Русская инструментальная народная музыка — особая самостоятельная область народного музыкального творчества. Издавна, еще со времен Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Об этом говорят данные археологических раскопок, древнерусская литература и памятники изобразительного искусства: книжные миниатюры, иконы, фрески.
Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы.
Духовые инструменты можно разделить на три вида: свистящие (флейтовые), язычковые и амбушюрные — типа труб. Раньше всего возникли свистящие.
Окарины — простейшие духовые инструменты, издававшие только один звук (у многих первобытных народов это были просверленные раковины). При археологических раскопках в нашей стране находят глиняные окарины — свистульки в виде фигурок зверей и птиц. Позднее такие свистульки изготовлялись в качестве детских игрушек.
Многоствольная флейта — набор дудочек без пальцевых отверстий. Поскольку каждая дудка издавала только один звук, при исполнении инструмент быстро передвигали от одного угла рта к другому.
Комплекты дудочек разной длины существовали у многих древних народов. В научной литературе инструмент получил название флейты Пана на том основании, что в античном изобразительном искусстве Пан — бог лесов и покровитель стад — изображался с инструментом такого рода.
В виде редкой достопримечательности многоствольная флейта, сделанная из стеблей тростника или зонтичных трав, доныне существует в некоторых деревнях Курской и Брянской областей, о ней сохранилась память также в Калужской и Орловской областях.
|
Позднее возникли духовые инструменты с пальцевыми отверстиями. Прикрывая пальцем какое-либо из отверстий, исполнитель укорачивал звучащий в стволе столб воздуха и таким путем повышал высоту звука.
Дудка — простейший свистящий инструмент из стебля тростника или дерева, открытый с обеих сторон, с пятью-шестью пальцевыми отверстиями. Путем изменения напряжения напора воздуха («передувания») на дудке можно получить также звукоряд октавой выше.
Пыжатка или сиповка (на Украине — сопелка) отличается от простой дудки наличием в верхнем конце свисткового npиспособления («пыжа»), способствующего большей громкости и ясности звука.
В Смоленской области в Белоруссии известна «двойчатка»: две дудки держат под углом; звукоряд более высокой продолжает звукоряд первой. На этом инструменте извлекаются двузвучия.
Язычковые инструменты — жалейка, волынка.
Жалейка — инструмент кларнетного типа (но более резкого тембра) с одиночным бьющим язычком, представляет собой деревянную трубку от четырнадцати до двадцати сантиметров длиной с тростниковым пищиком в верхнем конце. Во многих местностях на нижнем конце укрепляется в качестве резонатора натуральный коровий рог (отсюда местное название жалейки — рожок», ведущее к путанице между двумя различными инструментами). Жалейка имеет три-шесть пальцевых отверстий, из нее можно извлечь полный диатонический звукоряд. На двойных жалейках возможны двузвучия.
Волынка (по-белорусски — «дуда», по-украински — «коза») - жалейка, вставленная в надутый мех из телячьей или козьей шкуры.
|
Наглухо зашитый кожаный мешок служил для нагнетания воздуха и тем самым способствовал непрерывности звучания (отсюда выражение «тянуть волынку»). Помимо основной трубки, на которой игралась мелодия, волынка имела еще одну-две трубки, исполнявшие тянущийся бурдон.
Волынка — один из древнейших инструментов, на котором исполнялись многоголосные наигрыши.
Пастушеские трубы без пальцевых отверстий относятся (как и рожки) к амбушюрным инструментам. Путем изменения количества вдуваемого воздуха на них воспроизводят тоны натурального обертонового ряда. Пастушеская труба имеет мощный звук, слышный на далеких расстояниях.
Рожок — прямая деревянная труба с небольшим раструбом на верхнем конце и маленьким мундштуком на другом. Имеет пять пальцевых отверстий в верхнем конце и одно — в нижнем. Благодаря этому на рожке извлекается полный диатонический звукоряд; путем передувания он расширяется до полутораоктавного.
