Тема: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




  1. Личность и культура.
  2. Психология общения и культура.
  3. Психология этнической миграции и аккультурация.

 

1.

Выявлением взаимосвязей между личностью и культурой занимались психологические антропологи принадлежащие к научной школе «Культура и личность». Исследование М. Мид и ее коллег, психоаналитиков и антропологов стимулировали поиск новых путей в изучении взаимосвязи культуры и личности, приведшей к возникновению понятий «базовая личность» и «модальная личность». Согласно данному подходу у каждого народа существует своя базовая структура личности. Она передается из поколения в поколение по средствам социализации. Позже понятие «базовая структура личности» было дополнено эмпирическим понятием «модальной личности». Она имеет два преимущества для понимания отношений между культурой и личностью:

1-ое: все члены общества не могут иметь одну и ту же структуру личности;

2-ое: в исследованиях модальной личности данные наблюдений, биографические данные и результаты тестов собираются независимо, публикуются, что значимо повышает достоверность выводов и статистического анализа.

Несомненной заслугой школы был поворот от субъективных этнографических описаний к психологическим исследованиям в этой области. Считается, что традиция житейского и литературного описания национального характера исходят еще к античности. Изучение национального характера в США началось в связи со второй мировой войной. После вступления США в войну некоторые антропологи переехали в Вашингтон, чтобы принять участие в исследовании национального характера.

Стержнем характера взрослого японца, американские антропологи сочли долг или обязанность. Немецкий национальный характер изучал талантливый ученик З.Фрейда – Э.Фромм. Появление нацистского движения в Германии, он попытался объяснить тем, что в Германии преобладает авторитарный тип личности. Личность такого типа обязательна и услужлива по отношению к выше стоящим, но ведет себя в повелительной и презрительной манере по отношению к выше стоящим. В центре некоторых исследований стояла личность Гитлера. В работах Лангера упор делался на личную жизнь Фюрера, на его стиль лидерства. Его личность также изучал Э.Эриксон.

Русский национальный характер занял свое место в фокусе исследований зарубежных антропологов сразу после второй мировой войны. Британский антрополог Г.Горер выдвинул свою пеленочную гипотезу. М. Мид ее развила и популяризовала, а Э.Эриксон адаптировал в своих работах.

В последнее время приобрела популярность книга Касьяновой «О русском национальном характере», в которой приводятся исследования американских и русских выборок.

Особое внимание уделяется анализу социальных архетипов, которые бессознательно определяют мотивы поведения в типичной для нашей культуры социальной ситуации. В типологической модели Братуся приводятся описательные характеристики психологических типов личности в русской, советской и западно-европейской культурах, а также тип перестроечной личности. Братусь предложил 4 основных уровня в структуре личности:

  1. эгоцентрический
  2. группоцентрический
  3. просоциальный
  4. духовный

Русскую культуру он характеризует как среду формирования духовного уровня личности. Советскую культуру, как среду группоцентрического уровня, западно-европейскую как формирующую личность просоциального типа, типу перестроичной личности свойственно переходное потребностно-мотивационное состояние, есть желание, но нет предмета ему отвечающего. Самым важным в данных исследованиях является то, что культура анализируется исследователями, которая находится внутри ее, т.е. знают и понимают эту культуру.

2.

В процессе роста и развития, прежде чем ребенок идет в школу и даже прежде чем он начинает овладевать языком, он начинает усваивать культуру, к которой принадлежит. Он усваиваете в ритмах и течениях времени, в способах невербального общения с близкими и незнакомыми людьми, в стилях мышления, и особенностях отношения к природе, домашней среде, к самому себе и другим людям.

Основное положение лежащее в моделях Триандиса заключается в том, что культура влияет на процессы общения не прямо, а косвенно, через факторы и ситуации общения, которые и обуславливают общение. Факторами ситуации межкультурного взаимоотношения считаются нормы, правила и роли. Исследователи выделяют универсальные правила:

o Следует уважать частные права другого человека;

o Следует смотреть в глаза собеседнику во время разговора;

o Не следует обсуждать с другими то, что было сказано конфиденциально;

o Не следует проявлять сексуальную активность с другим человеком;

o Не следует публично критиковать другого человека;

o Следует возвращать долги, услуги как бы малы они не были.

В процессе вербальной социализации усиливаются нормы и правила взаимодействия моделей этнических картин мира, ценностей и представлений, на основе которых и формируется культура и полоролевая идентичность ребенка. В кросс-культурной психологии выделяют четыре измерения стилей вербальной коммуникации:

1. прямой и не прямой стили;

2. искусный (вычурный) краткий (сжатый);

3. личностный и ситуационный;

4. инструментальный и аффективный стили.

