А) в корреляции признаков детей и их биологических родителей,
б) в сходстве абсолютных показателей признаков детей и их биологических родителей,
в) в различиях признаков детей и их родителей.
5. Темперамент в учении В.Вундта описывался по признакам:
а) силы и слабости,
б) силы и стабильности,
в) деятельности и эмоциональности.
6.Теоретические типологии, в отличие от эмпирических:
а) создаются без опоры на клинические данные;
б) удовлетворяют требованиям научной классификации;
в) основаны на применении факторного анализа.
7. Черта это:
а) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях;
б) особенность, отличающая данного человека от других представителей психотипа;
в) особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.
8.Черты выделяются следующими способами:
а) посредством сопоставления данных «продольных» и «поперечных» срезов; б) использованием L-, Q- и Т-данных;
в) семантически, посредством факторного анализа и концептуализации.
9. Людей, находящихся в своем развитии на самом высоком уровне развития, А.Ф.Лазурский называл:
а) приспособившиеся;
б) приспособляющиеся;
в) недоприспособившиеся
10.Индивидуальные различия, наблюдаемые в процессе развития, могут проявляться:
а) в изменении абсолютных величин психологических характеристик;
б) в изменении с возрастом дисперсий психологических характеристик;
в) в изменении от возраста к возрасту взаимосвязей между переменными;
Г) в различных траекториях развития
Тестовые вопросы и задания для самопроверки к главе 2
1. Наиболее популярной является теория черт личности, предложенная:
а) Дж.Гилфордом, б) Р.Кеттеллом, в) Б.Ананьевым
2. Согласно концепции интеллекта Спирмена, фактор общего интеллекта G связан с тремя особенностями сознании:
а) способностью усваивать информацию;
б) особенностью рефлексии;
в) способностью понимать взаимодействие между объектами;
г) способностью переносить опыт на новые ситуации;
д) особенностью интроспекции
3. Одним и показателей уровня психологической дифференцированности (или уровня развития), по мнению Г.Виткина и его коллег, является когнитивный стиль, называемый:
а) «рефлексивность- импульсивность»;
б) «полезависимость-поленезависимость »;
в) «высокая - низкая толерантность к нереалистическому опыту».
4. Каждый из факторов модели интеллекта Дж.Гилфорда может быть охарактеризован с точки зрения:
а) знаний, умений, навыков;
б) задатков и способностей;
в) операций, содержания и результатов.
5. Когнитивный стиль – это:
а) индивидуальный способ переработки информации,
б) совокупность особенностей самосознания человека;
в) предпочтение решать интеллектуальные задачи в области гуманитарных или точных знаний.
6. Стилевые особенности человека проявляются:
а) только в области познавательных процессов;
б) только в деятельности и общении;
в) в способе взаимодействия субъекта с реальностью на всех уровнях его бытия.
7.. Психологические защиты – это:
а) индивидуальные способы выражения агрессивности;
б) адаптивные способы переживания мира, обеспечивающие контроль над аффектом и сохранение самоуважения;
в) невротические реакции на внутренние конфликты
8. Психологическое преодоление – это:
а) поведение человека в условиях стресса;
б) тенденция развития Я-концепции, выражающая собой личностный рост человека;
в) индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в зависимости от её значимости и психологических ресурсов.
9. Индивидуальный стиль деятельности – это:
а) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам;
б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека;
в) индивидуальный профессиональный выбор человека.
10. Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах:
а) А.Адлера, б) Г.Оллпорта, в) В.Мерлина.
Тестовые вопросы и задания для самопроверки к главе 3
1. Гетерохронность психического развития есть:
а) результат включения предшествующей стадии развития в последующую; б) неравномерность развития различных психических функций и свойств;
в) асинхронность фаз развития отдельных функций.
2. Способствуют психическому развитию ребенка следующие средовые факторы:
а) родительский контроль;
б) высокие требования воспитателей и родителей;
в) эмоциональная теплота и принятие;
г) предоставление ребенку свободы действовать и ошибаться.
3. В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом:
а) большей фемининностью;
б) большей маскулинностью;