В старину рожки делали из двух кусков дерева, которые выдалбливались посередине, затем складывались и туго обматывались берестой. Позднее рожки изготовлялись на токарных станках. Материалом служил можжевельник, но в XIX веке стали использовать и другие породы дерева; предпочтение отдавалось пальмовому.
Рожки были разной величины. Самый большой и низкий рожок — «бас» — достигал 0,8 метра.
Рожкам присуща мощность звука и удивительная красота тембра. Звучание высоких рожков — ясное, солнечно-светлое — напоминает отчасти кларнет в его среднем и верхнем регистрах. Низкие рожки с их сумрачной, затемненной звучностью напоминают фаготы.
|
На рожках играют в одиночку, по двое, по трое и довольно большими ансамблями — «хорами».
Струнные инструменты.
Разнообразные источники — иконографические и письменные — указывают на существование в Киевской Руси таких достаточно сложных по устройству инструментов, как многострунные гусли, смык и гудок. Им предшествовали более примитивные щипковые.
Раньше всего прозвучала тетива охотничьего лука. Пробуя, хорошо ли она натянута, древние охотники, естественно, вслушивались в ее напевное гудение. Постепенно жильная тетива лука стала струной, а самый лук превратился в музыкальный инструмент, прототип примитивной арфы или лиры.
Уложенный в ящик-резонатор музыкальный «лук» или примитивная арфа позднее превратились в национально своеобразный славянский инструмент — гусли.
О гуслях нередко упоминается в древнерусских письменных источниках, так же, как и в текстах былин и песен. Некоторые из былинных героев (Добрыня Никитич и Садко) представлены как замечательные мастера игры на гуслях. Многочисленные изображения гусель на иконах и книжных миниатюрах говорят о том, что форма инструмента была весьма разнообразной: овальной, треугольной, трапециевидной и крыловидной. Число струн первоначально было пять-семь, позднее дошло до тридцати; сведения о строе недостаточно определенны.
Танбуровидные — струнные щипковые с грифом и чаще всего овальным (иногда полукруглым) кузовом. К русским танбуровидным инструментам относятся балалайка, по струнам которой бряцали пальцами, и домра, на которой играли плектром (медиатором).
Естественный путь развития струнно-щипковых заключался в переходе от инструментов со струнами разной длины и разного натяжения (народная арфа, гусли) к простейшим двухструнным с грифом, на которых высота звука изменяется за счет укорачивания струны при нажиме на нее пальцем.
На простейших двухструнках мелодия исполнялась на верхней струне, в то время как нижняя (настроенная в кварту) бурдоиировала.
Домра впервые упоминается в письменных источниках ХV века. По-видимому, она появилась в Московской Руси в период татаро-монгольского нашествия. Об этом говорит ее сходство с современными щипковыми инструментами народов Средней Азии (домр, домбра, думбра).
Домра имела круглый или овальный корпус с двумя-тремя кишечными струнами, на которых играли специальным плектром, щепочкой или перышком. Из сохранившихся дворцовых описей Московской Руси видно, что домры делались различной величины;среди них была «домришка» (вероятно, дискантовая) и домра большая, «басистая».
По-видимому, домра была излюбленным инструментом русских скоморохов, об этом говорят некоторые песни и поговорки.
В связи с правительственными гонениями на скоморохов в XVII веке и выселением их на север домpa полностью исчезает из музыкального быта Руси. После публичного сожжения нескольких возов скоморошьих инструментов за Москвой-рекой, домра не возродилась.
Балалайка — инструмент удивительной судьбы — пользуется до
настоящего времени широчайшим распространением. Усовершенствованная в конце XIX века В. Андреевым, балалайка стала в наши дни профессиональным инструментом. Она применяется и как оркестрово-ансамблевый инструмент, и как сольный. Балалайка продолжает свою жизнь и в качестве массового народного инструмента наших дней.
Смычковые.
Гудок — трехструнный смычковый инструмент с овальным или усеченно-грушевидным корпусом (несколько больше скрипичного) и коротким лукообразным смычком. Подставка была плоская, благодаря чему все три струны звучали одновременна.
По данным археологических раскопок в Новгороде гудок существовал в древней Руси уже в XI веке.
