Профориентация детей с ОВЗ на этапе первичного профессионального выбора в проектной деятельности.




Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки школьника к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда. Выбор профессии сложный процесс, особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель профориентационной работы с детьми ОВЗ- знакомство с многообразием мира профессий, содержанием труда и приобщение школьников к труду в процессе совершения профессиональных проб.

Задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей.

Формы и методы профориентационной работы с детьми ОВЗ:

· профессионально – ориентационные беседы;

· экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;

· встречи со специалистами;

· участие в «днях открытых дверей»;

· участие в конкурсах;

· проекты.

Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с их психофизиологическими особенностями. Знание достоинств и недостатков своей личности, первичные профессиональные пробы способствуют успешному выбору профессии.

Профессиональная проба –это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Пробы осуществляются в два этапа: подготовительный (знакомство с профессией, изучение своих способностей и интересов, и обучение профессиональным умениям) и практическая часть (использование профессиональных умений в ходе реализации проекта). Таким образом, профессиональные пробы способствуют максимально соотнести свои способности, возможности и потребности с особенностями профессиональной деятельности.

В МОУ «С(К)ОШИ №4» учатся дети с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Перед образовательной организацией стоит задача выбрать эффективные формы профориентации для реализации образовательной программы для учащихся с ОВЗ ЗПР.

Для детей ЗПР характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недоразвитием психических функций и речи.

Научное общество учащихся МОУ «С(К)ОШИ №4» с 2013-2014 учебного года активно вовлекает обучающихся в проектную деятельность, которая является эффективным методом профориентации детей с ОВЗ. Использование метода проектов помогают получить первичные знания в области профориентации, способствует развитию сотрудничества в процессе деятельности, самостоятельности учащихся, формированию метапредметных УУД.

Личностные · ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; · понимать свою роль в обществе; · проявлять толерантность.
Коммуникативные · планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих со своей собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · постановка вопросов - инициативное сотрудничество · умение договариваться, приходить к общему решению проблемы в совместной деятельности; · разрешение конфликтов · управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; · умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями · коммуникации.
Регулятивные · планировать действия в соответствии с поставленной задачей; · прогнозировать результат; · контролировать способ действия и его результат
Познавательные · постановка и решение проблемы · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Необходимым условием организации проектной деятельности в работе с детьми ОВЗ является создание ситуации успеха. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, он должен получить такое задание, с которым он успешно справится. Это поможет ему самоутвердиться, поднимет его авторитет в глазах одноклассников.

В основе проектного метода лежит его направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, ребёнка необходимо нацелить на решение проблемы, привлекая для этой цели знания из разных образовательных областей, а также развить способность прогнозировать и предвидеть результаты и возможные последствия разных вариантов решения, сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, формулировать выводы и умозаключения.

Работа над проектом с детьми ОВЗ реализуется по определенной структуре.

Название этапа Содержание Пояснения
1. Подготовка к работе над проектом Создание команды и распределение обязанностей; Определение темы проекта и срока его реализации; Определение места реализации проекта; Ответить как можно конкретнее на вопрос «кто мы?» по отношению к нашей проблеме.  
2. Постановка проблемы Описание актуальности темы проекта; Формулировка проблемы, решение которой планируется в ходе проекта. Проблема - это то, что есть, но быть не должно, или то, чего нет, но необходимо.
3. Формулировка проектной идеи, цели и задач проекта Постановка цели проекта и задач проекта. Цель проекта конкретная, ограниченная по месту и во времени, измеряемая и достижимая. Задачи проекта - шаги к достижению цели.
4. Логотип проекта Создание эскиза логотипа проекта. Логотип должен быть ассоциативно связан с деятельностью по проекту.
5. Календарный план реализации проекта Составление план-графика проекта. Процессная карта проекта: составить таблицу согласно задачам проекта; определить сроки и ответственных за подготовку и проведение мероприятий.
6. Оборудование и материалы для реализации проекта. Перечень необходимого оборудования и материалов.   Составление списка материалов с указанием их стоимости и количества.
7. Бюджет проекта Составление сметы расходов и доходов Смета расходов включает в себя стоимость работ, материалов, оборудования, транспортные расходы, оплата интернета и сотовой связи. Смета доходов включает в себя спонсорские средства.
8. Оценка результатов проекта Описать ожидаемые результаты и итоги проекта. Результаты должны подтверждать достижение цели
9. Перспективы развития проекта Описать возможные направления развития проекта в случае его успешной реализации Планы на будущее
10. Оформление и защита проекта Создание текстового документа с описанием этапов и результатов реализации проекта. Подготовка презентации для публичной защиты проекта Оформление согласно положениям конкурсных мероприятий и техническим требованиям.

 

На подготовительном этапе работы над проектом в ходе распределения обязанностей участников проекта по способностям и интересам, мы определяем перечень необходимых профессий. Школьники знакомятся с профессией, ее особенностями по алгоритму: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые действия, личностные качества.

