Из истории выборов в Белгородской области




 

Особенностью исторического развития нашей страны является традиция народного представительства, зародившаяся еще в глубокой древности. Одним из наиболее ранних примеров участия выборных людей в решении важных государственных вопросов может служить участие представителей от нашего края в Земском соборе, на котором в 1613 г. был избран на престол Михаил Федорович Романов.

До начала прошлого века вся законодательная и исполнительная власть в России была сосредоточена в руках самодержавного правителя государства. Все создававшиеся до этого государственные органы выполняли лишь совещательные функции при самодержце. Однако, грозно-тревожные революционные события 1905 г. побудили императора Николая II к учреждению законодательного органа, к участию в котором были бы привлечены широкие народные массы. Сам термин «Государственная дума» был предложен видным российским историком В.О. Ключевским. Это название как бы создавало историческую преемственность власти и уходило своими корнями ещё к боярским думам, существовавшим при московских царях.

В истории законодательных органов России первая Государственная Дума занимает особое место. Проходившая в 1905-1907 годах демократическая революция, побудила самодержавие использовать различные способы противодействия возрастающей политической активности народных масс — от политического террора до политических уступок. Одной из таких уступок и стала подготовка к созданию Государственной Думы. Первым шагом на этом пути явилось опубликование в феврале 1905 года царского манифеста о намерении создать законосовещательный орган, а в августе 1905 года императором Николаем II был подписан манифест об учреждении в России Государственной Думы. Существенной особенностью этого документа явилось то, что по своему статусу дума должна была стать совещательным органом не столько непосредственно при императоре, сколько при Государственном совете, который существовал ещё до неё. Постановления Государственного совета с заключениями Думы (а в ряде случаев и без них) должны были представляться на окончательное утверждение монарху. Дума была поставлена в зависимое положение также и по отношению к министрам. Избирательная система предусматривала косвенные выборы, разделение избирателей по сословным куриям и высокий имущественный ценз.

Однако процесс подготовки к выборам был сорван всеобщей политической стачкой, которая прокатилась по стране осенью 1905 года. Новые, более мощные политические выступления народа заставили царское правительство пойти на новые уступки. 17 октября 1905 года публикуется Манифест, а затем в его развитие принимаются законодательные акты: закон об изменении положения о выборах в Государственную думу (от 11 декабря 1905г.); манифест об изменении Учреждения Государственного Совета и о пересмотре Учреждения Государственной Думы. Эти законодательные акты стали правовой основой создания Государственной Думы. К этому времени уже оформились многие партии, сыгравшие впоследствии видную роль, как в истории дум, так и в истории всей страны. Левые партии, рассчитывая на не высокую активность населения, надеялись совершить переворот и захватить власть, поэтому выборы в думу они бойкотировали; остальные же партии приняли активное участие в предвыборной кампании.

Общее руководство организацией процесса выборов депутатов Государственной Думы России осуществляло Министерство внутренних дел. Непосредственно на местах подготовкой и проведением выборов занимались губернаторы и подчиненные им структуры местной власти. Согласно утвержденным инструкциям они разъясняли населению порядок и правила проведения выборов, составляли списки выборщиков, оповещали о дате и месте проведения съездов выборщиков и непосредственно руководили их проведением.

Процесс выборов в Государственную Думу проходил в феврале-марте 1906 года.

Однако, выборы в думу были:

- не прямые. Система выборов была многоступенчатой, применялся сословно-куриальный принцип. Избрание выборщиков, которые затем в губернском избирательном собрании должны были выбирать членов думы, производилось раздельно от четырех курий: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух курий была установлена двухступенчатая подача голосов, для рабочих — трехступенчатая, а для крестьян — четырехступенчатая: сельские сходы, съезды выборщиков в волостях, в уездах, в губерниях;

- не равные. Один выборщик на 2 тыс. населения в земледельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей. Лица, владевшие значительными земельными наделами в разных уездах, наделялись правом решающего голоса в каждом из этих уездов;

- не всеобщими. Исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие срочной службы, ряд национальных меньшинств.

 

Процесс голосования происходил путём подачи выборщиками записок, написанных собственноручно, с фамилиями кандидатов в депутаты. После подсчета голосов счетной комиссией председательствующий на съезде объявлял результаты голосования и лица, набравшие большинство голосов, считались избранными на очередной съезд выборщиков. Окончательное решение о выборах депутатов Государственной Думы России принимали губернские съезды выборщиков, согласно утвержденной норме представительства от каждой губернии.

Впервые в истории России создавался законодательный орган, который как предполагалось, будет способен в какой-то мере оказывать влияние на власть.

Жители Белгородского края активно включились в избирательный процесс. Выборы прошли во всех волостях и уездах. В состав первой Государственной Думы были избраны: от Курской губернии Михаил Данилович Кутоманов (Грайворонский уезд Александр Николаевич фон Рутцен (Обоянский уезд); от Воронежской губернии Алексей Владимирович Поярков (Валуйский уезд), Иван Яковлевич Пушкарский (Бирюченский уезд).

Накануне начала работы Государственной Думы 23 апреля 1906 года император подписал новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи», в которых появились новые положения. В статье 86 говорилось «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу закона без утверждения Государя Императора», а в статье 87 указывалось, что между сессиями законодательных палат император волен издавать законы в форме чрезвычайных указов. К компетенции Государственной Думы относились: утверждение бюджета (в значительно ограниченном размере), штатов и смет различных ведомств, выступление с законодательной инициативой и направление запросов различным должностным лицам. Вместе с тем, Государственная Дума не имела права изменять основные государственные законы. За императором сохранялась вся полнота власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом.

В состав I Государственной Думы было избрано 478 депутатов, среди которых преобладали представители помещичьего дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Местом заседаний был определен Таврический дворец. Первое заседание думы прошло 27 апреля 1906 года. Председателем думы был избран видный юрист, представитель центрального комитета конституционно-демократической партии Сергей Андреевич Муромцев.

Учреждение Государственной Думы превращало Россию из абсолютной монархии в полуконституционную. И, хотя права думы были максимально ограничены властью монарха, первое же заседание думы показало, какую угрозу представляет она для самодержавия. Дума потребовала от правительства амнистировать всех политических заключённых, провести земельную реформу и вести демократизацию страны по западному образцу. Несмотря на всю ограниченность своих прав, дума претендовала на роль парламента в западноевропейском понимании этого слова. Вместе с тем, проведённые выборы и деятельность избранных депутатов I Государственной Думы не принесли политического успокоения российскому обществу. С одной стороны — революционная ситуация в стране продолжала накаляться, а с другой — после временных политических уступок стала наращиваться репрессивная политика правительства: вводятся военно-полевые суды, свирепствуют карательные экспедиции, проводятся массовые аресты. Остро стоял вопрос: кто кого? Поэтому в такой ситуации оппозиционность думы мешала самодержавию и 8 июля 1906 года императором Николаем II принимается решение о ликвидации думы. Проработав всего 72 дня, I Государственная Дума России была распущена. Она не успела принять каких-либо значимых законодательных актов, но сам факт её возникновения стал первым ростком зарождавшегося парламентаризма в России.

После этого выборы депутатов Государственной Думы России проводились еще трижды: в феврале 1907 года, в октябре 1907 года и в ноябре 1912 года.

 

С изменением общественно-политического строя в нашей стране в 1917 г. изменилась и форма государственной власти. Были образованы Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Высшим органом власти, на основании принятой в 1918 году Конституции, стал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет РСФСР. В 1922 году был создан Союз Советских Социалистических республик, а в 1924 году была принята конституция единого государства, на основании которой в нашей стране был учреждён высший государственный орган — Центральный Исполнительный Комитет СССР. Согласно советским конституциям этого периода не все граждане нашей страны обладали равными избирательными правами. Лишались активного и пассивного избирательного права лица, использовавшие наёмный труд; лица, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы; служители религиозных культов; бывшие офицеры, полицейские и жандармы. Кроме того, лишение избирательных прав применялось и как репрессивная мера к представителям других слоёв населения.

Выборы были не прямые, поскольку местные сходы населения выбирали своих представителей сначала на уездные съезды, которые в последствии формировали делегации на губернские съезды, а те в свою очередь на Всероссийский и Всесоюзный съезд депутатов трудящихся.

В 1936 году в СССР была принята новая конституция, которая закрепила произошедшие изменения в стране и провозгласила высшим органом власти Верховный Совет СССР, который состоял из двух равных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся. Была введена новая избирательная система, которая характеризовалась всеобщим, равным и прямым избирательным правом при тайном голосовании.

 

Отличительной особенностью выборов являлся тот факт, что по каждому избирательному округу выдвигался только один кандидат в депутаты. Депутаты Верховного Совета СССР работали на непрофессиональной основе, они были представителями различных слоёв населения и регионов нашей страны. На сессиях высших законодательных органов принимались судьбоносные для нашей страны решения.