Прямой вербальный стиль – для речевых сообщений, которые выражают истинное намерение говорящего в виде желаний, потребностей и ожиданий в процессе общения.

Непрямой стиль свойствен речевым сообщениям, которые изменяют или скрывают истинные потребности говорящего в ситуации общения.

Большинство исследователей считают, что непрямой стиль общения – это ведущий стиль коммуникации в коллективистических культурах, а прямой стиль в индивидуалистических культурах.

Искусный (вычурный) стиль – это использование богатого эксперессивного языка в общении.

Сжатый стиль означает употребление локанических сдержанных высказываний, пауз и молчаний в повседневной коммуникации. Использование вычурного стиля характерно для многих ближневосточных культур. Краткий стиль свойствен многим азиатским культурам и некоторым культурам американских индейцев.

Личностно-вербальный стиль ставит в центре общения индивида, а ситуационный его роль.

Инструментальный стиль вербальной коммуникации ориентирован на говорящего, и цель коммуникации, а аффективный на слушающего и сам процесс коммуникации. Инструментальный стиль характерен для большинства азиатских, латиноамериканских стран.

Все варианты вербальных коммуникаций присутствуют практически во всех культурах. Каждая культура придает свое значение и приписывает свою нормативную ценность различным способам взаимодействия.

Еще до усвоения родного языка ребенок учится понимать невербальный контекст общения, который помогает кодировать и декодировать речевые сообщения. Язык невербальных сообщений может безошибочно интерпретироваться человеком, воспитанным в данной культуре и помогает правильно понять смысл вербального сообщения и вообще контекст отношений.

Проксемика – это отделение личной территории, включающее персонализацию места объекта и самого процесса общения, которые становятся собственностью человека и группы лиц.

Согласно теории проксемики Холла, использование межличностной дистанции помогает индивидам регулировать степень близости, держа под контролем проявление чувств и эмоций.

Высокая потребность в тесном личном контакте и близости, проявлении чувств характерны для латиноамериканских культур, стран южной и восточной Европы, арабских культур. Низкая потребность отличает культуры стран Дальнего Востока (Япония, Корея), центральной и юго-восточной Азии, северной Европы и США.

Женщины во всех культурах располагаются ближе друг к другу чем мужчины.

В разных культурах придается разный смысл и значение тактильному взаимодействию. Выделяют пять основных функций невербального общения:

1. выражение межличностных отношений;

2. выражение чувств и эмоций;

3. управление процессом вербального общения;

4. обмен ритуалами;

5. регуляция самопредьявлений.

Главная цель невербального общения, связывающая, все пять функций, это достижение межличностной синхронности. Межличностная синхронность, означает согласованность ритмических движений между двумя людьми, на вербальном и невербальном уровнях. Каждая деталь человеческого поведения включена в единый ритмический процесс. Установлено, что межличностная синхронность достигается в том случае, когда невербальное общение между двумя индивидами нацелено на широту, уникальность, продуктивность, уступчивость, спонтанность и когда имеет место открытый и спокойный обмен мнениями.

Межличностная несогласованность возникает тогда, когда невербальное общение становится затрудненным, стилизованным, появляется ригидность, скованность, неловкость, нерешительность, формальность и опасность открытого осуждения или оскорбления.

Межличностная синхронность отражает растущую симпатию, взаимное внимание, крепнущую связь, и межличностное несогласие – растущую антипатию, отвержение и безразличие.

3.

Под этническими миграциями понимаются случаи массовых перемещений когда представители того или другого этноса добровольно или вынужденно покидают территорию формирования этноса и переселяются в иное географическое или культурное пространство. Психологические проблемы этнических миграций наиболее ярко раскрываются в следующих этапах миграционного процесса:

первое: причины и мотивы миграции и эмиграции;

второе: адаптация мигрантов к иной этнокультурной среде (наиболее изучена);

третье: адаптация мигрантов к иной природной, географической среде;

четвертое: трансформация этнической идентичности у различных поколений мигрантов.

Исследования адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде привело к возникновению понятия «культурный шок». Это явление изучалось на стыке кросс-культурной психологии и психиатрии. Культурный шок – это шок от нового. Гипотеза культурного шока основана на том, что опыт новой культуры является неприяным или шоковым, потому что он неожидан и может привести к негативной оценке собственной культуры. В работах посвященных исследованию культурного шока возникло предположение, что один из наиболее существенных факторов влияющих на адаптацию к иной культурной среде, являются культурные различия между культурой страны выхода и культурой страны поселения мигрантов.