Результаты своей работы представляют участникам проекта в виде электронной презентации, фотовыставки, буклета, коллажа или доклада (Приложение №1).

Знакомство с миром профессий, с особенностями профессиональной деятельности помогает более точно определить эффективность роли участника в реализуемом проекте, оценить свои способности, интересы с данной профессией и пройти первоначальные профессиональные пробы. На этапе реализации проекта согласно календарному план-графику проходят профпробы школьников согласно своим обязанностям.

 

Цель и задачи Профессии Форма профориентации Профпробы
Творческий проект «Вода- наш друг»
Цель: создать экологический видеофильм Задачи: 1. Познакомиться с профессиями театра и кино. 2.Подобрать сценарий и распределить роли. З. Создание и оформление декораций. 4.Видеосъемка, обработка и монтаж видео. 5.Размещение видеоролика в сети Интернет и на сайте школы. Актер Декоратор Режиссер Видеомонтажёр Презентация профессий театра и кино. Беседы-консультации с работниками театра (режиссер, актер).   Исполнение актерской роли Изготовление декораций и костюмов (сотрудничество с оформителями и учителями технологии). Редактирование сценария под актера.  
Социальный проект «Жить с улыбкой»
Цель проекта: провести в МОУ С(К)ОШИ №4 мероприятия, которые помогут ребятам научиться дружить. Задачи: 1. Поиск и сбор информации. 2. Изучение и обработка данных. 3. Разработать ипровести мероприятия, направленных на привлечение детей к проблеме проекта. 4. Оформить исследовательскую часть проекта. Журналист Фоторепортер Аниматор Художник-оформитель Мастер-класс актера городского театра Мастер-класс художника-оформителя   Проведение мероприятий: веселые зарядки, сделай закладку и блокнотик в классах начальной школы.
Семейный проект «Шахматное королевство»
Цель проекта: создать лэпбук, который поможет узнать больше о шахматах. Задачи проекта: 1. Поиск и сбор информации. 2. Изучение и обработка данных материалов. 3. Изготовление лэпбука. 4. Оформление проекта. 5. Выступление на городском конкурсе семейных проектов «Вместе». Шахматист Бухгалтер Дизайнер Презентация «Бухгалтер» Беседа «Профессия моей мамы» Расчет бюджета проекта Шахматный турнир Разработка макета и дизайна лэпбука

В ходе работы над проектами участники приобретают не только новые знания о мире профессий, но и развивают личностные и профессиональные качества. Результатом работы является участие в конкурсах, фестивалях и конференциях, которые способствует развитию у всех участников проекта навыков публичного выступления, что очень важно в любой профессиональной деятельности.

В период с 2017-2019 учебные года, ребята принимали участия в различных конкурсах.

На городском марафоне социальных проектов «Открытое пространство», организованном ресурсным центром г. Магнитогорска по проектной и исследовательской деятельности, школьники не только представляли свой проект, но и учились его создавать, получали базовые знания работы над проектом.

На городском фестивале социальных проектов проект «Жить с улыбкой», направленный на улучшение психологического климата в классном коллективе, стал победителем и позволил ребятам попробовать себя в профессии аниматора, журналиста, фоторепортера.

Выступление на межучрежденческой конференции учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся с ОВЗ «Через тернии к звездам» проект «Жить с улыбкой» занял второе место.

Проект «Вода- наш друг» стал победителем регионального экологического конкурса Российского движения школьников «Эко-театр». Ребята проводили профессиональные пробы в таких профессиях как актер, декоратор, режиссёр, видеомонтажёр и т.д.

Одним из положительных моментов проектной деятельности является то, что удаётся заинтересовать и вовлечь родителей в процесс его реализации, помочь стать им активными участниками образовательной деятельности. Совместная деятельность членов семьи в ходе работы над семейным проектом «Шахматное королевство» также способствовало профориентации школьника. Знакомство ребенка с профессиями шахматист, бухгалтер, дизайнер, позволило ему не только расширить представления о профессиях, но и лучше узнать о профессиях своих родителей (профессия мамы бухгалтер помогала сделать расчет бюджета проекта).

Результатом совместной работы над семейным проектом является успешное участия в открытом конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Открытие- 2018» и городском конкурсе семейных проектов «Вместе».

Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом первичной профориентации детей с ОВЗ. Профориентация знакомит с многообразием мира профессий, содержанием труда и приобщает школьников к труду в процессе совершения профессиональных проб.

Список литературы:

1. О.А. Алёнкина. Классные часы по профориентации школьников. М. Планета.

2. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. М. Просвещение 2008 г.

3. Я реализую свой проект! Н.Коняхина, Т. Шинина, О.Речкалова, А.Гусева, Д.Сергеев, О.Ляшенко. Из-во «Деловая молодежь ЯМАЛА», 2015 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: