Вопросы к экзамену по дисциплине «Риторика»
1. Стилистика как наука.
2. Стили языка и стили речи.
3. Понятие о функциональном стиле.
4. Авторский стиль.
5. Функции общения
6. Стиль общения.
7. Общение-диалог как оптимальный принцип взаимодействия.
8. Нормативность языка и речи.
9. Правильность русской литературной речи.
10. Понятие об орфоэпической норме.
11. Понятие о грамматической норме
12. Устная речь, ее особенности.
13. Соблюдение требований грамматики в устной речи.
14. Место невербальных средств коммуникации в человеческом общении.
15. Взаимозависимость вербальных и невербальных средств общения.
16. Невербальные средства общения с точки зрения лингвистики.
17. Эстетические качества устной речи.
18. Особенности письменной речи.
19. Основные законы культуры общения сегодня.
20. Коммуникативно-речевые способности в структуре профессиональных качеств.
21. Выразительность речи
22. Экспрессивность как одно из свойств устной речи.
23. Свойства и средства устной (звучащей) речи.
24. Эмоционально-экспрессивная лексика как одно из средств выражения эстетической функции языка.
25. Коммуникация и коммуникативный процесс.
26. Модели коммуникации. Теоретические и прикладные модели коммуникации.
27. Массовая коммуникация и ее средства.
28. Пропагандистская (агитационная) кампания.
29. Виды коммуникации.Визуальная (очная) и заочная коммуникация.
30. Вербальная/невербальная коммуникация.
31. Анализ различных видов массовой коммуникации.
32. Анализ агитационной коммуникации.
33. Стратегия и тактика коммуникации.
34. Анализ авторских текстов политических лидеров.
35. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз.
36. Понятие о тематической коммуникативной кампании.
37. Взаимоотношения руководителя со СМИ и представителями СМИ.
38. Понятие о прикладных коммуникациях.
39. Коммуникация в рамках избирательной кампании.
40. Коммуникация в рамках принятия решения.
41. Международные (интернациональные) коммуникации. Основы межкультурной коммуникации.
42. Речевая деятельность и ее аспекты: говорение, слушание, понимание, чтение, письмо.
43. Речевое поведение и его виды: официальное/неофициальное, публичное / непубличное.
44. Стили общения. Ритуальное общение.
45. Речь и язык. Формы реализации речи: внешняя/внутренняя, устная/письменная.
46. Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения.
47. Диалог. Полилог. Монолог.
48. Очное и заочное(опосредованное) речевое общение, его виды.
49. Понятие о стиле и жанре речи. Жанры и стили устной речи.
50. Жанры и стили письменной речи.
51. Речь в средствах массовой информации.
52. Культура речевого поведения: теория и практика, технология оптимизации речевой деятельности.
53. Адресант и адресат коммуникативного акта: распределение коммуникативных ролей.
54. Понятие коммуникативного контакта: критерии, ключевые факторы, мотивация.
55. Документационное обеспечение управления. Понятие о деловой документации.
56. Виды делового письма.
57. Структура договора.
58. Культура речи государственного служащего и ее специфика.
59. Функциональные разновидности юридической речи. Специфика функционирования языковых единиц в речи юриста.
60. Юридические клише и штампы.
61. Культура делового разговора.
62. Деловая беседа.
63. Совещание. Телефонный разговор. Прием посетителей.
64. Понятие об имидже. Речевой и поведенческий имидж.
65. Имидж и деловой этикет. Формирование имиджа.
66. Технология проведения переговоров. Фазы переговоров.
67. Стиль переговоров. Речевая и поведенческая стратегии переговоров. Виды переговоров.
68. Деловая презентация. Планирование, структура и содержание презентации.
69. Место речевого и поведенческого стиля в структуре презентации. Особенности публичного выступления в ходе презентации.
70. Опрос, типы опросов, анкетирование, интервью.
71. Респондент, интервьюер: основы взаимоотношений.
72. Виды, формы, содержание и цели опросов и интервью.
73. Вступительный этап интервью, выяснение основных вопросов и завершение интервью.
74. Типы вопросов, требования при составлении вопросов и умение слушать.
75. ТИПЫОПРОСОВ: сплошной, выборочный, устный, письменный, индивидуальный, групповой, очный и заочный.
76. Требования к вопросам и типы вопросов в анкете.
77. ИНТЕРВЬЮ: определение понятия, виды интервью. Различные формы проведения интервью.
78. РЕСПОНДЕНТ: определение понятия.
79. ИНТЕРВЬЮЕР: поведение интервьюера в ходе интервью.
80. Ошибки в проведении интервью.
81. СТРУКТУРА ИНТЕРВЬЮ, корректное завершение интервью.
82. МОТИВАЦИЯ: определение понятий, цель и мотив, сравнительный анализ.
83. СБОР ИНФОРМАЦИИ: определение понятия, характеристика процесса.
84. ОБЩЕНИЕ: стороны общения, цели, достигаемые при общении.
85. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: кодирование и декодирование информации, понимание смысла высказываемого.
ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ: сравнительный анализ
87. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей и т.д. по выбору студента)
88. Языковой облик телевизионной программы (по выбору студента)
89. Новые явления в русском языке 1990-х – 2008 гг.
90. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач
91. Язык коммерческой и политической рекламы
92. “Слово как действие” в бытовой и официальной коммуникации
93. Современная русская языковая личность: воздействия и взаимодействия
94. Особенности научного языка управления на фоне общих лингвистических черт официально-делового стиля
95. Культура речи и эффективность общения
96. Современная городская коммуникация
97. Современные технологии переговоров (очная и заочная формы)
98. Лингвистический анализ образцового текста.
99. Принципиально новые формы, методы и компоненты современной деловой коммуникации
100. Инородные компоненты современного официально-делового стиля.