Струны настраивались по квартам, возможно, что две нижние, как у балалайки, составляли унисон.
Еще в начале XIX века гудок был довольно распространенным инструментом, о нем наряду со скрипкой упоминается в песнях и сказках.
Скрипка. Крупнейшим центром скрипичного народного исполнительства была в недавнем прошлом Смоленщина. На Украине и в Белоруссии скрипка — любимейший народный инструмент.
В недавнем прошлом народная скрипка квинтового строя имела только три струны; позднее стала встречаться и четырехструнная скрипка; две ее нижние струны иногда настраиваются в кварту. Отличительной особенностью игры на народной скрипке является плечевой способ держания: на уровне груди или у левого плеча. Иногда народные музыканты ставят скрипку на колени вертикально (как прежде гудок).
Цимбалы и лира. В недавнем прошлом в русских юго-западных районах бытовали некоторые инструменты украинско-белорусского происхождения. Это струнно-ударный инструмент цимбалы и колесная лира (иначе — рыля), для звукоизвлечения которой характерно трение о струны обтянутого волосом колеса (приводившегося в движение рукояткой). На верхней струне, соединенной с небольшой клавиатурой, исполнялась мелодия, две нижние бурдонировали.
Ударные инструменты. Издавна в народном быту были известны бубны, барабаны, ложки, трещотки.
Бубны и барабаны — инструменты с натянутой кожей. В старину барабаны с натянутой кожей были в употреблении у скоморохов и поводырей медведей.
Плясовые песни нередко исполнялись в сопровождении деревянных ложек.
Ложки — род кастаньет. Изготовлялись они из хорошо резонирующего дерева. На длинную ручку навешивались иногда металлические погремушки.
Некоторые ударно-шумовые инструменты сопровождали обряды.
Трещотки представляют собой набор одинаковых дубовых дощечек продолговатой формы (свыше двадцати), нанизанных одним концом на ремешок. Между дощечками прокладывались короткие планочки. Умелые исполнители извлекали из этого нехитрого инструмента интересные ритмические эффекты.
К своеобразной фактуре и тембрам народных инструментальных пьес часто обращались русские композиторы. Характерные балалаечные наигрыши слышатся в I действии оперы «Ивана Сусанина» Глинки и в экспозиции «Увертюры на три русские темы Балакирева. В опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в coпpовождении песен Леля претворены наигрыши дудок и жалеек. Подлинный рожечный наигрыш звучит в конце «Сцены письма в опере «Евгений Онегин» Чайковского. В партитуру оперы «Cказание о невидимом граде Китеже» введена группа домр.
В конце XVIII и в XIX веке русский народный инструментарий обогащается двумя новыми инструментами: семиструнной гитарой и гармоникой. Большинству произведений на этих двух инструментах присуща аккордово-гармоническая фактура, существенно отличающая их от музыкальных пьес, исполняемых на старинных инструментах.
ГОРОДСКАЯ ПЕСНЯ
Русское народное песенное творчество XVIII и XIX веков — начало нового важного этапа развития музыкальной культуры нашего народа.
Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом четком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям ее стихосложения, близкого к литературному силлабо-тоническому). Равнослоговые строчки имеют отчетливые двухдольные или трехдольные (реже четырехдольные) ударения, образующие стихотворные стопы. Становится обязательной рифма, причем не только параллельная (нередкая в старинной песне), но и перекрестная, когда рифмовка производится через строчку:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии блистали,
И непрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Возникновение и развитие этих особенностей определяется существенными изменениями в общественно-бытовом укладе больших русских городов. С петровского времени в жизнь Москвы, Петербурга, других русских городов, помещичьих усадеб входят новые формы быта, сопровождаемые звучанием профессиональной музыки. Под звуки походных маршей в исполнении духовых оркестров двигались войска. На общественных балах и так называемых ассамблеях звучали новые, модные в те времена танцы — «минуветы» (менуэты), экосезы, контрдансы или кадрили, а с начала XIX века — еще и вальсы. Разнообразные музыкальные произведения — арии, танцы и марши исполнялись по ходу действия в театральных пьесах. Широкое распространение получили также оперные спектакли. А в последней четверти XVIII века на сцене первого публичного театра в Петербурге с успехом ставились первые русские музыкальные комедии, такие, как «Мельник — колдун, обманщик и сват»(1779), музыка, которой состояла из бытовых русских песен, обработанных скрипачом М. Соколовским.
Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последней четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, Е. Фомин, Д. Кашин.
Русская песня исполняется в городском быту этого времени в новой манере: не с подголосками, как это было ранее, а в хоровом гармоническом изложении (обычно на три голоса или с терцовой второй), а также с аккордовым сопровождением.
Кант — самый ранний вид городской бытовой песни гомофонно-гармонического склада. Большинство кантов трехголосно. Главный голос — верхний или средний. Очень часто оба верхних голоса движутся параллельными терциями или секстами, но иногда они перекрещиваются. Партия баса нередко имеет самостоятельную мелодическую линию, напоминая подголосок. По xарактеру канты разнообразны: лирические, торжественные, а иногда и шуточные, сатирические. В манере канта в городском быту нередко пелись и традиционные русские песни.
Наряду с ансамблево-хоровым трехголосием в городском быту к концу XVIII века получает распространение также сольное пение с простым аккордовым сопровождением, чаще всего гитарным и балалаечным. Несколько позднее, примерно с 40-х годов XIX века широчайшее распространение получают также разнообразные конструкции однорядной и двухрядной гармоники — инструмента фабричного изготовления.
Сохраняя многие исконные особенности, городская народная песня в начале XIX века постепенно приобретает и новые выразительные черты. Преимущественное распространение получают теперь только два лада, обычные в профессиональной музыке — натуральный мажор и гармонический минор. Отдельные песенные фразы нередко строятся по звукам важнейших аккордов лада. Так, мелодия «Тонкой рябины» (на слова И. Сурикова) начинается интонированием тонического трезвучия в сочетании с секундовым опеванием квинтового тона, вторая же песенная фраза построена на звуках гармонического вводного септаккорда.
Начальные фразы некоторых песен заключают в себе звуки септаккорда V ступени (солдатские «Братцы, грудью послужите», «Солдатушки, браво, ребятушки»). Зачины минорных напевов нередко строятся по звукам гармонической доминанты.
Подчиненность напева гармоническому мышлению — важная особенность позднего народно-песенного стиля XVIII—XIX веков. Поэтому при исполнении городских песен в сопровождении гитары и гармоники для каждого мелодического оборота нетрудно подыскать соответствующий простой аккорд.
Существенную особенность большинства городских напевов составляет также преобладание восходящего мелодического движения, направленного к яркой высотной кульминации. При этом мелодическая вершина располагается обычно в начале или середине второго, «ответного», предложения песни (как бы в «третьей четверти» песенной строфы), как, например, в песнях «Среди долины ровныя», «Вот мчится тройка удалая», «Славное море — священный Байкал», «Ревела буря», «Из-за острова на стрежень».
Как для поэтических текстов, так и для напевов городских песен характерно строго размеренное чередование ударений, oбразующих обычные акцентные размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Зато такие своеобразные русские песенные размеры, как пятидольный и семидольный, в городской песне почти не встречаются, за исключением устных переработок в духе крестьянской традиции. Почти несвойственно ее мелодиям также и свободное расположение ударений, вызывающее при записи свободную смену тактовые обозначений.
В конце XVIII и в XIX веке городская песня обогащается и новыми видами ритма — энергичным маршеобразным и мягко колышущимся, вальсообразным.
Ранее всего маршевый ритм появился в походных солдатский песнях. Пример тому — многие солдатские песни времен Отечественной войны 1812 года: «Братцы, грудью послужите», «Грянул внезапно гром над Москвой», «Не боимся мы французов», и многие другие.
Позднее маршевая поступь становится типичной и для героико-патриотических песен (песня на слова поэта-декабриста К. Рылеева «Ревела буря, дождь шумел»). Во второй половине XIX века четкий маршевый ритм все чаще используется и в песнях революционных («Смело, друзья, не теряйте»).