Последнее время многие исследователи отдают преимущество теории тренингов социальных навыков, которые рассматривают перемещение в иную культуру, как ситуацию в которой прежние навыки социального взаимодействия бессильны. Многие исследователи указывают на связь между адаптацией к культуре и личностным ростом. Аккультурация – этот феномен появился тогда, когда группы индивидов из разных культур вступают в непосредственный и продолжительный контакт, последствием которого является изменение элементов оригинальной культуры одной или обеих групп.

Выделяют 4 основных стратегии аккультурации:

  1. ассимиляция;
  2. сепарация;
  3. маргенализация;
  4. интеграция.

Ассимиляция это вариант аккультурации, при котором эмигрант полностью идентифицируется с новой культурой и отрицает культурные этнические меньшинства, к которым принадлежал.

Сепарация означает, что представители этнического меньшинства отрицают культуру большинства и сохраняют свои этнические особенности.

Маргенализация означает, что мигрант не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства.

Интеграция характеризуется идентификацией как со старой, так и с новой культурами.

Конечный результат аккультурации это достигнутая долговременная адаптация, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования среды.

Основным результатам массовых этнических миграций, становятся межэтнические контакты на групповом уровне, когда этнические мигранты вступают в более-менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры. Последствием межэтнических контактов на групповом уровне могут быть 4 категории:

  1. геноцид;
  2. ассемиляция;
  3. сегрегация;
  4. интеграция.

Геноцид это ситуация, когда одна этническая или культурная группа обычно численно доминирующая или превосходящая техническими ресурсами уничтожает членов другой этнической группы с которой она вступает в контакт. В психологическом плане геноцид это выражение предельной нетерпимости к иному образу жизни, к другой картине мира, вплоть до физического уничтожения его носителей.

Ассемиляция, термин используется для описания поглощения одной культурой. Это происходит когда этнокультурная группа добровольно или вынужденно адаптируется к обычаям, ценностям доминирующей культуры.

Сегрегация, это пример изолированного независимого существования этнических культур. На межгосударственном уровне это означает стремление группы к изоляции друг от друга.

Интеграция, это такой процесс совместимости, когда разные группы сохраняют свои культурные индивидуальности, хотя в тоже время объединяются в единое общество на равно значимом для них основании.

 

Тема: ВОПРОСЫЭТНОПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 

1. Реализация идей в народной психологии и педагогике в учебном процессе общеобразовательной школы.

2. Учет этнопсихологических особенностей студента в учебно-воспитательной деятельности вуза.

3. Национально-психологическая детерминация воспитательной работы в коллективе.

 

1.

Любой народ выступает субъектом формирования и развития подрастающего поколения, т.е. его социализации – вхождении в социальную среду.

Целостность знаний о национальной культуре является одним из критериев оценки сформированности этнического самосознания. Важнейшим началом образования и воспитания является принцип народности, согласно которому обучение и воспитание – вся система образования, строится с учетом идеалов, языка, культуры того или иного народа, его национальных особенностей. в связи с этим, одним из важнейших требований общества является необходимость сохранить и передать педагогических опыт, культуру народа из поколение в поколение. Для этого используются различные средства. Наиболее оптимальным способом социализации поколения является обучение и воспитание его по средствам народной педагогики. Ее основными характеристиками являются:

Ø Синкретичность, т.е. неразрывность опытного чувственного рационального знания;

Ø Системность, взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов;

Ø Эмпиричность, опытный характер, отражение законов мира в виде здравого смысла;

Ø Конкретность, обусловленность реальными условиями жизнедеятельности народа, каждого человека;

Ø Практичность, направленность на конкретный вид деятельности, на научение жить;

Ø Действенность, применение на практике результата;

Ø Нравственность, направленность на соблюдение норм морали, этикета, правил общения;

Ø Традиционность, наличие знаний передаваемых из поколение в поколение;

Ø Наглядность, выраженность знаний, умений в чувственно переживаемой непосредственной форме.

Основные функции народного образования определяются ее основными характеристиками. Образование на принципах народности выполняет следующие функции:

· Познавательную – обучить поколение накопленным народом знаниям, умениям, навыкам;

· Оценочную – научить его правильно выбирать в жизни добро, в отличие от зла;

· Воспитательную – целенаправленное формирование определенных черт человека – трудолюбие, уважение старших, гуманизма и т.д.;

· Морализаторскую – научение нравственным нормам общения и жизнедеятельности;

· Практическую – правильно действовать в определенных ситуациях.

