Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки школьника к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда. Выбор профессии сложный процесс, особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.
Цель профориентационной работы с детьми ОВЗ- знакомство с многообразием мира профессий, содержанием труда и приобщение школьников к труду в процессе совершения профессиональных проб.
Задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей.
Формы и методы профориентационной работы с детьми ОВЗ:
· профессионально – ориентационные беседы;
· экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
· встречи со специалистами;
· участие в «днях открытых дверей»;
· участие в конкурсах;
· проекты.
Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с их психофизиологическими особенностями. Знание достоинств и недостатков своей личности, первичные профессиональные пробы способствуют успешному выбору профессии.
Профессиональная проба –это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Пробы осуществляются в два этапа: подготовительный (знакомство с профессией, изучение своих способностей и интересов, и обучение профессиональным умениям) и практическая часть (использование профессиональных умений в ходе реализации проекта). Таким образом, профессиональные пробы способствуют максимально соотнести свои способности, возможности и потребности с особенностями профессиональной деятельности.
В МОУ «С(К)ОШИ №4» учатся дети с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. Перед образовательной организацией стоит задача выбрать эффективные формы профориентации для реализации образовательной программы для учащихся с ОВЗ ЗПР.
Для детей ЗПР характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недоразвитием психических функций и речи.
Научное общество учащихся МОУ «С(К)ОШИ №4» с 2013-2014 учебного года активно вовлекает обучающихся в проектную деятельность, которая является эффективным методом профориентации детей с ОВЗ. Использование метода проектов помогают получить первичные знания в области профориентации, способствует развитию сотрудничества в процессе деятельности, самостоятельности учащихся, формированию метапредметных УУД.
Личностные | · ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; · понимать свою роль в обществе; · проявлять толерантность. |
Коммуникативные | · планирование сотрудничества со взрослыми и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих со своей собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · постановка вопросов - инициативное сотрудничество · умение договариваться, приходить к общему решению проблемы в совместной деятельности; · разрешение конфликтов · управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; · умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями · коммуникации. |
Регулятивные | · планировать действия в соответствии с поставленной задачей; · прогнозировать результат; · контролировать способ действия и его результат |
Познавательные | · постановка и решение проблемы · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Необходимым условием организации проектной деятельности в работе с детьми ОВЗ является создание ситуации успеха. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, он должен получить такое задание, с которым он успешно справится. Это поможет ему самоутвердиться, поднимет его авторитет в глазах одноклассников.
В основе проектного метода лежит его направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, ребёнка необходимо нацелить на решение проблемы, привлекая для этой цели знания из разных образовательных областей, а также развить способность прогнозировать и предвидеть результаты и возможные последствия разных вариантов решения, сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, формулировать выводы и умозаключения.
Работа над проектом с детьми ОВЗ реализуется по определенной структуре.
№ | Название этапа | Содержание | Пояснения |
1. | Подготовка к работе над проектом | Создание команды и распределение обязанностей; Определение темы проекта и срока его реализации; Определение места реализации проекта; | Ответить как можно конкретнее на вопрос «кто мы?» по отношению к нашей проблеме. |
2. | Постановка проблемы | Описание актуальности темы проекта; Формулировка проблемы, решение которой планируется в ходе проекта. | Проблема - это то, что есть, но быть не должно, или то, чего нет, но необходимо. |
3. | Формулировка проектной идеи, цели и задач проекта | Постановка цели проекта и задач проекта. | Цель проекта конкретная, ограниченная по месту и во времени, измеряемая и достижимая. Задачи проекта - шаги к достижению цели. |
4. | Логотип проекта | Создание эскиза логотипа проекта. | Логотип должен быть ассоциативно связан с деятельностью по проекту. |
5. | Календарный план реализации проекта | Составление план-графика проекта. | Процессная карта проекта: составить таблицу согласно задачам проекта; определить сроки и ответственных за подготовку и проведение мероприятий. |
6. | Оборудование и материалы для реализации проекта. | Перечень необходимого оборудования и материалов. | Составление списка материалов с указанием их стоимости и количества. |
7. | Бюджет проекта | Составление сметы расходов и доходов | Смета расходов включает в себя стоимость работ, материалов, оборудования, транспортные расходы, оплата интернета и сотовой связи. Смета доходов включает в себя спонсорские средства. |
8. | Оценка результатов проекта | Описать ожидаемые результаты и итоги проекта. | Результаты должны подтверждать достижение цели |
9. | Перспективы развития проекта | Описать возможные направления развития проекта в случае его успешной реализации | Планы на будущее |
10. | Оформление и защита проекта | Создание текстового документа с описанием этапов и результатов реализации проекта. Подготовка презентации для публичной защиты проекта | Оформление согласно положениям конкурсных мероприятий и техническим требованиям. |
На подготовительном этапе работы над проектом в ходе распределения обязанностей участников проекта по способностям и интересам, мы определяем перечень необходимых профессий. Школьники знакомятся с профессией, ее особенностями по алгоритму: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия труда, трудовые действия, личностные качества.
Результаты своей работы представляют участникам проекта в виде электронной презентации, фотовыставки, буклета, коллажа или доклада (Приложение №1).
Знакомство с миром профессий, с особенностями профессиональной деятельности помогает более точно определить эффективность роли участника в реализуемом проекте, оценить свои способности, интересы с данной профессией и пройти первоначальные профессиональные пробы. На этапе реализации проекта согласно календарному план-графику проходят профпробы школьников согласно своим обязанностям.
Цель и задачи | Профессии | Форма профориентации | Профпробы |
Творческий проект «Вода- наш друг» | |||
Цель: создать экологический видеофильм Задачи: 1. Познакомиться с профессиями театра и кино. 2.Подобрать сценарий и распределить роли. З. Создание и оформление декораций. 4.Видеосъемка, обработка и монтаж видео. 5.Размещение видеоролика в сети Интернет и на сайте школы. | Актер Декоратор Режиссер Видеомонтажёр | Презентация профессий театра и кино. Беседы-консультации с работниками театра (режиссер, актер). | Исполнение актерской роли Изготовление декораций и костюмов (сотрудничество с оформителями и учителями технологии). Редактирование сценария под актера. |
Социальный проект «Жить с улыбкой» | |||
Цель проекта: провести в МОУ С(К)ОШИ №4 мероприятия, которые помогут ребятам научиться дружить. Задачи: 1. Поиск и сбор информации. 2. Изучение и обработка данных. 3. Разработать ипровести мероприятия, направленных на привлечение детей к проблеме проекта. 4. Оформить исследовательскую часть проекта. | Журналист Фоторепортер Аниматор Художник-оформитель | Мастер-класс актера городского театра Мастер-класс художника-оформителя | Проведение мероприятий: веселые зарядки, сделай закладку и блокнотик в классах начальной школы. |
Семейный проект «Шахматное королевство» | |||
Цель проекта: создать лэпбук, который поможет узнать больше о шахматах. Задачи проекта: 1. Поиск и сбор информации. 2. Изучение и обработка данных материалов. 3. Изготовление лэпбука. 4. Оформление проекта. 5. Выступление на городском конкурсе семейных проектов «Вместе». | Шахматист Бухгалтер Дизайнер | Презентация «Бухгалтер» Беседа «Профессия моей мамы» | Расчет бюджета проекта Шахматный турнир Разработка макета и дизайна лэпбука |
В ходе работы над проектами участники приобретают не только новые знания о мире профессий, но и развивают личностные и профессиональные качества. Результатом работы является участие в конкурсах, фестивалях и конференциях, которые способствует развитию у всех участников проекта навыков публичного выступления, что очень важно в любой профессиональной деятельности.
В период с 2017-2019 учебные года, ребята принимали участия в различных конкурсах.
На городском марафоне социальных проектов «Открытое пространство», организованном ресурсным центром г. Магнитогорска по проектной и исследовательской деятельности, школьники не только представляли свой проект, но и учились его создавать, получали базовые знания работы над проектом.
На городском фестивале социальных проектов проект «Жить с улыбкой», направленный на улучшение психологического климата в классном коллективе, стал победителем и позволил ребятам попробовать себя в профессии аниматора, журналиста, фоторепортера.
Выступление на межучрежденческой конференции учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся с ОВЗ «Через тернии к звездам» проект «Жить с улыбкой» занял второе место.
Проект «Вода- наш друг» стал победителем регионального экологического конкурса Российского движения школьников «Эко-театр». Ребята проводили профессиональные пробы в таких профессиях как актер, декоратор, режиссёр, видеомонтажёр и т.д.
Одним из положительных моментов проектной деятельности является то, что удаётся заинтересовать и вовлечь родителей в процесс его реализации, помочь стать им активными участниками образовательной деятельности. Совместная деятельность членов семьи в ходе работы над семейным проектом «Шахматное королевство» также способствовало профориентации школьника. Знакомство ребенка с профессиями шахматист, бухгалтер, дизайнер, позволило ему не только расширить представления о профессиях, но и лучше узнать о профессиях своих родителей (профессия мамы бухгалтер помогала сделать расчет бюджета проекта).
Результатом совместной работы над семейным проектом является успешное участия в открытом конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Открытие- 2018» и городском конкурсе семейных проектов «Вместе».
Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом первичной профориентации детей с ОВЗ. Профориентация знакомит с многообразием мира профессий, содержанием труда и приобщает школьников к труду в процессе совершения профессиональных проб.
Список литературы:
1. О.А. Алёнкина. Классные часы по профориентации школьников. М. Планета.
2. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. М. Просвещение 2008 г.
3. Я реализую свой проект! Н.Коняхина, Т. Шинина, О.Речкалова, А.Гусева, Д.Сергеев, О.Ляшенко. Из-во «Деловая молодежь ЯМАЛА», 2015 г.