Мягко колышущийся вальсообразный ритм более характерен для песен лирических, таких, как «Среди долины ровныя», «Вот мчится тройка удалая», «Степь, да степь кругом», «Тонкая рябина.
Примечательно, что при вариантном преобразовании народного напева вальсообразный ритм иной раз легко может перейти в маршевый и наоборот.
Жанры городской песни разнообразны. Наибольшее распространение имели различные виды бытовой лирики — песенные романсы и лирико-повествовательные песни, баллады о необычайных происшествиях («Хуторок» на слова Некрасова) и, с другой стороны, — скорые плясовые, героико-патриотические, походные солдатские, застольные и студенческие.
Широчайшее распространение в городском быту получает новый вид лирической сольной песни-романса, исполняемой с простым аккордовым сопровождением, обычно под гитару. Уже с конца XVIII века песня-романс становится одним из любимейших песенных жанров городского быта. Такие бытовые романсы, как «Среди долины ровныя», «Чем тебя я огорчила», «Стонет сизый голубочек», а позднее — «Липа веки вековая», «Мой костер», «Над серебряной рекой» (иначе — «Под серебряной луной») —выразительные лирические высказывания, проникнутые задушевными интонациями «сочувствия» к внутреннему миру человека, искренностью и сердечностью выражении.
На протяжении всего XIX века продолжает развиваться жанр солдатской походной и повествовательной патриотической песни. Позднейшие патриотические песни XIX века посвящены преимущественно выдающимся событиям славного исторического прошлого России. Широко известны «Ермак» и «Иван Сусанин» на слова декабриста К. Рылеева, «Было дело под Полтавой» на слова народного певца И. Молчанова, «Бородино» (стихи М.Лермонтова).
В некоторых городских песнях воссоздается образ любимого народного героя — Степана Разина. Назовем песни «Словно море в час прибоя» (слова И. Сурикова), «Из-за острова на стрежень» (слова Д. Садовникова).
В начале XIX века большой популярностью пользуются жанры застольной и заздравной песни. Позднее они стали основой для студенческих песен. В лучших из них поется о любви к Родине и русскому народу, прославляется вольный труд и великое будущее родной страны («Из страны, страны далекой» на видоизмененные слова Н. Языкова).
Многие из широко известных песен городского быта сложены на стихотворения русских поэтов. Народными песнями становятся стихотворения И. Дмитриева («Стонет сизый голубочек»), А. Мерзлякова («Среди долины ровныя»). В XIX веке в народе складываются песни на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, Ф. Глинки, А. Кольцова, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Сурикова. (Вспомним разнообразные народные напевы на слова пушкинского «Узника», многочисленные песни на стихи Некрасова, песню о смерти ямщика «Степь, да степь кругом» и «Тонкую рябину» на слова крестьянского поэта 60-х годов И. Сухова, песни на слова Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского», «Вот мчится тройка удалая», «Над серебряной рекой».)
Источником возникновения новых, самостоятельных по своему мелодическому облику народных песен городского быта послужили и многие песни и романсы русских композиторов, в особенности А. Алябьева, А. Варламова и А. Гурилева. Среди них — застольная песня М. Глинки на слова А. Дельвига «Не осенний мелкий дождичек», песня Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик», песни Варламова «То не ветер ветку клонит», «Вверх по Волге», «Зачем сидишь до полуночи». Одни из них сохранилисъ в народной памяти почти в том же мелодическом облике, в каком их создали композиторы: «Вдоль по улице метелица метет» Варламова, «Соловей» Алябьева. Многие другие песни в народной переработке значительно изменились и лишь отдаленно напоминают свои первоисточники.
ЛИТЕРАТУРА
Бачинская Н., Попова Т. Русское народное творчество. М., 1974г.
Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Симферополь, 1992г.
Коринфский А. Народная Русь. Смоленск, 1995г.
«Молодежная эстрада» №3 1999г.
Областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. Народное творчество Орловской области. Орел, 1988г.
Попова Т. Основы русской народной музыки. М., 1977г.
Семенова М. Мы-славяне. С-П., «Азбука»,1998г.