Народное образование формируется под влиянием целостной системы объективных и субъективных факторов. Важнейшим фактором его формирования является эмпирический опыт жизнедеятельности народа в окружающем природном мире. Таким образом, природа выступает объектом изучения народа. Любой народ отражает законы функционирования и развития природы на эмпирическом уровне. Народная педагогика является одним из важнейших способов оптимизации образования и воспитания и создания целостной картины об этносе. Наиболее важным в этом направлении является:

· формирование национального самосознания, воспитание человека уважающего человека других национальностей, народов, их обычаи, особенности духовного мира;

· пробуждение и поддержка в ребенке стремления к знаниям;

· формирование личности уважающей обычаи, нравы, обряды, традиции, духовные и материальные ценности своего народа, обучение народным ремеслам.

Внедрение элементов народной педагогики, осуществляется как во время внеклассных мероприятий (экскурсий, викторин, игр и т.д.), так и в учебном процессе имеется достаточно большой опыт по использованию народных традиций на уроках рисования, музыки, физической культуры, родного языка, литературы, математики и т.д. Материалистическое миропонимание народа отразилось в таких жанрах фольклора, как пословицы, анекдоты, притчи, загадки, сказки и т.д. В основе этих жанров лежат художественно образные обобщения, практические вывода и наблюдения над явлениями природы.

2.

Успешное решение национальных проблем невозможно без знания национальной психологии народа. Эффективность познания психологии людей разной принадлежности зависит не только от рекомендаций и наблюдений, но и от реального стремления каждого человека правильно понять оппонента из другой национальной общности, уважать его национальное достоинство, привычки и традиции поведения и общения. Национально психологические особенности собирают в своем содержании этническую специфику протекания познавательных процессов, эмоциональных состояний человека, своеобразие взаимодействия, взаимоотношения и общения людей, различные свойства влияния, эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Это помогает находить, с одной стороны, у каждой национальной группы общие закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции и в последствии учитывать все это в общественной жизни, в каждом конкретном национальном коллективе. С другой стороны фиксация специфики проявления национально-психологических особенностей, позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогического воздействия педагогических работников, оценивать правильность тех или иных мероприятий воспитательного характера. Учебно-воспитательная деятельность в ВУЗе со студентами различных национальностей должна быть хорошо продуманна, спланирована, последовательна, на всех своих этапах. Основными элементами этой деятельности являются:

ü Изучение специфики студентов представителей различных этнических общностей;

ü Осмысление педагогам характера взаимоотношений морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе студентов;

ü Важное значение имеет деятельность педагога по сплочению коллектива студентов. Основное требование к ним в современных условиях – повернуться лицом к каждому конкретному человеку той или иной этнической общности;

ü Обязательным направлением деятельности, следует считать условия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе студентов. Конфликты на национальной почве всегда являются следствием неправильного отношения представителей одной нации к другой;

ü Важным элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения.

Важными социально-психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности, связанное с верой в лучшее будущее. Актуальное значение они имеют в процессе социальной адаптации к резкоменяющимся условиям жизнедеятельности. Эти характеристики самосознания и мировоззрения личности являются … в психологических реакциях молодежи на значимые события жизни и во многих случаях могут существенно влиять на процесс социальной регуляции поведения.

Одной из базовых характеристик личности к которой может обращен разум при урегулировании межнациональных отношений является самоуправление. Проведенные исследования этнопсихологических особенностей самоуправления в период становления личности в юношеском возрасте, основывалось на диагностике способности к самоуправлению, стиля самоуправления и эмоциональной устойчивости. Исследование студентов татар, показало, что статистически достоверных количественных различий между группами испытуемых выделенных по национальному признаку нет. Анализ связей между отдельными показателями самоуправления и эмоциональной устойчивости, позволил выявить проявление полового деморфизма, часть из которых может объясняться этнопсихологическими факторами. Было установлено, что девушки разных национальностей достоверно отличаются от юношей большей управляемостью, эмоциональная напряженность у них значительно выше, хуже сформирована система самоуправления.

В направлении этнопсихологических особенностей полового деморфизма было выявлено, что юноши татары отличаются от девушек татар более высоким показателем неуравновешенности, тогда как русские юноши от русских девушек по этому показателю не отличаются. У русских юношей и девушек национально-психологической особенностью являются различия показателей в звене коррекции, у девушек ниже этот показатель. В целом испытуемые русские и татары по количественным характеристикам не отличаются. Исследуемой способностью к психическому самоуправлению испытуемые обладают. Однако этнопсихологические отличия проявляются при рассмотрении полового деморфизма. Объясняется это прежде всего, нормами и ценностями ориентированными этнической культурой, которые взаимодействуют и преломляются через внутренний мир личности, обуславливают и регулируют поступки, предопределяют выбор поведения, стиль и образ жизни.

