала скрытое волнение. Каждый слышал о таинственном христианине, который созвал собрание, а некоторые говорили, что это одно из святых дел Девы Марии.
Под влиянием слухов многие христиане затевали споры по религиозным вопросам с соседями-мусульманами. Но большинство этих споров было непродолжительным.
Мусульман также начало охватывать волнение. За день до большого собрания люди посетили дом Умара и высказали слова поддержки. Настал час, когда мусульмане раз и навсегда смогут убедить всех в силе Ислама! Воскресным утром толпы мусульман и христиан заполнили улицы и рынки, томясь в ожидании.
Священники не ожидали такого наплыва людей в большом кафедральном соборе. Они также были удивлены количеству мусульман, желающих присутствовать на заседании. Испугавшись, что они допустили такое смешение народа в священном для них месте, священники приняли решение позволить войти в церковь максимум сорока мусульманам. Для них были отведены места в секторе возле задней стены церкви. Остальное пространство было приготовлено для сотен христианских руководителей и богатых людей, которые должны были прийти, чтобы увидеть триумф своей религии.
С приближением полудня люди начали занимать места в огромном, похожем на пещеру зале. С башни, примыкающей к церкви, прозвенел колокол, и священники, входившие через боковую дверь, начали занимать свои места в передних рядах. Одиннадцать мужчин, одетых в черные рясы, сели полукругом, лицом к аудитории. На стенах позади священников висели картины с изображениями Иисуса, истекающего кровью на кресте, и ангелов рядом с Девой Марией. Кардинал вошел последним и сел посреди созванных им церковных руководителей.
Умар и шейх Самир, изредка перешептываясь, сидели впереди.
На пожилом мусульманском ученом было белое шобе[9] с куфи [10]. Зеленый тюрбан был аккуратно обернут вокруг его головы. Умар также выглядел очень нарядно в своей праздничной одежде и голубом тюрбане. Его молодое лицо светилось дружелюбием.
Изабелла, Мария и Роза напряженно ожидали начала собрания. Они пришли рано и нашли места возле центра, поэтому могли видеть все. Изабелла посмотрела в сторону Умара, но увидела только часть его лица. Он не казался взволнованным. Затем она взглянула на своего отца, кардинала, сидящего на почетном месте. Он также не выглядел обеспокоенным.
- Как ты думаешь, что произойдет? - прошептала Роза, но Изабелла и Мария остановили ее взглядом.
Один из сидящих священников поднялся со своего места и начал читать что-то по-латыни. Изабелла узнала начало благословения святой Девы Марии. После того, как он закончил, присутствующие христиане перекрестились и сели. Мусульмане рассматривали странные картины, развешанные по стенам. Большинство из них никогда раньше не было в церкви. Некоторые, глядя на скульптуры, шептали: “Астагфируллах”[11].
Монах Михаил, пожилой учитель Изабеллы, вышел из другой комнаты и приблизился к священникам. Он поклонился им, затем подошёл к кардиналу и поцеловал кольцо на его руке. Потом он отошёл на шаг назад, всё ещё находясь в поклоне, затем выпрямился и повернулся лицом к аудитории и двум гостям-мусульманам.
- Мы собрались здесь в связи с необычным событием, - провозгласил он. - Сегодня наши святые отцы решили положить конец всякого рода сомнениям и разногласиям по поводу самой святой католической христианской религии. Сегодня мы собираемся установить истину, а затем мы все преклоним колени пред силой всей Вселенной – Господом Иисусом Христом.
Многие христиане прошептали про себя небольшую молитву и посмотрели на монаха с одобрением и уважением. Мусульмане в зале остались сидеть с каменным выражением лица.
- Я приглашаю человека по имени Умар Абдул Хаким выйти вперед.
- А также шейха Самира аль Адхами, - добавил быстро Умар.
- Сегодня мы будем разговаривать только с Умаром, - ответил монах Михаил.
Умар с волнением посмотрел на Самира, но тот утвердительно кивнул ему: «Ты – угол поострее, чем я».
Умар повернулся к священникам и прошептал про себя: «Аллах, помоги мне в этом деле». Затем он прошёл вперед и сел на стул напротив священников.
Монах Михаил, который стоял между Умаром и священниками, шагнул вперёд и сказал: