Основные оперные формы.
Опера-сериа (ит. «серьезная опера»). Стиль итальянской оперы, сложившийся в Неаполе в конце 17 века. Сюжет такой оперы- мифологический или легендарно-сказочный. Опера-сериа была масштабна по размерам, несколько статична и даже монотонна. На первый план выдвигалось виртуозное исполнительское искусство певца, эмоции и переживания героев получили претворение в виртуозных ариях, где певец на свой вкус мог ввести «украшения» в мелодию. Драматической идее и сюжету почти не отводилось внимания, поэтому со временем такие оперы превратились в «Концерты в костюмах».
Опера-буффа (ит. «комическая опера»). В противовес условности оперы –сериа, опера-буффа-живое активное искусство, прочно связанное с традициями народного творчества. Для этого жанра характерны небольшие масштабы, сюжеты из бытовой современной жизни, небольшое количество действующих лиц, подвижность действия, веселая буффонада. Ее истоки-в комедийных операх, комические интермедии между актами опере-сериа. Родоначальником оперы-буффа принято считать Джованни Перголези с его прославленной оперой «Служанка-госпожа».
Фрагмент оперы «Служанка-госпожа» Дуэт Уберто и Серпины.
Опера-семисериа (ит. «полусерьезная опера). Жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой –буффа. Характерные черты оперы-семисериа - проникновение комического элемента в серьезную оперу и наоборот. Среди известных опер - «Дон-Жуан» В.А. Моцарта, которую композитор обозначил как «веселая драма».
Структура оперы
Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).
Опера делится на самостоятельные части-действияили акты. Каждое действие представляет собой более или менее законченный отрывок оперы, в котором описывается одно или несколько связанных между собою событий. Следующее действие переносит слушателей обычно в другую обстановку. Действия (акты) делятся на отдельные самостоятельные большие части-картины, между которыми опускается занавес и меняются декорации, но больших перерывов нет. Внутри действий и картин различаются сцены-более короткие эпизоды, сменяющие друг друга вместе с изменением сценической ситуации и состава действующих лиц, находящихся на сцене.
Формы оркестровой оперной музыки.
Увертюра - оркестровое вступление к опере, настраивает, подготавливает слушателя на определенный лад, вводит в круг настроений оперы.
Музыкальный фрагмент. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
Нередко композиторы предпосылают операм вместо большой увертюры сравнительно небольшие симфонические вступления, или интродукции. Такие вступления являются чаще всего музыкальным введением в 1 действие.
Кроме увертюры или вступления, оркестру поручается исполнение самостоятельных музыкальных отрывков между действиями или картинами. Такие отрывки называются музыкальными антрактами.
Формы вокальной оперной музыки.
Наиболее известной и популярной формой музыки является ария. Ария-речь одного из действующих лиц, в ней раскрывается душевное состояние героя, его отношение к происходящим на сцене событиям, а также это важнейшее средство для создания индивидуального образа, характера героя. По форме ария представляет собой самостоятельный отрывок из оперы, довольно крупную и развитую по форме музыкальную пьесу, которой часто предшествует вступительный речитатив.
Музыкальный фрагмент. Г. Перселл. Опера «Дидона и Эней». Ария Дидоны из 3 действия.
Небольшая ария сжатой и менее сложной формы носит название ариозо. В отличие от арии не имеет четко обозначенного начала и также естественно переходит в следующую музыкальную сцену.
Каватиной называют арию, несложную по музыкальному содержанию, лирическую по характеру, обычно песенного склада.
Сольными вокальными номерами в операх являются также песня, романс, ариетта, канцонетта, серенада, баркарола, баллада и др.
Ансамблевые номера - самостоятельные музыкальные отрывки, в которых участвует несколько действующих лиц. В зависимости от количества исполнителей, ансамбли делятся на дуэты, терцеты, квартеты, квинтеты… Ансамбль может передавать общность мыслей, настроений, переживаний действующих лиц.
Речитатив. Различные функции в опере имеет речитатив – музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно – в диалогах.
музыкальный фрагмент. Дж. Россини. Севильский цирюльник. Речитатив Фигаро.
Хор - музыкальный номер в опере, предназначенный для хорового исполнения.
Певческие голоса
В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое сопрано – голос большой яркости и красоты.
Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).
Учащимся предлагается определить голоса на материале музыкальных примеров:
В.А. Моцарт. Волшебная флейта. Ария Царицы Ночи.
Римский –Корсаков. Садко. Песня Варяжского гостя.
В.А. Моцарт. Свадьба Фигаро. Ария Фигаро.
П. И. Чайковский. Ария Ленского.
Ж.Бизе. Кармен. Хабанера.
Оперные театры