В современных условиях существует необходимость в разработке теоретических и практических основ учета этнопсихологических особенностей людей, как представителей конкретных общностей. Их создание позволило бы более разумно строить воспитательную и управляющую деятельность в разно национальных группах и коллективах.

3.

Педагог или руководитель, работая с группой людей, должен уметь учитывать не только индивидуально-личностные, но национально-психологические особенности. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя, предъявляют разные требования к моральным качествам, нуждаются в специфических способах психологического и воспитывающего воздействия. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога или руководителя. Невозможно переделать или отменить национально-психологические особенности людей, но можно и нужно изменить стратегию и тактику воспитательных воздействий, но усиление авторитарности психологического давления не всегда приводит к положительному результату. Педагогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый коллектив. Незнание национально-психологических особенностей участников коллектива ведет не только к снижению учебно-трудовой деятельности коллектива, но и появлению межнациональных трений, к взаимному отчуждению.

Познавательные умения воспитателя должны быть направлены на изучение особенностей национального самосознания, потребностно - мотивационной сферы, интересов и ценностных ориентаций, коммуникативно-поведенческой деятельности, этнических стереотипов. Педагог или руководитель должен предпринять необходимые усилия для сплочения многонационального коллектива, для укрепления дружбы, взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Обязательным направлением деятельности педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. В актив должны входить представители всех национальностей коллектива, необходимо формировать культуру национального общения, проявляя интерес, уважение к духовным ценностям и обычаям своего и другого народов, готовность прийти на помощь к каждому, независимо от национальной принадлежности.

В детских и подростковых коллективах необходимо учитывать, что представители разных национальностей, в соответствии со своими традициями по разному и не в одно время, подходят к этапу физической, моральной, духовной, психологической, половой и профессиональной зрелости. Основными составляющими профессионализма в межнациональных отношениях и взаимоотношениях с детьми и взрослыми людьми разных национальностей являются:

Ø Этносоциальная компетентность;

Ø Готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимоотношении с представителями разных этнических общностей;

Ø Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности;

Ø Культура межнационального общения.

Этносоциальная компетентность – эта такая степень знаний и умений, которая позволяет правильно оценивать педагогу и руководителю специфику и условия взаимодействия и общения с представителями конкретных этнических общностей правильно понимать своеобразие традиций, привычек другого народа, находить адекватные формы воздействия на представителя этого народа с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного воздействия.

Готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимоотношении с представителями разных этнических общностей – предполагает наличие эмоционально-волевой устойчивости, уравновешенности и тактичности, умение не таить напрасных обид и зла, в случае появления инцидентов и конфликтов.

Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности – каждый человек должен проявлять активность при адаптации к взаимоотношениям в условиях иноязычной и инокультурной среды.

Культура межнационального общения – включает четыре системообразующих компонента:

1) знание теории и практики реальных национальных отношений и психологии национальной общности;

2) не предвзятость позиции при оценке других людей и их национально-психологических особенностей;

3) умение выбирать по отношению к представителям другого народа, такой способ обращения и поведения, который не расходясь с собственным представлением о морали, в тоже времени наилучшим образом отвечал бы индивидуальному, национальному своеобразию восприятия и оценки возникших ситуаций;

4) способность эмоционально участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур и народов.

Существует несколько способов подготовки людей к межкультурному взаимодействию. Используемые модели различаются тремя аспектами:

- по методу обучения;

- по содержанию обучения;

- по сфере в которой стремятся достичь основных результатов.

Цель этнического просвещения – приобретение знаний о культуре, истории этнической общности, о выдающихся деятелях и героях данного народа.

Цель этнического ориентирования – быстрое ознакомление с новым для человека окружением, основными нормами, ценностями, убеждениями инокультурной группы.

Инструктаж обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или акцентируется на отдельных аспектах приспособления к новому окружению.

Практическое обучение – ориентировано на непосредственное взаимодействие с членами других групп, призвано обеспечить тренинг.

Самыми традиционными методами подготовки к межкультурному взаимодействию является теоретическое изучение научных данных этнопсихологии, этносоциологии, этнопедагогики в межкультурной коммуникации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: