Информационный блок 1: артериальное давление – это кровяное давление, замеряемое на артериях. Давление возникает вследствие работы сердца, нагнетающего кровь в сосудистую систему, и сопротивления сосудов. Величина кровяного давленияв артериях, венах и капиллярах различна и является одним из показателей функционального состояния организма.
Артериальное давление необходимо для того, чтобы снабжать органы нашего организма кислородом и питательными веществами.
В организме человека кровь находится в просвете кровеносных сосудов. Кровеносные сосуды представлены преимущественно артериями и венами. Кровь, проходящая через кровеносные сосуды, оказывает постоянное давление на сосудистую стенку. Артериальное давление зависит от насосной функции сердца и эластичности кровеносных сосудов.
В норме сердечная мышца сокращается и расслабляется в среднем 60-80 раз в минуту. В результате многократного ветвления кровеносные сосуды приобретают характер капилляров. При достаточном давлении система кровеносных сосудов оказывает сопротивление кровотоку.
Максимальное давление, известное как систолическое артериальное давление, регистрируется в момент сердечного сокращения. Стадия сердечного цикла, во время которой происходит увеличение артериального давления, известна как систола. Давление снижается до минимального в промежутке между двумя сердечными сокращениями, когда сердечная мышца расслабляется. В этот момент регистрируется диастолическое артериальное давление. Расслабление сердца и снижение артериального давления происходят в рамках другой стадии сердечного цикла – диастолы.
Артериальное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.). Показатель систолического артериального давления всегда указывается первым. За ним следует показатель диастолического давления. Например: 120/80 мм рт. ст. означает, что уровень систолического артериального давления составляет 120 мм рт. ст., а диастолическое давление достигает 80 мм рт. ст.(один мм рт. ст. – это давление, которое оказывает один миллиметр (мм) ртути (рт.). 1 мм рт. ст. равен 0,00133 бар.)
|
Систолическое (верхнее) артериальное давление – это характеристика общего состояния вен, капилляров, артерий, а также их тонуса, который вызван сокращением сердечной мышцы. Оно в ответе за работу сердца, а именно за то, с какой силой последнее в состоянии выталкивать кровь.
Нижнее (диастолическое) давление характеризует активность кровеносных сосудов. Другими словами, это уровень артериального давления в тот момент, когда сердце максимально расслаблено. Нижнее давление образуется в результате сокращения периферических артерий, с помощью которых в органы и ткани организма поступает кровь. Поэтому за уровень АД отвечает состояние сосудов – их тонус и эластичность.
Максимальное значение артериального давления у здорового взрослого человека – 140/90 мм рт.ст.
Механизм измерения артериального давления: механический тонометр состоит из манжеты, манометра или дисплея, груши для накачивания воздуха и стетоскопа (ответственный по станции демонстрирует все составляющие механического тонометра участникам).
Принцип работы: надеваете манжету на руку (на плечо), прикладываете под нее стетоскоп в область локтевого сгиба (при этом вы должны слышать пульс), накачиваете манжету воздухом до упора, а потом начинаете его постепенно спускать, откручивая колесико на груше. В какой-то момент вы четко услышите в наушниках стетоскопа пульсирующие звуки, потом они прекратятся. Вот эти две отметки и есть верхнее и нижнее кровяное давление.
|
Информационный блок 2: давление после физической нагрузки повышается до определенного уровня (излишнее повышение – сигнал тревоги).
Это обусловлено индивидуальными особенностями организма, работой сердечно-сосудистой системы и видом физических упражнений, выполняемых человеком. Под воздействием физической нагрузки резко ускоряется кровоток, увеличивается интенсивность сердечных сокращений, наблюдается расширение сосудов и организм выбрасывает в кровь гормон - адреналин, который стимулирует работу сердечно-сосудистой системы и способствует повышению артериального давления.
Суть задания: ответственный по станции рассказывает информацию, представленную в информационном блоке. После ее изучения ответственный предлагает научить участников мерить давление, а также приглашает одного добровольца, у которого измерят артериальное давление до и после физическое активности (приседания (25 раз), отжимания от пола (15 раз), прыжки в течение 1,5 минут и т.п.). После этого ответственный по станции рассказывает команде информацию, представленную в информационном блоке 2.
Реквизит: механический тонометр (при возможности несколько тонометров для обучения максимального числа школьников принципам измерения артериального давления).
|
Время выполнения: не более 6 минут (в течение этого времени максимальное число участников должно научиться измерять артериальное давление посредством механического тонометра).
Система оценки: в случае, если все члены команды активно участвовали в задании, ответственный за станцию задает следующую загадку школьникам для поиска последнего ключа: «Мы с вами сейчас научились мерить артериальное давление. А какой символ давления вы знаете? (из курса физики) Попробуйте его перевернуть, и вы получите последний ключ». Команда должна в качестве ключа получить «Ь».
Приложение 1
Номер команды ___
№ станции | Станция 1 | Станция 2 | Станция 3 | Станция 4 | Станция 5 | Станция 6 | Станция 7 |
оценка |
Номер команды ___
№ станции | Станция 1 | Станция 2 | Станция 3 | Станция 4 | Станция 5 | Станция 6 | Станция 7 |
оценка |
Номер команды ___
№ станции | Станция 1 | Станция 2 | Станция 3 | Станция 4 | Станция 5 | Станция 6 | Станция 7 |
оценка |
Номер команды ___
№ станции | Станция 1 | Станция 2 | Станция 3 | Станция 4 | Станция 5 | Станция 6 | Станция 7 |
оценка |
Номер команды ___
№ станции | Станция 1 | Станция 2 | Станция 3 | Станция 4 | Станция 5 | Станция 6 | Станция 7 |
оценка |
Номер команды ___
№ станции | Станция 1 | Станция 2 | Станция 3 | Станция 4 | Станция 5 | Станция 6 | Станция 7 |
оценка |
Номер команды ___
№ станции | Станция 1 | Станция 2 | Станция 3 | Станция 4 | Станция 5 | Станция 6 | Станция 7 |
оценка |
Приложение 2
Приложение 3
УГОЛОК РТА ОПУЩЕН |
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ УЛЫБНУТЬСЯ |
НЕВОЗМОЖНО РАЗБОРЧИВО ПРОИЗНЕСТИ СВОЕ ИМЯ |
НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОДНЯТЬ ДВЕ РУКИ ОДНОВРЕМЕННО |
ОНЕМЕНИЕ РУКИ/НОГИ |
РАССТРОЙСТВО ЗРЕНИЕ (ДВОЕНИЕ В ГЛАЗАХ) |
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ |
Приложение 4
БЫСТРАЯ ХОДЬБА |
ТАНЦЫ |
РАБОТА В САДУ/ОГОРОДЕ |
РАБОТА ПО ДОМУ И ХОЗЯЙСТВУ |
СБОР УРОЖАЯ |
АКТИВНЫЕ ИГРЫС ДЕТЬМИ |
ПРОГУЛКА С СОБАКОЙ |
СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ |
БЕГ |
ПОДЪЕМ В ГОРУ (НА ВОЗВЫШЕННОСТЬ) |
БЫСТРАЯ ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ |
АЭРОБИКА |
БЫСТРОЕ ПЛАВАНИЕ |
ФУТБОЛ/ВОЛЕЙБОЛ/ХОККЕЙ |
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ МЕЖДУ КАБИНЕТАМИ |
ПРОГУЛКА ДО МАГАЗИНА |
ПРОСМОТР ТЕЛЕВИЗОРА |
СОБИРАНИЕ РЮКЗАКА В ШКОЛУ |
ПРИСЕДАНИЯ |
ПОДТЯГИВАНИЯ НА ТУРНИКЕТЕ |
ОТЖИМАНИЯ |
Приложение 5
1. Сколько часов необходимо спать школьнику старших классов в сутки?
· 6-8 часов
· 8-9 часов
· 10-12 часов
· 4-6 часов
Пояснение: ученики начальной школы (до 4 класса) должны спать не меньше 10-10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано еще 2 часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5-7 классов. В 8-9 классе норма сна может быть немного уменьшена - до 9 -9,5 часов, и только старшеклассники и выпускники могут спать уже по "взрослым" нормам - по 8-9 часов.
2. Умственную работу следует прерывать физкультурными паузами через каждые:
· 25-30 минут
· 40-45минут
· 55-60 минут
· 70-75 минут
Пояснение: длительные занятия умственной деятельностью без перерыва на отдых приводят к переутомлению и снижению работоспособности. Доказано, что уже через 30 минут концентрация внимания у ребенка снижается и хуже воспринимается учебный материал. Для нормальной работоспособности важно чередовать физические и умственные нагрузки.
3. Укажите уровень частоты сердечных сокращений у здорового взрослого человека:
· 60 – 90 уд./мин
· 72 – 80 уд./мин
· 80 – 85 уд./мин
· 85 – 90 уд./мин
Пояснение: ЧСС – это количество сокращений сердца за единицу времени (обычно за минуту). Считается, что частота сердечных сокращений – это то же самое, что и пульс, но это не так.
Чем отличается ЧСС от пульса. Как уже было сказано, ЧСС показывает, сколько сокращений совершает сердце, а именно его нижние отделы – желудочки – в минуту.
Пульс, или частота пульса, – это количество расширений артерии в момент выброса крови сердцем в минуту. Кровь при прохождении по сосудам во время сокращения сердца создает выпуклость в артериях, что определяется на ощупь.
Величина пульса и ЧСС, действительно, могут быть равны, но не всегда, а только у здоровых людей.
Пульс – это «ритмическое расширение артерии, производимое увеличенным объемом крови, выбрасываемой в сосуд посредством сокращения сердца.
4. Укажите нормальное значение пульса у здорового взрослого человека:
· 65 – 75
· 72 – 80
· 60 – 90
· 80 – 85
Пояснение: частота сердечных сокращений совпадает со значением пульса. Пульс — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами.
5. Сколько раз в день нужно принимать пищу в оптимальном варианте?
· 3 раза
· 4 раза
· 5 раз
· 7 раз
Пояснение: доказано, что наиболее рациональным является график приема пищи, который состоит из5приемов. Вот его преимущества: употребляя небольшие порции пищи, организм сможет поддерживать жизненную энергию и дают силы на целый день; средние порции поддерживают метаболизм (обмен веществ) на высоком уровне, что позволяет не переедать. Пятиразовое питание способствует эффективному использованию энергии и нормальному функционированию организма в течение дня.
6. Сколько грамм овощей и фруктов предпочтительно употреблять взрослому человеку в сутки?
· 100 грамм
· 300 грамм
· 500 грамм
· 1 кг
Пояснение: 500 грамм овощей и фруктов в день рекомендуется съедать человеку, чтобы снизить риск развития диабета, сердечно-сосудистых,онкологических и других хронических заболеваний, в том числе ожирения. Чтобы выполнить рекомендуемую норму, нужно добавлять фрукты и овощи к основному приему пищи, например, на завтрак мюсли или каша с сухофруктами, овощной суп, салат или овощной гарнир на обед и ужин, а также съедать по одному фрукту в качестве перекуса. Соблюдая это правиломы поможем своему организму стать здоровее.
7. Назовите нормальные показатели индекса массы тела взрослого здорового человека:
· 19-25
· 10-15
· 25-30
· 15-20
Пояснение: индекс массы тела — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. В норме он составляет 19-25 и считается по формуле: I= m/h2, где I – индекс массы тела, m – масса тела человека в кг, h – рост в метрах.
8. Какое время необходимо посвящать умеренной физической активности ежедневно для поддержания здоровья?
· 20 минут
· 30 минут
· 15 минут
· 1 час
Пояснение: для поддержания здоровья ежедневно достаточно 30 минут умеренной физической активности (обязательно непрерывной) не менее 5 дней в неделю. Или проходить не менее 10 000 шагов ежедневно.
9. Какое количество соли целесообразно принимать вместе с пищей в сутки (включая соусы, сыро-копченые изделия и т.д.):
· Не более 10г
· Не более 5г
· Не более 3г
· Менее 1г
Пояснение: соль контролирует баланс жидкости в организме, она также управляет процессами жизнедеятельности клеток мышечной ткани и ткани нервной системы. Тело человека автоматически регулирует баланс натрия и соли. Любые колебания содержания соли приводят к серьезным нарушениям обмена веществ.
10. Каковы верхние показатели артериального давления взрослого здорового человека?
· 120/80 мм рт.ст.
· 140/90 мм рт.ст.
· 110/70 мм рт.ст.
· 100/60 мм рт.ст
Пояснение: На сегодня верхней границей давления, после которой выставляется диагноз артериальная гипертензия, является 140 на 90 мм рт.ст. Более высокие цифры подлежат выявлению причин их возникновения и лечению.