Представители нашего края неоднократно избирались в состав высших законодательных органов нашей страны — в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР. Среди них: председатель колхоза «Верный путь» Мария Афанасьевна Деркач из Алексеевского района, Герой Социалистического Труда бригадир полеводческой бригады Екатерина Максимовна Короткова из Валуйского района, машинист экскаватора Лебединского ГОКа Лихачёв Владимир Витальевич из г. Губкина и целый ряд других.

 

 


Белгородский областной Совет депутатов трудящихся был образован после принятия Верховным Советом СССР Указа от 6 января 1954 года об образовании Белгородской области. Первоначальный состав исполнительного комитета был назначен, а затем его состав после выборов областного Совета, утверждён на первой сессии, состоявшейся в мае 1954 года.

Организацией выборов в Советы всех уровней руководили местные органы власти. Их решением создавались избирательные комиссии, которые и осуществляли непосредственную работу по организации выборов. В каждом избирательном округе выдвигалась только одна кандидатура. Право выдвигать кандидатов в депутаты предоставлялось трудовым коллективам, общественным организациям, при этом соблюдался принцип обязательного представительства от рабочих, крестьян, интеллигенции, молодежи, членов партии и беспартийных, от национальностей.

В начале 90-х годов в стране стали происходить глубокие социально-экономические и политические преобразования. Введение в 1991 году поста Президента РСФСР повлекло и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти.

Следующий этап в развитии избирательной системы связан с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации.

 

29 сентября 1993 г. Указом Президента РФ были утверждены состав Центральной избирательной комиссии по выборам в ГД РФ и Положение комиссии.

Всеми вопросами, связанными с подготовкой и проведением выборов в высшие и местные органы государственной власти, занимаются избирательные комиссии.

В апреле 1995 г. образована избирательная комиссия Белгородской области в количестве 14 человек, из них 7 членов назначены главой администрации области и 7 – областной Думой. Председателем комиссии был избран Николай Тихонович Плетнев, который руководит ею до сегодняшнего дня. В последствие формирование состава избирательной комиссии проводилось каждые четыре года.

Избирательная комиссия Белгородской области своей деятельностью обеспечивает реализацию гарантий избирательных прав граждан на базе федерального и областного законодательства при проведении выборов и референдумов всех уровней.

На основании принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации высшим представительным и законодательным органом власти в нашей стране становится Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: высшей – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.

Отличительными чертами сложившейся, на основе новой Конституции, системы демократических выборов являются:

- предоставление широкой самостоятельности регионам в законотворческой деятельности и, в частности, по вопросам назначения, организации и проведения выборов в местные представительские органы и в органы власти;

- многопартийность;

- создание условий для проведения выборов на альтернативной основе, расширение круга представителей, обладающих правом выдвигать своих кандидатов для участия в выборах, вплоть до самовыдвижения;

- доступность средств массовой информации для кандидатов на выборные должности для пропаганды своих позиций и взглядов;

- демократическая система формирования избирательных комиссий всех уровней;

- возможность широкого контроля со стороны общественности за процессом проведения выборов и подсчета результатов голосования.

Выборы в Государственную Думу проводятся на основании равного прямого всеобщего избирательного права для всех граждан Российской Федерации. Всего в состав Государственной Думы России избирается 450 депутатов, сроком на пять лет. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

В новых демократических условиях обновленной России, на территории Белгородской области, первая избирательная кампания по выборам главы администрации области была проведена 17 декабря 1995 г. Оспаривали право занять этот пост четверо кандидатов. На избирательные участки пришло 75,59% белгородцев, имеющих право голоса. Более 55% из них отдали свои голоса Евгению Степановичу Савченко. Затем с подавляющим преимуществом он побеждал на подобных выборах в 1999, 2003 и в 2012 годах.

Происходившие в стране преобразования не могли не отразится и на истории развития Белгородской области. Прекратил свою деятельность и Белгородский областной Совет, депутаты которого на последней сессии в декабре 1993 года приняли решение о самороспуске. В марте 1994 года состоялись выборы депутатов в областное Собрание народных представителей, на второй сессии которого было утверждено новое, нынешнее наименование — Белгородская областная Дума. Всего в Думу был избран 21 депутат.

В настоящее время Белгородская областная Дума состоит из 50 депутатов, избранных от различных политических партий. Первым председателем Белгородской областной Думы был избран Селивёрстов Юрий Иванович.

Белгородская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Белгородской области. Она принимает законодательные акты по важнейшим вопросам жизни белгородцев.

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: